ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 


Танхум Бусин



И будет Третий Храм в Иерушалаиме

9 ава (в этом году попадает на 20 июля) – самый скорбный день еврейского календаря. «Информпространство» обратилось к председателю Московского ортодоксального еврейского союза раввину Танхуму БУСИНУ с тем, чтобы он напомнил нам о значении этой даты.

Облик Второго иудейского Храма

– День 9 ава проходит «черной нитью» через всю еврейскую историю и до, и после разрушения Первого и Второго Храмов. Еще когда Моше Рабейну послал разведчиков на Землю Ханаан, то после похода десять из двенадцати разведчиков в этот день оговорили землю, которая течет «молоком и медом», что она якобы «пожирает своих детей». Люди боялись туда идти, вследствие чего вступление в святую землю было отсрочено В-вышним на сорок лет. Впоследствии в этот день были разрушены Первый и Второй Храмы. С 9 ава непосредственно связаны изгнание евреев из Испании и уничтожение Варшавского гетто.

Кстати, на исходе этого горестного дня ЦАХАЛ начал депортацию евреев из Гуш-Катифа и других поселений.

Но, прежде всего, 9 ава – день великой скорби по утраченному еврейским народом Храму, когда религиозные евреи исполняют тяжелый 25-часовой пост, не носят кожаную обувь. Первые девять дней месяца ав мы не моемся, не стрижемся, тем самым соблюдая траур. Заканчиваются же траурные мероприятия в середине дня 10 ава, потому что разрушенный варварами Второй Храм догорал еще полдня. Храм был не просто культовым сооружением. Он был местом раскрытия присутствия Б-га в материальном мире. В некоторых случаях в Храме даже законы природы претерпевали изменения. Место, где находился Храм, и сейчас хранит великую энергию, сохраняет святость. Поэтому евреям лучше не подниматься сегодня на Храмовую Гору, не пройдя ритуального очищения.

Пока мы жили в изгнании, пока не существовало еврейского государства, тема святости Храмовой Горы была больше теоретической, в раввинской литературе не разработана проблема, как и в каком порядке должен восстанавливаться Храм. В войну 1967 года израильские солдаты освободили Храмовую Гору, и ребром встал вопрос, что делать с внезапно обретенной святостью. Но правительство и раввинат, по-видимому, не были готовы к такому ходу событий. По указанию премьера, ЦАХАЛ покинул Храмовую Гору. Известно, что Моше Даян тогда сказал: «Нам не нужен новый Ватикан». И Храмовая Гора была передана Вакфу, мусульманскому совету, отвечающему за содержание мечетей; такая же участь постигла и святыни Хеврона.

Рано или поздно перед началом строительства Третьего Храма евреи поставят над собой царя из рода Давида, который будет править, сверяясь с Торой, руководствуясь Ее законами и предназначением народа. Изначально Храмовый комплекс обслуживали только коэны и левиты. Если бы в 1967-м году израильское руководство и раввинат решились бы собрать вместе всех находящихся в ЦАХАЛе коэнов и левитов и сформировать из них отдельную воинскую часть под командованием главного военного раввина, расквартировав ее по периметру Храмовой Горы, возможно, это изменило бы ход современной истории. Для начала такое подразделение могло бы охранять священное место и заниматься подготовкой территории. Это само по себе показало бы миру, что евреи чтут свою традицию, что они конкретно намерены строить Третий Храм и помнят, кому именно это предстоит свершить. И вообще, что народ намерен выполнять законы В-вышнего. Но ничего подобного сделано не было.

Отсутствие же даже стремления к восстановлению нашего Храма оборачивается неисчислимыми бедами. Многие из нас забыли, что Галаха, в отличие от политических программ, не «голосуется». Она была дана Моше раз и навсегда, пока существует его народ. И вся дальнейшая история многократно подтверждала это – в том числе тем, что произошло с врагами еврейского народа – от амалекитян до Гитлера и т.д. Но Промысел не только поражает ненавистников народа Торы, но требует соответствующих стремлений и усилий от самого этого народа, у которого в каждом поколении есть мудрецы, с ними можно и нужно советоваться. К сожалению, личные амбиции отдельных ответственных лиц часто оказываются сильнее здравого смысла. Известен пример, когда еврейский царь решил, что он своей властью будет приносить жертвы в Храме. И вот он вошел туда, и у него выступила проказа, он перестал быть царем и закончил свои дни как прокаженный в лохмотьях за стеной святого города. Большинству народов мира, не говоря уже про евреев вообще и израильтян, понятно, почему именно на этой Земле восстановлено Государство Израиль. Разве из этого не следует постановка национальной духовной задачи по строительству Третьего Храма сейчас – в наши дни?

Можно надеяться, что израильтяне, и не только религиозные, в ближайшие годы придут к пониманию своего предназначения. Да и сейчас в Израиле есть общественные объединения, которые с недавнего времени интенсивно поднимают вопрос о возрождении Храма. Пока они не обладают большинством, но уже сейчас религиозные школы по численности учеников превосходят светские, и это не может не привести со временем к изменениям в общественном сознании. Сохраняют свои родовые традиции коэны и левиты, в Израиле существуют институт Храма и Ешива коганим, уже построен «учебный» жертвенник, и готовится утварь для нового Храма. Примерно известно, где когда-то под землей коэнами были спрятаны от разорения и сожжения атрибуты из Второго Храма.

Все это вселяет свет надежды на то, что в будущем 9 ава – день многовековой скорби – усилиями народа преобразится в величественный праздник освящения возрожденного Храма.

– Напомните про обстоятельства, связанные с разрушением Второго Храма 1940 лет назад.

– Внутриеврейские противостояния привели к тому, что римляне осадой взяли Иерушалаим. После этого началась жесточайшая резня, кровь лилась рекой, сотни тысяч людей погибли. Законоучителя Иоханана Бен Заккая, последователя Шамая и Гилеля, вынесли из Иерушалаима его преданные ученики под видом мертвеца (в святом городе нельзя хоронить). Иоханан явился к римскому военачальнику Веспасиану и сказал, что тому предстоит стать императором. Вскоре так и случилось. Тогда Веспасиан обещал еврейскому законоучителю, что выполнит любую его просьбу. Бен Заккай попросил пощадить город Явне, известный своими мудрецами, и разрешить перенести туда Сангедрин и ешиву. Тем самым они были спасены. Стена же Плача сохранилась из-за того, что один из римских военачальников решил оставить ее как памятник величия победы над иудеями. Между прочим, в книгах Эзры и Нехемии подробно рассказано, кто и как возводил стены Иерушалаима и Второго Храма. Стена Плача – часть западной стены. Следовательно, можно посмотреть, кем она построена.

– Каким может быть облик Третьего Храма? Станет ли он как-то соответствовать внешнему виду своих предшественников?

– Первый Храм Шломо, как известно, простоял без изменений 410 лет и был сожжен вавилонянами. Второй Храм был разрушен римлянами, когда ему было 420 лет. Один из последних царей Израиля – Гордус (которого в России называют Иродом), сохраняя относительную независимость от Рима, успел расширить и основательно реконструировать Второй Храм. Невозможно говорить о том, что есть какая-то определенная модель Храма на все времена. Необязательно, чтобы Третий Храм повторял архитектурный ансамбль Храма Второго. Ведь в данном случае менее всего речь идет о восстановлении памятника старины, пусть даже и в грандиозном масштабе. Кстати, модель Третьего Храма, описанная в книге пророка Иехезкеля, не совпадает с обликом Первого и Второго храмов. Но совершенно очевидно, что есть определенные константы – жертвенник, кадош кадошим, двор женщин и многое другое. Примерно известно и место для возведения.

Важно иное: если для доступа на Храмовую Гору достаточно окунания в микву, то туда, где был размещен внутренний двор Храма, жертвенник и святая святых, должны придти те, кто прошел обряд очищения пеплом красной коровы, который находился в Храме, но не сохранился поныне. В Торе сказано, что у евреев бывает разная степень нечистоты. Следовательно, существует и возможность очищения от нечистоты. Красная корова (очевидно, годовалая рыжая телица), которая никогда не была под ярмом, т.е. не работала, согласно Торе, должна быть выведена за стан и зарезана коэном. После чего ее необходимо сжечь за станом так, чтобы пепел ни в коем случае не перемешался ни с чем и его можно было собрать. Затем в определенной пропорции этот пепел растворяется в воде. Такой раствор с соответствующим благословением брызгают на нечистого, и тот очищается. Существенно то, что тот, кто режет корову, и тот, кто собирает пепел, из чистых становятся нечистыми. Им надо очищаться. Всего таких коров должно быть 8, а за всю «храмовую историю» было сожжено 7, и раствором из их пепла очистили тысячи людей. До раскрытия Машиаха осталась последняя, восьмая, корова.

В нашей Торе прямо сказано: «Святы будьте». Когда после 70-и лет лет вавилонского изгнания Эзра и Нехемия организовали возведение Второго Храма, некоторое число коэнов, участвовавших в строительстве, вернулись из Вавилонии с чужеземными женами и детьми. И работа не шла до той поры, пока Эзра по воле В-вышнего не приказал коэнам отделиться от нееврейских жен.

Надо понимать, что возведение Храма на Обетованной Земле предъявляет к строящим его более жесткие духовные требования, чем повседневная жизнь в Израиле, а тем более – за его пределами. Но главная помеха для подлинного духовного возрождения – это отсутствие единства народа вокруг Торы, которое явственно наблюдается в последние десятилетия.

 

Беседу вел
П. Людин