ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 169 2012г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ТРАДИЦИЯ | НАРОД | ИУДАИКА |
ЛИЦА | ПУТЬ | СЛОВО | ВКУСЫ | ИСТОРИЯ | ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ПРЕОДОЛЕНИЕ |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2012 |
Баал Шем Тов |
Продолжаем цикл бесед с председателем Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Танхумом Бусиным.
– Что за день в истории хасидизма и в еврейской истории в целом 18 элула (в этом году приходится на 5 сентября)?
– 18 элула ознаменовано сразу двумя замечательными событиями. В 1700-м году по Григорианскому календарю в мир пришла душа основателя хасидизма Исраэля бен Элиэзера, известного под именем Баал Шем Това. Спустя 45 лет в этот день родился продолжатель его дела и духовный внук ребе Шнеур Залман бен Борух из Ляд, родоначальник любавичского хасидизма, он же Алтер Ребе, автор легендарной книги «Тания». От его имени и пошла позже обретшая всемирную известность фамилия любавичских ребе – Шнеерсон – сын Шнеура.
История, согласно еврейской традиции, рассчитана на семь тысяч лет, из которых последнее седьмое тысячелетие – это время Машиаха; вторую половину шестого тысячелетия уместно сравнить с подготовкой к Шабату. Предельный срок раскрытия Машиаха обозначен 6000-м годом, и последние пятьсот лет до этого срока связаны с особым проявлением тайных знаний. Баал Шем Тов жил как раз на рубеже прихода второй половины шестого тысячелетия. Интересно, что бурное развитие современной науки, и естественной, и гуманитарной, началось в этот же период и продолжается до наших дней. Вообще поступательное развитие европейской науки, вплоть до нынешних открытий квантовой и ядерной физики, приходится на эпоху, когда расширился доступ к кабалистическим знаниям. То же необходимо сказать о западной философии нового времени и о мощной русской религиозной философии рубежа XIX и XX веков, в особенности о Владимире Соловьеве, которого переводят на иврит и читают в Израиле. Но этот аспект еще предстоит осмыслить в будущем. Так что раскрытие Машиаха – это, конечно, не только еврейское предание, а процесс, объективно идущий во всем мире в последние 250 лет.
– С чем связано понятие Баал Шем («хозяин Имени» В-вышнего)? Непосредственными предшественниками Баал Шем Това были Иоэль Баал Шем и потом Адам Баал Шем из Ропшиц, благословивший Баал Шем Това на его особый путь и назвавший его хасидом («благочестивым»), от чего потом и пошло направление хасидизма.
– И задолго до того в Талмуде называли того или иного еврея хасидом, если он поступал по духу Закона, но сам хасидизм как явление, конечно, берет начало именно от Баал Шем Това.
Слово «хасид» – производное от «хесед» («доброта»). Кстати, первая из сферот «хесед» – это нечто неограниченное, причем во всех проявлениях. Скажем, солнце в пустыне – оно в огромных количествах, его сколько угодно.
Баал Шемы, пользуясь многотысячелетним опытом наших мудрецов, не хранили от других и не сторожили Имя, а умели Им пользоваться. Сокрытые особенные знания раввины и раньше от века в век передавали своим последователям вместе с традицией. Но в последние столетия наступила потребность, чтобы тайные знания вышли наружу. Баал Шемы избрали путь скрытых праведников: они не только обладали знаниями, в том числе кабалистического свойства, но стали приоткрывать их суть не одним лишь посвященным и ученикам, но и многим обычным евреям. И сами по себе судьбы такого рода праведников не были внешним образом предопределены. Иоэль Баал Шем увидел в Адаме из Ропшиц своего продолжателя, когда тот был еще юношей (кстати, о происхождении рабби Адама практически ничего не известно). Баал Шем Тов тоже очень рано получил подобное благословение.
До распространения хасидских традиций у евреев в духовном смысле на первом месте стояли вопросы «Что делать?» и «Как делать?» Евреи учили заповеди, и как их исполнять. Вместе с хасидизмом в середине XVIII века пришел и ответ на вопрос «Почему делать?» Именно кабалистическая традиция связана с постановкой такого вопроса и его многогранным осмыслением. Вместе с тем многие евреи обрели и новую мотивацию к соблюдению традиции.
И большой раввин, и малограмотный еврей-водовоз, согласно Торе, – оба они служат Единственному. Ведь водовоз, продолжив род, тем самым дает своим потомкам возможность исполнять историческую волю В-вышнего. Баал Шемы и их последователи объясняли сотням простых людей, что жизнь каждого из них – тоже являет собой служение Б-гу. Так что Баал Шем – и имя, и особенная ученая степень. И не сами себя они так называли, а их предшественники, а вслед за тем другие люди.
Смиха (передача полномочий возложением рук на голову ученика) существовала непрерывно от Моше-рабейну (отсюда позднее и пошло понятие рукоположения у священников). Сейчас она сохранилась далеко не везде. В обиходе смихой называют диплом раввина; знания же все равно передаются из поколения в поколение – от учителя к ученику. Эта традиция имела место еще у пророков, когда, например, пророк Элиягу помазал в пророки Илишу. У Исраэля Баал Шем Това было множество учеников, но его главным духовным наследником стал маггид из Межерича Дов Бер, который в свою очередь передал традицию Шнеуру Залману из Ляд (Алтер Ребе).
Главы хасидских дворов Украины и Белоруссии, начиная со своего возникновения во второй половине XVIII века, поддерживали друг с другом всевозможные тесные контакты, в первую очередь в организации изучения Торы, взаимодействовали по всем направлениям жизни, при этом их дети довольно часто вступали между собой в брак. Цадики стремились передать своим детям и знания, и многовековой пласт святости.
– Расскажите, пожалуйста, немного о личности Баал Шем Това.
– Достоверно мы знаем, что он родился примерно в 1700 году в местечке Окуп на границе Подолии и Валахии, рано остался сиротой, учился в хедере на общественный счет, рано женился на дочери авторитетного раввина Авраама Кутовера из Брод. Исраэль бен Элиэзер познакомился с этим раввином на базаре. Побеседовав с юношей, р. Кутовер высказал пожелание, чтобы тот стал мужем его дочери. По пути с базара домой раввин покинул этот мир. Через некоторое время Исраэль встретился со старшим братом невесты р. Гершоном Кутовером (который впоследствии стал учеником Бешта) и представил ему документ, в котором была зафиксирована воля его отца. Так дочь Кутовера вышла замуж за простолюдина, который жил бедно и зарабатывал на хлеб копанием глины. До 36 лет Баал Шем Тов копал глину, а его жена эту глину продавала. Еще до знакомства с Кутовером, по преданиям, состоялась встреча Исраэля с единственным сыном Адама Баал Шема из Ропшиц – рабби Манном, который передал ему, подростку, имя Баал Шема и тайные письмена по воле рабби Адама. Примерно до 36-и лет Баал Шем Тов жил обычной непримечательной трудовой жизнью.
Только в последние двадцать с лишним лет своего пути, когда тому настало время, он открылся миру и людям как выдающийся раввин своего поколения. Кстати, сам Баал Шем Тов не писал трудов – в этом не было необходимости. Его аудитория была еще не столь велика. Он передавал знания своим последователям устно.
– Возможно, само понятие «Баал Шем» и сохранялось до той поры, пока тайные знания передавали из рук в руки исключительно частным, образно говоря, приватным, способом, их правопреемник мог быть до времени «сокрыт» и проявить себя спустя годы. Баал Шем Тов же перед уходом из этого мира, согласно реальным новым обстоятельствам, уже достаточно публично обнародовал главам хасидских семей, что его старшинство наследует маггид Дов Бер из Межерича. Так Баал Шем Тов остался последним Баал Шемом в истории.
– Надо понимать, что цадиками людей признавали не всегда при жизни, иногда и после смерти. Хасидские семьи при Баал Шем Тове, Дов Бере и Алтер Ребе постепенно создавали в различных местечках хасидские дворы, которые объединяли евреев как для совместной молитвы и общих духовных чаяний, так и для решения самых разнообразных жизненных задач. Главы таких дворов передавали свои тайные знания ученикам, а потом кто-то из учеников становился преемником. Это мог быть и один из сыновей раввина (не обязательно старший), и его зять, и просто самый одаренный ученик.
В условиях нищеты российских кагалов появление в местечках красивых и богатых дворов хасидских раввинов подталкивало приехавших к ним иной раз издалека простых и угнетенных жизнью евреев задуматься о том, что любой из них достоин лучшей участи. Цадики оказывали духовную, а в некоторых случаях и материальную помощь. В ряде случаев они брали на себя ответственность за того или иного человека, заступаясь за него перед властями. Кстати, до 1844 года одновременно с жестокими погромами и притеснениями кагалы сохраняли некоторую автономность.
Революционный для того времени труд Алтер Ребе «Тания» (1796) многое изменил в том смысле, что учение хасидизма вышло далеко за пределы хасидских дворов и стало достоянием тысяч читателей. Ко времени появления «Тании» само общественное сознание, в отличие от времени Баал Шем Това, было уже достаточно подготовлено к восприятию такого рода мистических провидений. Тем не менее, последовал донос властям, заключение автора книги в Петропавловскую крепость на 53 дня и последующее полное освобождение. Изменение представлений происходит на протяжении столетий вместе с сохранением традиции. Сейчас «Тания» не раз переведена на множество языков, в том числе на русский язык с комментариями, адресованными не только посвященному читателю, и издана в тысячах городов по всему миру.
Беседу вел Шрага Шалом