ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 161 2011г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ЗА ЖИЗНЬ | ИУДАИКА | ЗЕМЛЯ | КОМАНДИРЫ |
ЭТЮДЫ | ПАМЯТЬ | ИНТЕРПРЕТАЦИЯ | КАТАСТРОФА | СЛОВО | ПРИ САМОДЕРЖАВИИ | ВЕХИ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2011 |
Ежегодно еврейская община г. Луцка отмечает день памяти расстрелянных в 1942 г. 25000 евреев, до этого содержащихся в гетто в нечеловеческих условиях – голод, холод, летом зной и антисанитария, колючая проволока по периметру ограждения, посты вспомогательной украинской полиции, строжайший контроль, за малейшие нарушения – расстрел. Постоянное унижение, террор, ожидание смерти.
Московский журнал «Корни» в №№ 39 и 46 писал о Луцком гетто. Напомню, что первоначально в городе было создано три гетто, одно из которых было уничтожено в начале 1942 года. В гетто № 3, так называемое рабочее гетто, были собраны ремесленники различных специальностей в декабре 1942 г. Узники этого гетто подняли восстание, перебили охрану и почти безоружные отбили две атаки, в которых принимала участие бронетехника, а при третьей – почти все погибли в неравном рукопашном бою.
А на расстрел людей увозили из гетто № 2.
Об этом говорится в архивной справке Государственного архива РФ от 11.09. 2008 г. № 8463. В документах Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК) по г. Луцку Волынской области имеется также «Заключение ст. следователя прокуратуры Волынской области Золенко по результатам расследования материала о злодеяниях немецких оккупантов и их пособников на г. Луцк» от 4 апреля 1944 г., где содержатся следующие сведения:
«11/XII 1941 года все еврейское население города по приказанию немецких властей было переселено в гетто (южная часть города за Базилянским мостом, куда вход и выход был запрещен).
19 августа 1942 года всем евреям, находящимся в гетто, было предложено собраться там же в гетто для отправки, а к этому времени был подготовлен транспорт в количестве 60-и грузовых автомашин, на которые грузили евреев и увозили в лес в урочище «Полянка», 6-7 км от г. Луцк. Там были подготовлены большие ямы, возле них евреев раздевали до гола и партиями по шесть-семь человек, поочередно одних за другими, заводили и расстреливали. Так продолжалось истребление с 19 по 23/VIII-42 г. и было уничтожено 20 тысяч мужчин, женщин и детей».
На самом деле было уничтожено более 25 000 человек, потому что на расстрел привозили людей из областей, и они в общее число уничтоженных не попали.
Этим событиям и страшной трагедии, постигшей еврейский народ, был посвящен траурный митинг еврейской общины города, который проводился у памятника расстрелянным жертвам фашизма, установленного на холме, символизирующим братскую могилу. Памятник установлен благодаря огромному труду членов общины и ушедшему из жизни В.А. Наконечному. На памятнике на трех языках – украинском, иврите и идише – выбит текст, свидетельствующий о трагедии 1942 года.
Выступивший на митинге председатель общины Э.И. Долинский напомнил, что на Украине было уничтожено три миллиона человек и почти половина из них – евреи.
Убийства в основном совершались так называемыми айнзатцкомандами, которые возглавляли немецкие офицеры, а личный состав состоял из населения западных областей Украины. Численность их составляла около 250 000 человек. Число уничтоженных украинцев, поляков, русских, евреев сопоставимо с армиями европейских стран, кроме Германии, за все годы войны.
Холокост осужден подавляющим числом государств мира, общественными и религиозными организациями. Католики в лице папы Иоанна Павла II покаялись за совершенные преступления. Германия, родина теории человеконенавистничества, осудила Холокост, и за отрицание его по немецкому законодательству предусматривается уголовное преследование, а правительство Германии выделяет средства на увековечение памяти жертв Холокоста. Так вот, несмотря на масштабность совершенного преступления. В котором принимали активное участие украинцы, никто из местного руководства политических и общественных организаций на траурный митинг не пришел.
Как заметил Э.И. Долинский, мы остались со своим горем один на один.
На митинге не было речей, люди стояли в скорбном молчании, слушали предсмертные записки, выдержки из писем и дневников взрослых и детей – узников гетто – в исполнении Ольги Козельской и группы юных членов общины. Трагедию происходящего подчеркивали печальные мелодии, сопровождавшие чтение, прозвучавшие как реквием по погибшим, и склоненные головы людей.
Затем состоялась поминальная молитва. Возвращаясь с этого траурного мероприятия, я, когда-то малолетний узник Луцкого гетто и чудом избежавший страшной участи моей мамы и тысяч других людей, потому что меня и брата спасла чужая женщина, полька по национальности, я задавал себе вопрос: почему наши земляки-украинцы в наши дни не выразили сочувствия и не разделили с еврейской общиной горечь страшной трагедии?
Я вырос на Украине и знаю, какими украинцы могут быть добрыми и сострадающими чужой беде. Они передавали с риском для жизни продукты и одежду для узников гетто. Я хорошо помню, когда после освобождения Луцка от немецко-фашистских войск украинские женщины передавали в колонны немецких военнопленных, которых проводили по улицам города, хлеб, отваренную картошку, крынки с молоком. Местное население подкармливало наших бывших солдат, освобожденных из немецкого плена и находившихся в абсорбционном лагере, в котором их не кормили.
В голодном 1947 году украинские семьи приютили и спасли от голодной смерти сотни людей из Брянской, Смоленской, Калужской и других областей России, бежавших на Волынь от голода.
Руководители многих европейских стран, в том числе и Украины, посещают места захоронения евреев и людей других национальностей и таким образом выражают свое сочувствие и боль за содеянное фашистами, а администрация города, в котором была уничтожена половина населения, молчит. Мало того, депутаты городского собрания принимают решение об установлении памятника Бандере, на совести которого тысячи замученных украинцев, русских, евреев, поляков.
Когда же все люди осознают, что совершено величайшее преступление против человечности, и только осуждение и раскаяние могут уменьшить тяжесть содеянного?