ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 

Иерихон. Современное фото

Танхум Бусин



Чудо во имя будущего

Рассказывает председатель Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Танхум Бусин.

Чудо в еврейской истории всегда связано с судьбой нашего Народа. Чаще оно происходит для спасения Народа. Приближается Ханука. Вспомним: ханукального масла, которое по законам природы должно было прогореть за один день, хватило на восемь суток. Пока не было изготовлено новое. Некоторые полагают, что в связи с уменьшением горящего масла чудо уменьшалось. Вернее же противоположное мнение – с каждым днем горения миноры чудо усиливалось, поскольку нематериальный характер явления становился еще более очевиден. Поэтому во время Хануки свечи зажигают по нарастающей, а не наоборот. Зажигают именно по мере увеличения чуда.

Вообще – чудо у евреев – это изменение привычного порядка, присущего материальному миру, установленного В-вышним. Это явление, как правило, исходит от самого Творца и связано с какими-то Его определенными целями. Такое чудо не может быть объяснено никакими материальными, в том числе природными, причинами. Чудо в еврейской традиции, в отличие от представлений некоторых других народов, никогда не понимается как самостоятельный элемент.

В Торе – множество примеров изменения материального мира Сверху. Уже само то, что В-вышний создал мир из ничего, является чудом. Следующее чудо сопровождало потоп: некая вода, что над небом, льется вниз – и весь мир затапливается. И само исчезновение этой воды в итоге – тоже чудо. Ведь количество вылитой при потопе воды – это несколько объемов мирового океана. Чудо – возникновение языков в связи со строительством вавилонской башни, когда по воле В-вышнего народы сразу же заговорили на различных языках.

Праотец Авраам Авину, в отличие от своего родственника, остался жив и невредим в горящей печи. Вспомним превращение ангелами города Сдом, когда-то расположенного на благодатной плодородной почве, в соляную пустыню. И превращение жены Лота в соляной столб тоже никак не укладывается в законы материального мира, в котором мы живем. Сара, которая до того была бесплодна, в 90 лет родила Аврааму Ицхака. И это – тоже чудо.

Во время спора Яакова с Лаваном по поводу приплода скота Яаков при помощи прутьев занимается генетическим отбором скота. Самцы смотрят на выложенные Яаковом пестрые прутья. После этого самки рождают от них нужный Яакову пестрый по окрасу приплод. Селекционный отбор при помощи прутьев. Такого наука не знала и не знает.

Куст, который горит и не сгорает. Посох, превращающийся в змею… Сами предшествовавшие Исходу египетские казни были чудом, сотворенным В-вышним. Из Египта в одну ночь выходило примерно три миллиона человек со скотом и скарбом. Полоса такого движения по ширине должна была быть не менее двух километров! То, что такая колонна смогла выйти из Египта – уже само по себе чудо. Колонну, как известно, прикрывали облака славы. Во время движения впереди колонны образовался огненный Столп (по одному из мнений, нечто вроде могучего, все вбирающего в себя, урагана торнадо, только огненного). Он мог превратить тяжелую для ходьбы песчаную почву (силикат) в пригодное для столь многочисленного движения ровное покрытие поверхности. Когда египтяне догоняли колонну Исхода, Столп вернулся назад и преградил преследователям путь. Столп следовал до моря и встретил Народ с той стороны моря. К тому же по ночам он освящал идущим путь. Сам по себе Столп, конечно же, был надматериальным явлением. При Исходе из Египта море образует двенадцать проходов для двенадцати колен Израиля. Когда колесницы фараона ринулись вслед за ушедшими евреями в эти проходы, море поглотило их, а потом выбросило тела преследователей и трупы их лошадей, их утварь к ногам победителей. Кстати, уже во времена последователя Моше – Иошуа бен Нуна Иордан расступился, когда ноги коэнов, несших Ковчег завета, вошли в его воду. Потом Иордан вновь сомкнулся.

Моше перемещал скрижали, которые по массе вовсе неподъемны для человека в обычной жизни. Ковчег завета под тонну весом свободно переносили четыре коэна. В крышке Ковчега были два крува. Они были отлиты в единую форму вместе с крышкой, но при этом поворачивались вправо-влево в зависимости от поведения Народа. При этом ковчег не занимал места в Мишкане, сделанном из материальных вещей. Два сына Аарона нарушили правила пользования Мишканом, и их поразил огонь Сверху. Но после этого за стан левиты вынесли сыновей Аарона в рубахах (то есть тела при этом не обгорели). Из ряда чудес периода блуждания по пустыне назовем еще, например, самодвижущийся колодец, что сопровождал евреев, и скалу, давшую воду по приказу Моше.

Корах бросил вызов авторитету Моше Рабейну у еврейского народа, и Моше вовсе не из-за своих собственных амбиций (не случайно он назван в Торе «самым скромным из людей на земле») увидел в этом прямой бунт против Торы и Создателя. И Кораха поглотила земля.

На жертвенник огонь исходил с неба, рукотворного зажигания огня не было. И не только во времена Моше Рабейну, но и в куда более поздние. Скажем, при пророке Элиягу.

Между прочим, создание тельца тоже соотносимо с явлением чуда. Собранные у людей золотые изделия кинули в огонь, из которого сам по себе отлился телец определенных форм. Это – чудо не от самого В-вышнего, но проистекавшее от людей, принадлежащих к его Народу. Ведь известно, что телец (бык) был вместе со львом и орлом был запряжен в колесницу В-вышнего. И среди этих трех животных бык – единственное кошерное – пригодное для принесения в жертву.

Первым городом на пути народа, ведомого Иешуа бен Нуном в Ханаан, оказался Иерихон. Город-крепость считался неприступным, поэтому Иешуа бен Нун выслал разведчиков. Лазутчики подтвердили самые худшие опасения относительно мощи иерихонских стен.

Евреи на протяжении шести дней по одному разу в день обходили на безопасном для жизни расстоянии вокруг стен Иерихона. Шествие возглавляли воины, за ними шли мужчины и дули в трубы, следом несли ковчег, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети. Шли общим числом в четыре миллиона человек. При этом воздух оглашали громогласные трубы. На седьмой день Иешуа бен Нун решился на штурм. Теперь он не ограничился однообразным круговым шествием. Евреи обошли стены шесть раз, сохраняя молчание. А на седьмом круге «включились» иерихонские трубы. Стены не выдержали – и рухнули, но не внутрь, как это обычно бывает при осаде, а наружу. Какая-то нематериальная сила вытолкнула их из осажденного города.

И в новейшие времена то, что происходит с еврейским народом и с Эрец-Исраэль, особенно за последние шесть десятков лет, сопряжено с чудесами. Напомню один из знаковых фактов. В 1967 году относительно слабо вооруженные части ЦАХАЛа вошли на Храмовую гору. При этом у противника, представляется, было достаточно запасов вооружения и продовольствия для ее длительной обороны. Правда, через некоторое время израильтяне по решению властей покинули это священное место. Почти все современные войны Государства Израиль так или иначе сопровождались чудесами. А прямо накануне все той же войны 1967 года VII Любавичский Ребе попросил своих последователей в Израиле возложить тфилины на мужчин. Многие из израильтян тогда сделали это. И солдаты-евреи практически вошли в Иерушалаим без потерь.

Написано же: «Я буду воевать вместо вас…»