ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 152 2011г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ИСХОД | ЗЕМЛЯ | ЗА ЖИЗНЬ |
РЕПАТРИАЦИЯ | ИСТОРИЯ | КАЛЕНДАРЬ | КАЛЛИГРАФИЯ | КОРНИ | СЛОВО | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2011 |
Когда Первый сионистский конгресс, проходивший в последних числах августа 1897 года в швейцарском городе Базеле, одобрил «базельскую программу» Теодора Герцля, мир узнал, что «бездомные» евреи планируют создание собственного национального дома и не где-нибудь, а в Эрец Исраэль, где две тысячи лет назад этот дом существовал. Но уже тогда и Герцлю, и всем его сторонникам было ясно, что без самой широкой международной поддержки программа эта руками одних евреев осуществлена быть не может. Начался огромный организационный труд по привлечению к возможному участию в этой деятельности ведущих политиков Европы и Азии. И мало кто тогда вспоминал, что почти за сто лет до этого уже был один политик, который провозгласил востановление еврейского государства на территории Палестины со столицей в Иерусалиме. Этот человек – Наполеон Бонапарт.
Наполеон. 1790-е годы |
Последнее десятилетие XVIII века стало переломным в вопросах предоставления евреям гражданских прав и интеграции их в окружающую среду. Социальные процессы, которые произошли в результате революционных преобразований в обществе, изменили облик многих государств. Как американская, так и французская революции провозгласили торжество принципов веротерпимости и отделения церкви от государства.
17 сентября 1787 г. Конституционный Конвент в Филадельфии принял Конституцию США, ратифицированную впоследствии всеми тринадцатью существовавшими в то время американскими штатами. Она состояла всего из семи статей, которые позднее были дополнены серией поправок, ставших ее неотъемлемой частью. Едва ли не основными из них были первые десять, составившие Билль о правах, гарантирующий отдельные личные права граждан и соответственно ограничивающий полномочия государственных органов. Они были одобрены Первым конгрессом США в 1789 г. и спустя два года ратифицированы штатами. Первая же из них гласила: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной...». Именно эта поправка утверждала торжество принципа свободы совести, когда вопрос о правах человека полностью отделяется от вероисповедания. Для евреев это означало, что они автоматически становятся равноправными членами гражданского общества.
Первым государством, в котором эмансипационный подход к еврейскому вопросу стал общепринятым принципом, стала Франция. Уже в конце августа 1789 г. Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина», заложив фундамент равенству всех граждан, без различия религии. «Декларация» стала важнейшим документом Великой французской революции, определяющим индивидуальные права человека. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.
«Декларация», правда, не привела к изменению юридического статуса французских евреев как национального сообщества. Евреи получили гражданское и политическое равенство лишь на индивидуальной основе. Каждый еврей мог теперь беспрепятственно интегрироваться во французское общество, но и община должна была теперь подчиняться государственным законам, лишаясь своей многовековой самостоятельности.
Одним из тех, кто воплотил в отношении евреев в жизнь идеи свободы, равенства и братства, был Наполеон Бонапарт. Еврейский вопрос занимал его всю жизнь. Будучи во многих отношениях продолжателем традиций французской революции, Наполеон открыто любовался силой народа, который «дошел до нашего времени, пережив смену столетий, гордясь своим единством и считая самой большой своей привилегией иметь своим законодателем одного лишь Б-га».
Пользуясь неограниченной властью, Наполеон нес евреям завоеванных стран свободу. Его поражало существование в конце просвещенного XVIII века такого отголоска мрачного средневековья, как запираемые на ночь городские еврейские гетто. Он разрушал могучие каменные стены этих гетто и вместе с этим разрушал стереотипы взаимоотношений еврейского и нееврейского населения этих городов. Именно ему принадлежит ставшее популярным выражение: «Обращение с евреями в любой стране – показатель ее цивилизованности».
В Анконе, отвоеванной у папских государств в 1797 году, Наполеону показали евреев в колпаках и с желтыми звездами на одежде. Он немедленно отменил эти дикие порядки. Захватив на следующий год Мальту и увидев, что евреи не имеют синагоги и отправляют религиозные обряды только в домашних условиях, он приказал построить синагогу. Эмансипация евреев проводилась им во имя равенства в гражданских и религиозных правах, которые Франция признавала за жителями освобожденных ею стран, независимо от их происхождения и вероисповедания.
Завоевав Египет, Наполеон начал весной 1799 года сирийскую кампанию с освобождения от арабского владычества территории Эрец Исраэль. В течение месяца французская армия захватила большинство городов Средиземноморского побережья, и в конце марта приступила к осаде крепости Сен-Жан д’Акр (Акко). Там, под стенами этой крепости, и застал Наполеона еврейский праздник Песах.
Ночь 20 апреля, накануне пасхальных праздников, Наполеон провел в тяжелых думах, он написал свою знаменитую «прокламацию», обращенную «законным наследникам Палестины» и объявлявшую Палестину еврейским государством, а Иерусалим – ее столицей. Мы публикуем ее текст в том виде, в каком она приведена в книге канадца Бена Вейдера «Блистательный Бонапарт». Правда, Вейдер сожалеет, что сочность текста утрачена из-за двойного перевода с иврита на английский, а затем и на французский (мы же получаем ее и вовсе на русском), но... что есть, то есть.
«Прокламация к Еврейской нации. Штаб-квартира. Иерусалим, 1 флореаля (20 апреля) 1799 года, VII года Французской республики.
От Бонапарта, главнокомандующего армиями Французской республики в Африке и Азии, – законным наследникам Палестины.
Израильтяне – уникальный народ, на протяжении тысячелетий лишенный земли своих предков, отнятой завоевателями и тиранами, но не утративший ни своего имени, ни национального существования! Внимательные и беспристрастные наблюдатели судеб и народов, даже если они не обладают провидческим даром Израиля и Иоиля, убедились в справедливости предсказаний великих пророков, возвестивших накануне разрушения Сиона, что дети Г-да вернутся на родину с радостным восклицанием и «они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся» (книга пророка Исайи, 35,10).
Восстаньте в радости, изгнанные!.. Эта беспримерная в истории война начата во имя самозащиты народом, чьи наследственные земли рассматривались его врагами в качестве добычи, которую надо разодрать.
Теперь этот народ мстит за два тысячелетия бесчестия. Хотя эпоха и обстоятельства кажутся малоблагоприятными для утверждения или хотя бы выражения ваших требований, эта война, против всяких ожиданий, предлагает вам достояние Израилево.
Провидение направило меня сюда во главе молодой армии, ведомой справедливостью и несущей победы. Моя штаб-квартира развернута в Иерусалиме, а через несколько дней я буду в Дамаске, близость которого не будет более угрозой для города Давида.
Законные наследники Палестины!
Великая нация, не торгующая людьми и странами подобно тем, кто продал ваших предков всем народам, не призывает вас отвоевать ваше достояние. Нет, она предлагает вам просто взять то, что она уже отвоевала, с ее помощью и с ее разрешения оставаться хозяевами этой земли и хранить ее наперекор всем врагам.
Поднимайтесь! Покажите, что вся мощь ваших угнетателей не смогла убить мужество в наследниках героев, которые сделали бы честь Спарте и Риму. Покажите, что два тысячелетия рабства не смогли удушить это мужество.
Поспешите! Настал час! Пришел момент, который не повторится, может быть, еще тысячу лет, – потребовать восстановления ваших гражданских прав, вашего места среди народов мира. У вас будет право свободно славить имя Г-да Б-га вашего, как того требует ваша религия (книга пророка Иоиля, 4, 20)».
Наполеон ошибся на 850 лет. Для того, чтобы возродить еврейское государство на земле тогдашней Палестины, понадобилось не тысячу лет после его египетского похода, а только 150. Сам император войну на Ближнем Востоке проиграл и до Иерусалима со своим войском так и не дошел. А ведь мог дойти. В те дни, на вершине императорской власти и воинской славы, ему это было вполне по силам. И как знать, быть может, он, как в Италии, своим императорским указом взял бы, да и учредил еврейское государство. Точнее, возродил древнее. Но не пришлось. Стал жертвой коварства и поистине царской безнаказанности.
Осадив Яффо, Бонапарт приказал объявить населению, что если гарнизон не капитулирует и ему придется брать город приступом, войска получат приказ пленных не брать. С гражданским населением тоже церемониться никто не будет. Но Яффа не сдалась, и тогда 6 марта 1799 года последовал штурм. По свидетельству академика Е.В.Тарле, ворвавшиеся в город солдаты принялись истреблять буквально всех, кто попадался под руку. Дома и лавки были отданы на разграбление. Около четырех тысяч уцелевших при штурме турецких солдат, большей частью этнических арнаутов и албанцев, заперлись в одном обширном, со всех концов загороженном месте и объявили, что сдадутся только в том случае, если им будет обещана жизнь. Французские офицеры обещали им жизнь, после чего турки вышли из своего укрепления и сдали оружие.
Бонапарт был разгневан. «Что теперь с ними делать? – кричал он. – Где у меня припасы, чтобы их кормить? Кто их будет конвоировать – четыре тысячи отборных, сильных солдат?» Через три дня император принял решение. Оно было страшным: пленных расстрелять. Четыре тысячи безоружных людей, поверивших в то, что в соответствии с законами войн своей капитуляцией обеспечили себе право на жизнь, вывели на берег моря и расстреляли. Как писал много позднее один из французских офицеров, «никому не пожелаю пережить то, что пережили мы, видевшие этот расстрел».
Это преступление стоило Наполеону всей кампании, а еврейскому народу – шанса вновь стать хозяином своей древней страны и ее такой же древней столицы. В тылу французской армии остались тысячи незахороненных трупов как погибших и расстрелянных турецких солдат, так и жертв мирного населения. Наступившая летняя жара привела к тому, что все эти смердящие трупы стали источником эпидемии чумы, которая, в конце концов, настигла сидящую в осаде д’Акры французскую армию. В результате Наполеон отступил и, бросая заболевших чумой солдат умирать, ушел из Палестины.
Впервые со дня падения Иерусалима и разрушения Второго храма в 72 году н.э., впервые за 18 веков рассеяния Наполеон стал первым завоевателем, декларировавшим идею Палестины как родины иудеев. И в этом смысле он на полтора столетия раньше других стал предтечей современного государства Израиль.
Понадобилось почти 100 лет, чтобы эта идея овладела энтузиастами, собравшимися на своей первый сионистский конгресс в Базеле, и почти 120 лет, чтобы она была принята ведущими политиками мира. Имя первого из них, заявившего вслух о правоте евреев, настаивающих на возвращении на свою историческую родину, вошло в историю. Им оказался британский министр иностранных дел Артур Джеймс Бальфур.
Лорд Бальфур. 1917 год |
Великобритания не случайно оказалась в центре борьбы евреев за создание своего национального очага. Благодаря еврейской эмиграции из Восточной Европы, и, в первую очередь, из России, численность еврейского населения центра Британской империи с середины 1880-х гг. возросла в пять раз и составила почти 300 тысяч человек. Евреи занимали прочное место в общественно-политической жизни государств: крещеный еврей Бенджамин Дизраэли еще в 1868 году возглавил правительство, а Натаниэл Ротшильд, внук основателя английского дома Ротшильдов, стал в 1885 году первым евреем, получившим звание пэра и право быть членом палаты лордов. К 1890 г. в стране были ликвидированы все религиозные ограничения при получении должностей и титулов, в результате чего евреи обрели все права гражданства, что фактически означало завершение процесса их политической эмансипации.
Во время Первой мировой войны в действующих войсках Британской армии насчитывалось около 50 тысяч еврейских солдат и офицеров, каждый пятый из них в боях отдал жизнь или остался инвалидом. Еврейские батальоны королевских стрелков принимали участие в боях за освобождение Палестины, а еврейская подпольная организация НИЛИ (аббревиатура фразы, означающей в переводе с иврита «Вечность Израиля не обманет»), созданная в 1915 г., снабжала англичан стратегической информацией о турецкой армии. Все это не могло не сыграть своей роли при решении вопроса о судьбе будущего национального очага евреев, и руководство Всемирной сионистской организации (ВСО) возлагало на английское правительство особые надежды в вопросах возрождения еврейской государственности в Палестине, на территории, принадлежащей Османской империи. Когда этот проект провалился, премьер-министр Великобритании лорд Артур Джеймс Бальфур предложил сионистам план еврейского заселения Уганды, но против нее резко выступила Демократическая фракция Сионистского конгресса, и уже в 1903 году стало ясно, что этот проект также является нежизнеспособным.
Одним из лидеров Демократической фракции ВСО был Хаим Вейцман, преподаватель биохимии в Университете Женевы. Но в 1904 году Вейцман получает приглашение от Манчестерского университета и оказывается в Англии, и этот, казалось бы, не столь значительный факт оказался чрезвычайно важным в истории еврейского народа. Став в 1910 году подданным британской короны, Вейцман принимает активное участие в политической жизни страны. Он завязывает близкое знакомство с лордом Бальфуром и во время многочисленных встреч с ним старается убедить того в правоте идеи еврейского национального дома на Земле Израиля. В конечном итоге, это сыграло свою решающую роль в то время, когда Бальфур стал министром иностранных дет Великобритании.
Особенно укрепились позиции Х. Вейцмана после того, как ему удалось выполнить в своей химической лаборатории несколько работ, важных для английской военной промышленности.
Первая мировая война началась с объявления Германией 1 августа 1914 года войны России. В тот же день тайной конвенцией о союзе с Германией свое участие в войне на ее стороне подтвердила Турция.
В декабре 1916 года ситуация изменилась, и Вейцман понял: сейчас или никогда. В британском правительстве оказались те, кого он знал как сочувствующих евреям в их стремлении создать собственное государство на месте древней Иудеи. Министром внутренних дел стал Герберт Самуэль – первый еврей, ставший членом правительства Британской империи, министром иностранных дел – лорд Бальфур, а премьер-министром – Давид Ллойд Джордж.
Для Ллойд Джорджа как истинного христианина понятия «Палестина» и «Иерусалим» не были пустыми звуками. Он со своих христианских позиций приветствовал «возвращение евреев в Сион», ибо это было исполнением воли Б-га. «Я знаю историю евреев лучше, чем историю моего народа, и могу перечислить всех царей израильских. – говорил он. – Но едва ли вспомню дюжину английских королей». Для лорда Бальфура Библия тоже была живой реальностью. Он был захвачен идеей возвращения евреев на родину и говорил, что христианский мир в неоплатном долгу перед народом, изгнанным из Палестины.
Что касается Г.Самуэля, так тот еще в начале 1915 г. распространил среди членов кабинета министров меморандум с предложением установить над Палестиной британский протекторат и обеспечить помощь еврейским организациям в скупке земель, основании сельскохозяйственных поселений, создании учебных и религиозных учреждений. Как писал Г.Самуэль, эта маленькая страна («величиной с Уэльс») не сможет вместить всех желающих переехать в нее, но окажет глубокое влияние на еврейский народ во всем мире. Вряд ли сам Г.Самуэль предполагал тогда, насколько его слова окажутся пророческими! И вряд ли он мог тогда предполагать, что сам станет Верховным комиссаром в подмандатной Палестине.
В конце января 1917 г. Вейцман представил ответственному за ближневосточные территории Марку Сайксу меморандум, который назывался «Общие принципы программы еврейского поселения в Палестине в соответствии с целями сионистского движения». Этот меморандум и сегодня представляет интерес, ибо провозглашает принципы, реализации которых была посвящена вся последующая история евреев Палестины. Вот эти принципы:
«1. Еврейское население Палестины... будет официально признано суверенными правительствами в качестве еврейской нации и будет располагать всей полнотой гражданских, национальных и политических прав в этой стране. Суверенные правительства должны будут признать желательность и необходимость еврейского возвращения в Палестину.
2. Суверенные правительства предоставят евреям своих стран полное и свободное право эмиграции в Палестину. Суверенные правительства предоставят еврейскому населению Палестины все возможности для немедленной натурализации и приобретения земель».
А пока война развивалась по своим законам. 8 марта 1917 г. США вступили в войну. 20 апреля лорд Бальфур прибыл с официальным визитом в США и на приеме в Белом доме встретился с членом Верховного суда США Луи Брандайзом – первым в истории страны евреем на этой должности. Брандайз возглавлял в это время инициативную группу по созданию Американского еврейского конгресса и Временный комитет по общесионистским делам. Встреча показала полное совпадение мнений по палестинской проблеме. Брандайз заверил своего собеседника, что президент Вудро Вильсон готов письменно подтвердить свое мнение о необходимости создания на ближнем Востоке еврейского государства (что он позднее и сделал, прислав телеграмму Ллойд Джорджу).
А в это же самое время другой лидер Всемирной сионистской организации Нахум Соколов вел переговоры с французским правительством, которое также должно было декларировать свое позитивное отношение к палестинской проблеме и судьбе еврейского народа. В начале июня 1917 г. такая декларация была подписана. «По нашему мнению, – говорилось в ней, – будет актом справедливости, чтобы союзные державы оказали поддержку возрождению еврейской нации в той стране, из которой еврейский народ был изгнан столько столетий назад. Франция относится положительно к этим стремлениям».
Оставалось совсем немногое: нужно было, чтобы свою официальную точку зрения на эту проблему высказало правительство той страны, которая, согласно достигнутых договоренностей, должна будет включить территорию Палестины в состав своей империи. И тут Хаим Вейцман взял иницивативу в свои руки: он предложил британскому кабинету министров проект политической декларации, в которой Великобритания выразила бы свое согласие с «принципом признания Палестины как Национального очага еврейского народа и права еврейского народа строить свою национальную жизнь в Палестине...»
Окончательное решение палестинской проблемы пришлось на позднюю осень 1917 года. 31 октября на заседании британского кабинета министров обсуждалось будущее этого региона. Было решено лишить Оттоманскую империю всех ее завоеваний. Что касается Палестины, то она после войны должна стать британским протекторатом, и еврейский народ получит право начать там новую историческую жизнь. А спустя два дня произошло, наконец, событие, которого так долго ждали: 2 ноября 1917 г. министр иностранных дел Великобритании Артур Джеймс Бальфур отправил с курьером лорду Лайонелю Уолтеру Ротшильду краткое и внешне маловразумительное частное письмо. Оно было опубликовано неделю спустя и стало официальным документом – декларацией о доброжелательном отношении Великобритании к стремлениям евреев, который и вошел в историю под названием «Декларации Бальфура» и определил всю дальнейшую судьбу еврейского народа. Шестьдесят семь слов, напечатанных на машинке в канцелярии британского Министерства иностранных дел. Один из наиболее значительных документов нашего времени. Вот это письмо:
«Правительство Ее Величества положительно рассматривает учреждение в Палестине национального дома для еврейского народа и будет прилагать всевозможные усилия для облегчения достижения этой цели, при наличии ясного понимания того, что не будет сделано ничего такого, что может отрицательно повлиять на гражданские и религиозные права нееврейских общин в Палестине или на политический статус евреев в любой другой стране».
Таким образом, одной единственной фразой британское правительство почти за год до окончания Первой мировой войны одарило евреев территорией, которой само еще не обладало. Но это была великая фраза, ибо ею британские власти открывали путь к воплощению в жизнь многовековой еврейской мечты о возвращении своего народа на древнюю родину. Решающее слово было, наконец, сказано.
Декларация Бальфура подала сигнал к началу британской военной кампании в Палестине под командованием лорда Эдмунда Алленби. В его войсках были солдаты Еврейского легиона — группы евреев-добровольцев из Англии, США, Канады и Палестины. Приказ, полученный из Лондона, гласил: «Взять Иерусалим до Рождества». Приказ был выполнен, и в первый день праздника Ханука, 11 декабря 1917 года, экспедиционный корпус генерала Алленби вступили в древнюю столицу еврейского государства.
Но как ни важна была эта военная победа, Декларация Бальфура сама по себе была великой победой еврейского народа, ибо она провозглашала его право на создание национального очага не где-нибудь, а именно в Палестине.
24 июля 1922 года Британский мандат на Палестину был утвержден Советом Лиги наций и 26 сентября 1923 года он вступил в силу. В последующие четверть века, пока тянулось установленное Лигой наций британское правление в Палестине, не прекращалась борьба за практическое осуществление декларации Бальфура, пока, наконец, на карте мира не появилось новое государство – Израиль.