ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 


Леонид Гомберг



Судьба священных реликвий

В синагоге на Большой Бронной прошел круглый стол, посвященный «библиотеке Шнеерсона» – собранию книг любавичских Ребе, находящемуся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ).

Дискуссию открыл раввин Агудас Хасидей ХаБаД Ицхак Коган: «В 1918 году в Восточном собрании книг Румянцевского музея (впоследствии библиотеки им. В.И. Ленина) произошла серьезная кража. Ученый совет музея постановил для пополнения фондов забрать три библиотеки, в том числе и «библиотеку Шнеерсона». В 1919 году V любавичский Ребе Шолом Дов Бер через молитвенные дома пытается вернуть библиотеку, но сделать это невозможно – на них уже наложена железная рука большевиков. В 1922 и 1925 годах VI любавичский Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон просит вернуть книги, но ему отказывают. В 1927 году Ребе Й.И. Шнеерсон арестован, а затем выслан из Советского Союза. В постановлении с разрешением на выезд сказано: со всей библиотекой. Но ему снова отказывают. После нескольких лет скитаний VI любавичский Ребе обосновывается в США.

Долгие годы библиотека оставалась в сфере внимания любавичских хасидов, вообще всех евреев, помнивших в тяжелые советские годы о своих корнях. И вот в 1988 году, когда «железный занавес» заколебался, Арманд Хаммер обещал VII Ребе Менахему Мендлу помочь в поисках и возвращении библиотеки. Он договорился с российским руководством и получил разрешение на приезд в Москву трех специалистов, которые смогли бы осуществить поиск книг. Библиотекарь любавичского Ребе Барух Левин и сопровождавшие его двое раввинов начали переговоры. По каталогу книг из Библиотеки Ребе посланники выбрали двадцать самых ценных книг и сделали запрос. Все двадцать неожиданно нашлись в Музее книги Библиотеки им. Ленина. Но странным образом выяснилось, что они не из «библиотеки Шнеерсона», а из собрания Л.С.Полякова. Конечно, это была дезинформация, поскольку на книгах, полученных в Библиотеке им. Ленина, посланники обнаружили пометки нескольких Ребе из династии Шнеерсонов. Но, несмотря на это, вопрос был закрыт. В 1990 году меня попросили при посредничестве ректора Государственной классической академии им. Маймонида Вероники Ириной договориться о встрече с компетентными людьми по поводу «библиотеки Шнеерсона». Так я попал в группу из четырех человек, которые стали представителями Ребе в новом раунде переговоров о «пропавших» книгах.

Как только переговоры начались, возникло ощущение, что книги скоро вернут. Была даже назначена дата церемонии на один из дней декабря 1990 года. Но что-то в последний момент, как говорится, «не срослось». Летом 1991 года А.Н.Яковлев сказал мне, что вопрос с библиотекой решен: идите в «Ленинку» и начинайте отбор книг. Нас принял директор Библиотеки им. Ленина А.П. Волик. Всю пятницу мы ждали решения каких-то формальных, как нам сказали, вопросов. Началась суббота… Вдруг в 11 часов вечера директор библиотеки говорит нам, что по телевидению передают, будто его захватили хасиды и требуют возврата «библиотеки Шнеерсона». Первая реакция: побыстрее уносить ноги. Но я сказал: «Ни в коем случае». Я понимал, пока вопрос не решен, мы должны оставаться в библиотеке. Если мы убежим, потом скажут все, что угодно. А.П. Волик проявил себя в высшей степени порядочно. Нам доставили субботнюю еду. Мы зажгли свечи, сделали благословение, а потом молились. Вскоре библиотека была оцеплена, в помещение никого не пускали. На следующий день разрешили войти журналистам. Но в субботу мы не можем давать интервью. Вместо нас говорил Анатолий Петрович. Разумеется, он отрицал, что его удерживали насильно. Суббота закончилась. И мы начали пикет у Ленинки с требованием принять наши документы для рассмотрения в суде. Пикет продолжался три недели — в итоге документы приняли.

В октябре 1991 года Госарбитраж обязал Библиотеку вернуть коллекцию хасидам. Библиотека это решение не выполнила, заявив, что ее архивы – народное достояние. В ноябре того же года Высший арбитражный суд вторично постановил немедленно начать передачу книг. Однако потом выяснилось, что невозможно передать книги негосударственной организации. Мы обратились в Академию Маймонида. Но в феврале 1992 года пленум Высшего арбитражного суда отменил предыдущие решения. Это был очередной тупик. За прошедшие годы мало, что изменилось. В 1993 году министр культуры Евгений Сидоров передал одну из книг коллекции – «Тания» – вице-президенту США Альберту Гору. Тот вернул ее любавичскому Ребе. Семь книг передали Биллу Клинтону в рамках межбиблиотечного обмена. В 2001 году Берл Лазар сообщил, что он имеет заверение властей в том, что те готовы вернуть книги в том случае, если они останутся в России. Мы были готовы на это. Но за все время в общей сложности вернулось не более тридцати книг».

В ходе дискуссии выступил известный российский гебраист Семен Якерсон, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН. Он подчеркнул, что во всем мире многие знаменитые коллекции книг были сформированы не вполне легитимным путем. По его мнению, «сегодня совершенно неважно, где физически находятся книги. Важно, чтобы к ним был обеспечен свободный доступ исследователей; книги должны быть сфотографированы, микрофильмированы, каталогизированы…». Семен Якерсон подчеркнул, что он «заведомо не касается духовного аспекта» проблемы.

«Духовного аспекта» коснулся раввин синагоги в Отрадном Довид Карпов. Он поставил вопрос о том, что должно являться приоритетом – память о духовных учителях или научный интерес? Иными словами: чем являются книги «библиотеки Шнеерсона» во-первых – святым наследием евреев или объектом интереса ученых? Имеет ли вообще право государство национализировать частное имущество и объявить его народным достоянием?

Чрезвычайно эмоциональным было выступление ректора Государственной классической академии им. Маймонида Вероники Ириной. Прежде всего, она подчеркнула, что традиционно первые лица ХаБаДа книг не коллекционировали, они с книгами работали. Таким образом, к сложившемуся в течение десятилетий собранию нельзя подходить как к частной коллекции. «Библиотека Шнеерсона» должна храниться как духовная реликвия,– отметила ректор и подчеркнула, что, по ее мнению, «библиотека Шнеерсона» не должна покидать Россию. Если в РГБ считают, что книги и в самом деле принадлежат Полякову (на них проставлена «новенькая буква «П»), то их могут вернуть в «дом Полякова», иными словами — в синагогу на Большой Бронной. Раввин Ицхак Коган подтвердил, что в синагоге есть достойные условия для хранения реликвий.

Модератором круглого стола был главный редактор журнала «Босс» Александр Полянский.

 

Фото автора