ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 169 2012г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ТРАДИЦИЯ | НАРОД | ИУДАИКА |
ЛИЦА | ПУТЬ | СЛОВО | ВКУСЫ | ИСТОРИЯ | ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ПРЕОДОЛЕНИЕ |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2012 |
Президент Конференции европейских раввинов, главный раввин Москвы, председатель Раввинского суда СНГ Пинхас Гольдшмидт рассказывает о некоторых аспектах работы раввинских судов.
Существует множество вопросов, разрешить которые один раввин не может, а может только совет авторитетных раввинов, то есть бейт-дин. К таким вопросам относятся, прежде всего, религиозный развод и гиюр – переход в иудаизм неевреев. Есть и другие вопросы. Так в 1990-е годы наш Раввинский суд интенсивно занимался подтверждением национальности тех, кто в советское время был вынужден скрывать свое еврейство.
Обычный раввин получает смиху – признание его в этом духовном звании (слово «смиха» переводится с иврита как «рукоположение»). Это посвящение имеет статус «йоре-йоре», дающий право преподавать иудейскую традицию. Членом же бейт-дина может стать раввин со статусом «йодин-йодин». Раввинский суд является высшим авторитетом для общины в области Галахи – религиозно-правовой системы иудаизма.
Вновь создаваемый бейт-дин должен быть признан уже существующими раввинскими судами. Любые же решения Раввинского суда в Москве должны признаваться и признаются еврейскими общинами в Израиле и других странах. Когда в конце 1980-х годов мы начали деятельность по созданию Раввинского суда СНГ, то получили поддержку тогдашнего главного раввина Израиля Авраама Шапиро. Подчиненность судов неформальна. Однако все раввинские суды связаны друг с другом и должны принимать как данность решения друг друга.
Представьте себе, что в каком-нибудь суде оформлено обращение человека в иудаизм. Теперь все евреи во всем мире признают его единоверцем, а иначе исчезнет целостность иудейской общности. Все наши решения принимаются Главным раввинатом Израиля, и это очень важно. Что касается ультраортодоксальных групп, то, во-первых, они составляют меньшинство в еврейском мире, а во-вторых, я не думаю, что в их среде актуально такое явление как гиюр. Они живут в добровольном гетто, скрупулезно соблюдая все предписания иудаизма и не вступая в браки с иноверцами. Гиюр сегодня, как правило, – результат ассимиляции и смешанных браков. Часто человек, у которого только отец – еврей, искренно желает принять иудаизм и проходит длительное обучение и обряд обращения.
В общине горских евреев, объединенных московской синагогой Бейт-Талхум несколько лет назад произошло вот что. Там возникло течение, которое можно было бы назвать еретическим, тем более, что оно было осуждено раввинским судом. Часть выходцев с Кавказа объявила себя «назореями», подобно библейскому Самсону-назорею. Эти люди приняли на себя особые обеты: не пить вино и не стричь волосы. Ко мне подошли члены этой общины, заявившие, что в их среде возникло новое движение, последователи которого не только приняли «навечно» обеты назореев («незирут олам» на иврите), но и перестали надевать тфиллин. Было сказано, что это решение они приняли на основании книги раввина Гавриэля Давидова, который служил в синагоге Бейт-Талхум. В этой книге ее автор приводит несколько фрагментов из сочинений средневекового сефардского каббалиста Моше Кордоверо и других каббалистов, где говорится, что любой человек обязан стать назореем (хотя там имелась ввиду в первую очередь способность назорея к самопожертвованию). Раввин Давидов собирал вокруг себя все больше единомышленников. Между тем, «незирут» вообще невозможен вне святой Земли Израиля. Об этом писал один из авторитетнейших законоучителей Маймонид. Чтобы выйти из состояния «незирута», как писали наши мудрецы, необходим Третий Иерусалимский Храм.
В конце концов я написал письмо в Израиль раввину Овадии Йосефу, крупнейшему духовному авторитету современности для сефардов. Раввин Йосеф подтвердил мое мнение, что это новое течение противоречит законам иудаизма. Он предписал каждому последователю этого учения прийти в раввинский суд и официально снять состояние «назорея». О популярности этого движения говорит то, что, когда я доказывал его неправоту, послушать меня пришли сотни людей. И в итоге после действий нашего Раввинского суда движение сошло на «нет».
Московская еврейская религиозная община с болью восприняла известие о террористическом акте в Болгарии, направленном против еврейских туристов из Израиля.
В ходе теракта, совершенного террористом-смертником, был взорван автобус с туристами из Израиля, прибывшими в болгарский аэропорт Бургаса. Теракт унес жизни семи человек, из которых пятеро – израильские туристы. Еще несколько десятков были ранены. Да отомстит В-вышний их кровь!
70 лет назад, в разгар мировой войны польский врач, педагог и писатель Януш Корчак совершил беспримерный подвиг. Он отказался покинуть обреченных нацистами на смерть воспитанников и сотрудников варшавского «Дома сирот» и погиб вместе с ними в газовой камере концлагеря Треблинка в августе 1942 года.
Легенда гласит, что перед отправкой поезда, который вез узников навстречу гибели в концлагерь, нацисты решили помиловать Корчака, чье имя в литературе и педагогике было достаточно известно. Некий немецкий офицер предложил ему остаться в гетто одному, без детей. Но Корчак решительно отказался. Последний раз его видели, когда он, держа одного ребенка на руках, а другого за руку, вел колонну сирот через гетто к следовавшим в Треблинку поездам.
Януш Корчак (Эрш Генрик Гольдшмит) родился в Варшаве 22 июля 1878 года. Свой литературный псевдоним Януш Корчак придумал в юности, во времена первых литературных опытов, и под этим именем стал знаменитым мыслителем в педагогике и одним из самых почитаемых детских писателей. Более чем за полвека до появления Конвенции о правах ребенка он написал: «Ребенок имеет право на уважение». Задолго до ратификации этой Конвенции европейскими государствами он на небольшом пространстве варшавского Дома сирот реализовал права детей на жилье, на заботу, на уход, на образование… Вся судьба Корчака была примером того, как – искренне и самоотверженно – нужно любить детей.
70-летие подвига великого гуманиста отмечается во многих странах. Польша объявила 2012 год Годом Корчака. А в России руководитель Российского детского фонда, известный писатель Альберт Лиханов предложил объявить нынешний год Годом почитания подвига Януша Корчака детьми, опекаемыми этим Фондом.
Подвигу Корчака посвятили памятный вечер, организованный Детским фондом при поддержке правительства в культурном центре ГлавУпДК при МИД России 6 августа (день казни Корчака) 2012 года. В нем приняли участие руководители посольства Польши в Москве, российские и зарубежные дипломаты, политики, общественные деятели, воспитанники клубов интернациональной дружбы и подопечные Российского детского фонда, бывшие малолетние узники нацистских лагерей. По словам председателя Московской областной общественной организации бывших малолетних узников фашизма Инны Харламовой, память о Корчаке, отдавшем жизнь вместе с детьми и за детей, священна.
Российский детский фонд издал на свои средства книги Корчака, плакаты с его портретами и разослал их во все региональные детские библиотеки страны. В свежем номере журнала Российского детского фонда «Путеводная звезда» опубликована книга Корчака «Король Матиуш Первый». Журнал получат дети из туберкулезных санаториев и детских домов вместе с книгой великого польского гуманиста «Правила жизни», впервые вышедшей благодаря Фонду на русском языке отдельным изданием. Альберт Лиханов уверен, что эти акции окажутся не только достойной данью памяти подвигу Януша Корчака, но и станут реальной помощью тем, кто начинает жить в начале века нынешнего.