ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 

Ирина Голицина

Ольга Потемкина



Итальянская мода с русским именем

В рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» в Москве, возникшем по инициативе Олега Янковского, была организована интереснейшая выставка, которая называлась «Полвека итальянской моды» и до того с успехом прошла во многих странах мира. В течение месяца москвичи и гости столицы могли видеть в Петровском пассаже экспонаты известнейших домов моды Италии: Гуччи, Джорджио Армани, Валентино, Версаче, Макс Маара, Этро… Идея выставки – популяризация итальянской моды, итальянского стиля и итальянского образа жизни. Затем коллекцию увидят в Санкт-Петербурге и Киеве.

На выставке были показаны уникальные экспонаты, ставшие вехами истории не только моды, но и великой итальянской эпохи кинематографа, например, платье Клаудии Кардинале из фильма “Розовая пантера”, автор которого Ирен Голицина. Итак, итальянская мода, представленная на престижной выставке, выполнена русским модельером.

Русская фамилия итальянской моды – Ирен Голицина. Она родилась 22 июля 1916 года в Тбилиси в семье русской княжны и офицера царской армии, принадлежала к древнему российскому аристократическому роду Голициных. После Октябрьской революции ее вывезли из страны сначала в Константинополь, а затем в Рим.

Она – легенда… Ирен и ее мать покинули Советскую Россию последним теплоходом. Мать Ирен, переодевшись нищенкой, вместе с ней сумела бежать. Отец в то время воевал на Кавказе и ничего не знал об их судьбе. Семья оказалась разлучена: думалось – на время, оказалось – навсегда. «Мама, – вспоминает Ирина Борисовна, – продав последние драгоценности, так отчаялась, что однажды, схватив меня, побежала на мост бросаться в Босфор». К счастью, в последний момент вспомнила Анну Каренину... и остановилась. Но конец ее жизни все же трагичен.

Отец, позже тоже эмигрант, женился второй раз. А еще через несколько лет все они совершенно случайно встретились в Италии. Встреча оказалась роковой. Мать Ирен Голициной, узнав всю правду, покончила жизнь самоубийством...

Оценки Ирен Голициной были остроумны и точны до последних дней жизни. Выпив рюмку водки в 11 часов утра, она вспоминала Лиз Тейлор и сколько виски та успевала выпить за время примерки, Марлен Дитрих она называла «настоящей звездой, у которой, конечно же, не было никакого стиля». «А вот Гарбо,— вздыхала она,— это был, конечно, стиль, настоящий. Но признаюсь вам, ума она была небольшого». Притом она почему-то считала, что Джеки Кеннеди одевал муж, что именно он придумывал все ее платья и шляпки.

В пятницу 20 октября 2006г. в Риме завершилась очередная рабочая неделя Ирен Голициной. В тот день остановилось и ее сердце. Ей было 88 лет…

Ирен училась в Италии, Англии и Франции. Затем в 1943 году Ирен вернулась в Рим, который и стал для нее родным городом. Выросшая двуязычным ребенком, она получила отличное образование: изучала политологию, учила английский в Кембридже и французский в Сорбонне. Светская красавица Голицина благодаря грузинской крови была похожа на итальянку и вращалась в самых высоких кругах. Хотя семья и была знатной, но небогатой, и Ирен Голициной приходилось зарабатывать себе на жизнь.

Ирен выполняла самую разную работу, вплоть до манекенщицы, даже зарабатывала переводами американских фильмов, а затем. поступила на службу в ателье к сестрам Фонтана, у которых одевалась вся золотая молодежь.

Только через три года она открыла собственное дело. Сама призналась, что для начала копировала выкройки Баленсиаги и Диора, но уже к середине пятидесятых дело было поставлено на широкую ногу. И в 1960 году она создала свою знаменитую «дворцовую пижаму».

Это были брючные костюмы, состоящие из маленьких зауженных брючек и небольшой туники, сшитые из плотного шелка и украшенные восточной вышивкой. «Дворцовая» – потому что дорогие ткани и вышивки были достойны самого торжественного случая, но почему «пижама»? Потому что до нее никому не приходило в голову в брюках приходить на торжественные приемы. С этими «пижамами» она и вошла в историю моды.

Самое потрясающее, что ее «пижамы» носили все – от Джеки Кеннеди до Элизабет Тейлор. Сама Голицына была женщиной с хорошим вкусом и метким глазом, что позволяло ей точно оценивать людей и ситуации.

В 1962 году итальянская пресса назвала Ирен дизайнером года, а в 1965 году Голицына была удостоена Международной дизайнерской премии. С тех пор к услугам мадам Голицыной прибегали многие знаменитости – Софи Лорен, Одри Хепберн, Грета Гарбо и Клаудия Кардинале. Одна была одной из последних кутюрье, чья карьера в моде развивалась на фоне dolce vita послевоенной Италии.

Одежда, созданная Ирен Голициной, представленна в экспозициях многих музеев мира, таких как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Метрополитен в Нью-Йорке.

Личная жизнь красавицы Ирен была яркой, но не безоблачной. И в ней она познала взлеты и падения. Ее муж Сильвио Медичи, отпрыск старинного итальянского рода, обвенчался с Ирен в 1949 году в Риме, вначале по православному обряду, потом по католическому. Чтобы получить разрешение на брак, пришлось просить Папу Римского, который пригласил жениха и невесту в Ватикан. Глава церкви просил Ирину перейти в католичество, но услышал твердый отказ. Позже вопрос интернационального венчания все-таки решился.

Будучи в браке, светской блестящей женщине пришлось не только остаться на нуле, но и испытать тяготы тюремной жизни. И все из-за красавца-мужа, который решил воспользоваться большим кредитом.

В тюрьму она попала за долги мужа сразу после примерок в доме Джона и Жаклин Кеннеди. …Ирину Борисовну раздели донага, она три часа стояла на каменном полу. Потом оказалась в больничном отделении, где заключенные орали, буйствовали, пытались разбить витрины стеклянных шкафчиков, где хранились лекарства. Прошла неделя без еды. «От голода кружилась голова, – рассказывает княгиня. – Соседка, сжалившись, предложила чашечку горячего капуччино. Это, наверное, спасло мне жизнь». Адвокат вытащил Ирину Борисовну из тюрьмы. Когда она приехала домой, вся комната была заставлена орхидеями, которые ей прислали друзья. Немного придя в себя, Голицына создала, как говорят специалисты, свою лучшую коллекцию.

Игорь Чапурин,
дизайнер Дома И. Голициной

Ирина много и успешно работала как модельер. По двадцать часов в сутки. Возможно, княгиня иногда уходила в творчество от личных проблем... Она когда-то поклялась, что не вернется в Россию просто как туристка, а только если ее пригласят как профессионального модельера. Все сбылось во время перестройки – зал «Россия» каждый вечер встречал показы ее моделей овациями.

Владелица дома моды Galitzine, показав свои модели в Москве, не скрывала слез: «За всю жизнь я провела в России лишь два первых года жизни, но, приехав сюда в семьдесят лет, я почувствовала, что наконец-то нашла свой дом».

Княгиня приезжала на историческую родину и в поисках идей и дизайнера для своего Дома моды в Италии. Мадам закрыла производство, когда умер ее муж, но нашлись люди, которые убедили ее реанимировать былую славу Дома моды Голициной. Княгиня сама позвонила Чапурину и сказала, что в его одежде чувствует свои марку, почерк и стиль. Так Игорь неожиданно для себя оказался дизайнером Дома Ирен Голициной.

В 1997–1998 гг. по приглашению княгини Ирины Голицыной Игорь Чапурин разрабатывает первую линию pret-a-porter de luxe в известном итальянском Доме Моды Galitzine, в котором долгие годы одевались Жаклин Кеннеди-Онаccис, Одри Хепберн, Лиз Тейлор, Софи Лорен. В 1998 г. Игорю Чапурину вручают высшую награду Аccоциации Высокой Моды – «Золотой манекен». Эта коллекция, «Севастополь, ноябрь двадцатого…», была посвящена другу и учителю, княгине Ирине Голицыной и всем русским эмигранткам, их мужеству, силе духа и красоте.