ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
||||||||||||||||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 4 (105) 2008г. | СОБЫТИЕ | ИНТЕРПРЕТАЦИЯ | ЮБИЛЕИ | СТОЛИЦА | ГЕОПОЛИТИКА | УСАДЬБА |
ФУТУРОЛОГИЯ | ОТЕЧЕСТВО | ЛИЦА | ЭКРАН | СЛОВО | КНИГИ | МОДА |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2008 |
«Принцесса Греза». Панно художника М. Врубеля на здании гостиницы «Метрополь» |
В столице сосредоточено немало художественных ценностей из творческого наследия М.А. Врубеля. Их можно видеть не только в Третьяковской галерее и других музеях, но и на улицах города, с которым он был тесно связан в самый плодотворный творческий период жизни.
…А приехал он в Москву в 1889 году к друзьям В. Серову и К. Коровину. Вместе с ними вошел в Мамонтовский кружок — тогдашний оплот лучших художественных сил, где был востребован и награжден признанием. Москва сделала его знаменитым. Пока по отношению к нему со стороны петербургских официальных и художественных кругов сквозил холод неприятия, московские меценаты стали наперебой скупать его картины для своих салонов и галерей и заказывать работы по оформлению особняков. Вот что написал в своем дневнике Игорь Грабарь, о кн. С. Щербатове (тогда петербуржце), не пожелавшем ничего купить у Врубеля. «Через два года, – пишет Грабарь, — он гонялся за каждым клочком Врубеля. Но было поздно: его расхватали Мекки, Морозовы, Гиршманы.» Впоследствии князь С.Щербатов сумел приобрести немало вещей Врубеля, в том числе и знаменитую «Жемчужину»…
К этим именам следует добавить других ценителей Врубеля: П. Кончаловского, пригласившего художника иллюстрировать юбилейное издание Сочинений Лермонтова, коллекционеров М.П и Н.П. Рябушинских, И.С. Остроухова, С.А. Полякова, Г.Ф. и Ф.Г Карповых, чьи собрания впоследствии составили основу богатейшего врубелевского фонда Третьяковской галереи.
Но главную роль в судьбе художника сыграл выдающийся меценат Савва Иванович Мамонтов, сразу поверивший в его талант и привлекший к осуществлению своих грандиозных проектов. Оба были одержимы идеей эстетизировать жизненное пространство, возвысить посредством искусства быт, одухотворить его национальным колоритом. Образцом такого жизнеустройства стал дом Саввы Мамонтова на Садово-Спасской, 6, где Врубель подолгу жил и работал. Подобие этого жилища с его творческой атмосферой воссоздано в доме-музее «Абрамцево». Именно туда переместились художественные вещи из дома на Садово-Спасской, когда произошел катастрофический перелом в судьбе Саввы Ивановича (арест, разорение, оправдание), и дом перестал существовать.
Однако, владельцы меняются — здание остается. «Камни помнят все» и о многом могут рассказать. А люди?
Дом в Москве, построенный по проекту М. Врубеля Фото Г. В. Андреановой |
…Давным-давно стоит этот дом под вывеской «Полиграфический институт» (сейчас в нем типография). Помню его со школьной скамьи, потому что школа, в которой я окончила десятилетку, находится рядом. В нашем дворе — «интересное» здание. Это единственный дом в Москве, спроектированный и построенный под руководством Врубеля, как он сам определял, в римско-византийском стиле.
Но кто об этом знал? Ни школьники, ни учителя, ни студенты не представляли, какой центр культуры здесь был всего лишь за 50 лет до нас. Не осталось и следа в перестроенных под советский стандарт помещениях.
Только теперь, с «возвращением имен», пробуждается чувство сопричастности к тому, что оставлено нам «заложниками вечности» — деятелями русской культуры. Они всегда рядом с нами. И мы — с ними ли?
К сожалению, людской поток и сейчас проходит мимо… Никто не остановится, не вспомнит, не узнает. Может быть, привлечет внимание мемориальная доска, если ее когда-нибудь установят... Думаю, точно привлечет, если установят не казенную доску, а нечто от самого Врубеля. Например, водрузят копию горельефа ливийской львицы. По воле художника маска возвышалась на воротах, когда-то украшала здешние места. Эка экзотика! Кто не посмотрит?
Можно вспомнить, что Врубель написал здесь своего «Демона» (1890), портреты Саввы Мамонтова (1887) и его сына Всеволда, «Гадалку» (1895), декорации к домашнему спектаклю «Саул». Отсюда начался его путь в Мамонтовскую оперу, которая стала его судьбой после женитьбы на легендарной певице Н.А. Забеле. Он оформил 10 спектаклей, имевших большой успех у публики. Одновременно он вложил свой труд в восстановление после пожара плафона в Солодовниковском театре, расписав его по мотивам оперы «Снегурочка». Известно, что москвичи с особым пристрастием относились к этой опере. Философ Алексей Лосев о ее воздействии писал: «Она улучшает наше здоровье, не только душевное, я бы сказал, даже телесное». Таков же оздоровляющий эффект давал врубелевский плафон в этом никогда не пустующем многолюдном общественном здании.
В Мамонтовском кружке раскрылись многие грани чрезвычайно разностороннего таланта Врубеля. Увлекаясь прикладным искусством, он возглавил художественное руководство Гончарной мастерской в Абрамцево, на базе которой «воспрянувший Мамонтов» (после своего падения) создал Керамико-художественный завод в Бутырках.
Врубель в содружестве с химиком-технологом П. Ваулиным разработал и внедрил «восстановительный обжиг» и «люстровые поливы», что придавало изделиям металлический блеск и радужную красочность. Плитками и изразцами высокого качества Михаил Александрович облицовывал печи, камины, лежанки, архитектурные вставки, создавая высокие образцы искусства. Краса и гордость этого производства — камин «Микула Селянинович», награжденный на Парижской выставке в 1900 года золотой медалью (там и остался). По тому же рисунку было сделано еще несколько каминов…
В дальнейшем Керамический завод в Бутырках перешел на серийное производство облицовочных плиток. Савва Иванович вынашивал планы построить в Москве несколько общественных зданий в стиле модерн и разукрасить их изделиями со своего завода. При этом ставил сверхзадачу – «приучить глаз народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах».
Панно М. Врубеля на доме в Лебяжьем переулке |
В 1903 году, уже без его участия, завершилось строительство здания гостиницы «Метрополь», которое по праву называют «энциклопедией русского модерна». Его создавали лучшие художественные силы Серебряного века. В многообразный узор составных частей фасада вплетается монументальное панно Врубеля. Он собственноручно перевел в майликовское изображение свою картину «Принцесса Греза», написанным ранее для Нижегородской ярмарки. Как известно, она не получила признания ни у современников, ни у последующих поколений и не выставлялась в течение 100 лет. Но вот парадокс! – те же 100 лет она являлась достоянием улицы в майликовском варианте…
Вскоре из плиток этого завода (из врубелевского арсенала) на улице Кузнецкий мост, д.3 (доходный дом М.В. Сокол) возвысилось такого же масштаба и такой же художественной силы еще одно изогнутое панно (арх. И. Мешков, худ. Н. Сапунов) с изображением летящей птицы в северных просторах. Искусствовед М.В. Нащекина считает: «Это своего рода реплика врубелевскому панно «Метрополя», что особенно заметно со стороны Театральной площади, откуда хорошо просматриваются панно обоих сооружений». В элементах убранства этого здания использовались также рельефные изразцы — «Рыбки» по рисунку Врубеля.
Еще одно оригинальное панно Врубеля обращает на себя внимание на красивейшем здании Москвы — Ярославском вокзале, который в стиле русского модерна построил Ф. Шехтелем, а расписывал изнутри К. Коровин. Рисунки для облицовки роскошного фасада сделал сам архитектор. Но на боковой стене под полукруглым окном работа Врубеля. Изображен присущий его искусству фантастический мир, насыщенный цветами, водорослями, загадочными знаками — нечто похожее на морское дно с тихим сонным колыханием. В этом сонном безмолвии зависли стайки рыбок — любимые образы, часто встречающиеся в керамических творениях Врубеля.
Те же идеи — вынести на улицу красоту освобожденных от рам картин — подхватил в своем творчестве архитектор И.П. Машков. Пользуясь арсеналом врубелевских изразцов и плиток, он возвысил над городом еще одно грандиозное панно на спроектированном им доме М.В. Сокол (Кузнецкий мост, д.3) с изображением (по рисунку Н.Н. Сапунова) летящей над северным простором птицы. В интерпретации М.В. Нащокиной – «Это своего рода реплика врубелевскому панно «Метрополя», что особенно заметно со стороны Театральной площади, откуда хорошо просматриваются панно обоих сооружений». В декоре этого здания также использовались рельефные изразцы «Рыбки» по рисункам Врубеля.
…В 1913 году Сергей Саввич Мамонтов, перестраивая арендованный им дом в Лебяжьем переулке, поместил под карнизом 5 майоликовых картин, воспроизводящих иллюстрации В. Васнецова и Врубеля к предполагаемому собранию сочинений А.К. Толстого. В центре врубелевская картина изображает сцену морского боя — эпизод из поморского сказания «Боривой», что подкреплено надписью: «Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, // И пошла меж ними сеча» из этой поэмы.
Всполохи блистающих картин на доме в Лебяжьем переулке видны издалека в ясную погоду… Летом на склоне дня выхожу из метро «Библиотека им. В.И. Ленина – Боровицкая» и смотрю в сторону реки на дом вдали у Каменного моста. В глаза ударяют блики заходящего солнца. Отраженные в металлическом блеске майолик, они смешиваются с вечными красками Врубеля. Золото… Синь… Киноварь…
Какая радость на них смотреть!