ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 152 2011г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ИСХОД | ЗЕМЛЯ | ЗА ЖИЗНЬ |
РЕПАТРИАЦИЯ | ИСТОРИЯ | КАЛЕНДАРЬ | КАЛЛИГРАФИЯ | КОРНИ | СЛОВО | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2011 |
«И сказал Г-сподь Моше и Аарону в земле Египетской, говоря: «Этот месяц для вас будет началом месяцев; первый он у вас из месяцев года» («Шмот» или «Исход», 12:1-2)
Приближается месяц Нисан – месяц чудес и Избавления. Мы переходим, по словам наших мудрецов, от одного чудесного спасения, которое случилось во времена Пурим, в месяце Адар, к другому – Исходу из Египта в месяце Нисан, во время праздника Песах, когда еще в глубокой древности мы вышли из египетского рабства, и когда уже в эти дни, согласно предвидению наших мудрецов и предсказаниям пророков, нас ожидает полное и окончательное Избавление. Это месяц считается «первым» в еврейском году: с него начинается отсчет месяцев года. А с праздника Песах, который мы отмечаем в середине этого месяца – начинается праздничный цикл, вообще включающий три центральных праздника паломничества (Шлош-регалим): Песах, Шавуот и Суккот.
Сказано: «Когда В-вышний избрал этот мир, Он установил в нем начало годов (Рош-га-шана) и месяцев (Рош-ходеш). А когда В-вышний избрал Яакова и его потомков – народ Израиля, Он установил для них месяц Избавления» (мидраш «Шмот-Раба»). Здесь «начало года» – это месяц Тишрей, а «месяц Избавления» – это, конечно же, Нисан!
Мы будем благословлять этот наступающий месяц и читать последний из четырех дополнительных отрывков, которые читаются в этот период: «Этот месяц» – «Га-ходеш». Это отрывок возвращает нас к главе «Бо» и «недавним» событиям времен Исхода.
Отрывок, о котором идет речь, начинается словами («Шмот», 12:2): «Этот месяц для вас будет началом месяцев; первый он у вас из месяцев года». Почему сказано «этот месяц»? На языке Писания (впрочем, как и в русском) слово «месяц» может означать как промежуток времени (около 30 дней), так и небесное светило. Поэтому Раши пишет, что в первом случае речь идет о новолунии, когда на небе появляется тонкий лунный серп. Ведь невозможно «указать» на календарный месяц, как обычно мы указываем на явления окружающего мира. На этот месяц, который появился на небосводе, и указал Творец, обращаясь к Моше, заявив: «Когда увидишь такой месяц на небе, то благословляй наступление нового месяца» – на этот раз уже как календарного явления1. Однако, поскольку прямой смысл текста остается в силе, мы можем из этих слов сделать еще один практический вывод: «этот месяц» – месяц Нисан, является для нас «началом всех месяцев года», т.е. первым2 в ряду.
Кроме того, сказано, что этот месяц будет «у вас» или «для вас». Это уточнение дало нашим мудрецам основание утверждать, что точное определение дат еврейских праздников и других календарных событий, равно как и расчет самого календаря было «делегировано» Творцом еврейскому народу. И действительно, все время, пока существовал Верховный Суд или Синедрион (Сангедрин) (до середины IV в. н.э.), начало нового месяца устанавливалось на основании двух свидетелей, которые приходили в Суд в конце текущего месяца и заявляли, что видели новую луну. Члены Сангедрина ожидали свидетелей в течение всего дня (30-го дня текущего месяца).
Очевидно, что от начала месяца зависела и дата праздников, которые приходятся на этот месяц. Кроме того, из Торы известно, что Песах должен непременно отмечаться в Нисане, который назван в Торе весенним месяцем (Ходеш-га-авив) – 23:15: «Праздник опресноков (Мацот) соблюдай; семь дней ешь опресноки, как Я повелел тебе, в назначенное время весеннего месяца (досл.: «месяца Авив»), ибо в этом месяце вышел ты из Египта…».
В эпоху Второго Храма, когда возникли многочисленные отдаленные общины в Вавилоне и других странах (Египет) известие об освящении нового месяца передавалось через специальных посланцев. Позднее был разработан фиксированный календарь, учитывающий все особенности лунного и солнечного циклов.
Конечно, календарь необходим как с практической точки зрения в повседневной жизни, так и с религиозной точки зрения – для того, чтобы точно определять время праздников и прочих ритуалов. И все же, чем отличается заповедь «освящения месяца» от всех прочих заповедей Торы?
Суть и внутренний смысл всех 613-и заповедей Торы, которые охватывают практически все многообразие человеческих проявлений – возвысить все стороны и аспекты нашей жизни, а вместе с ними и окружающий нас мир, и привнести в них святость. Поэтому большинство заповедей мы выполняем с помощью различных физических атрибутов и вспомогательных предметов. Особенность заповеди «освящения месяца» состоит в том, что эта заповедь касается такой тонкой материи, как само время, когда на целые сутки время меняет свою природу и становится святым. Этим эта заповедь отличается от всех прочих, где святость относилась лишь к определенному предмету, который использовался для выполнения данной воли Творца.
Природа времени – одна из сложнейших проблем современной науки. Течение время – загадка, издавна занимавшая лучшие умы человечества, а само время всегда считалось неподвластным человеку, казалось, что не в нашей власти ускорить его или замедлить. И, тем не менее, В-вышний дал нам принципиальное право изменять время и наделять его святостью.
Когда Сангедрин (на основе показаний двух свидетелей) объявлял следующий день началом нового месяца или Новомесячьем (Рош-ходеш)3, само время изменяло свою природу. Причем все эти изменения происходили в результате наших собственных действий и усилий, благодаря тем духовным полномочиям, которыми наделил Творец – Хозяин этого мира, членов Верховного Суда – Сангедрина. Таким образом, возникает новая реальность: святое время, «привязанное» к Торе и заповедям.
И только в ХХ веке благодаря революционным открытиям в области физики современные ученые пришли к пониманию того, что время тоже подвержено изменениям и может ускоряться или замедляться.
Пока в нашем мире существуют лишь отдельные «островки» святости: Земля Израиля, Синагоги и Ешивы... И также определенные периоды времени, которые связаны с выполнением той или иной заповеди: Субботы (Шабат), Новомесячье (Рош-ходеш), Праздники (Йом-тов) и т.д. Но в будущем весь мир станет вместилищем для Б-жественного света, местом обитания для Творца. И все время тогда станет святым, ибо Грядущий мир называется «субботой (Шабат), которая длится вечно».
Два светила
Светила были созданы для того, чтобы по ним отмечать время, как сказано («Берейшит», 1:14): «И сказал Б-г: да будут светила на небосводе, чтобы отделять день от ночи, и будут они знамениями для времен, и для дней и годов». Сутки, месяца и годы – естественные временные циклы, которые издревле служили людям для отсчета времени.
Причем, в основе календаря, которым пользуется большинство народов мира, лежит солнечный цикл, а в основе еврейского календаря – лунный4, поэтому сказано, что «народ Израиля отсчитывает время по Луне и уподобляется Луне».
Как известно, вначале были сотворены два «великих светила», как сказано («Берейшит», 1:16): «И создал Б-г два великих светила: светило большее для владения днем, и светило меньшее для владения ночью и звезды». С одной стороны, это свидетельствует о «скромности» еврейского народа: другие народы претендуют на лидерство и власть: быть «главным светилом» во всем – поэтому они сверяют свою жизнь с главным светилом, которое, к тому же, неизменно. В то время как евреи ориентируется на «малое светило» – Луну, которая меняет свои видимые размеры, а порой даже исчезает с небосвода.
Как и ночное светило, мы светим «отраженным светом» – светом Б-жественной мудрости, который доходит до нас через Тору, заповеди и еврейские праздники. Но в будущем нам обещано, что Луна сравняется с Солнцем, и свет, исходящий от них, будет сопоставим. Сказано: «И будет свет Луны таким же ярким, как свет Солнца, как это было во время шести дней Творения». Это произойдет, когда исчезнут все духовные «сокрытия», Б-жественный свет проявится в полной мере, а еврейский народ раскроется весь свой духовный потенциал и наполнит весь мир светом Торы. С приходом нашего праведного Машиаха уже в эти дни!
1 Хотя разговор В-вышнего с Моше происходил днем, как сказано (6:28): «и было в тот день, когда говорил Г-сподь», однако это было незадолго до захода солнца, а новый месяц был показан ему уже с наступлением темноты.
2 Следовательно, месяц Ияр будет вторым, Сиван – третьим и так далее. Месяц Адар является последним, двенадцатым, и замыкает круг.
3 В еврейской Традиции Новомесячье считается т.н. «полупраздником». В это день существуют некоторые ограничения на трудовую деятельность, а в Храме совершались дополнительные жертвоприношения, которые в наше время заменяются дополнительной молитвой (мусаф).
4 На самом деле, как уже было сказано, еврейский календарь является лунно-солнечным, поскольку учитывает как видимое движение солнца на небе, так и фазы луны. В то время как гражданский календарь является чисто солнечным, а мусульманский календарь, наиболее примитивный из известных, напротив, учитывает только лунный цикл.