ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 122 2009г. | РЕЗОНАНС | ПУЛЬС | ГЕОПОЛИТИКА | РАЗМЫШЛЕНИЯ | МИСТЕРИЯ |
ART | СЛОВО | МИНИАТЮРЫ | САЛОН | НЕКРОПОЛЬ | СУДЬБЫ |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2009 |
Рифмованные строки, нанесенные на могильные памятники, давно привлекали наше невольное, а затем и вольное внимание. Сразу оговоримся, что мы не относимся к ставшему популярным в последнее время движению так называемых некрополистов, и наш интерес к эпитафиям — одна из составляющих общего интереса к городской культуре. Поначалу мы бессистемно списывали наиболее понравившиеся произведения, делились ими друг с другом и с окружающими, но постепенно начали целенаправленно объезжать московские кладбища в поисках эпитафий, затем объединили и систематизировали образовавшийся корпус материалов и даже — для собственного удовольствия — откомментировали наиболее выдающиеся.
В нашей коллекции есть и «ассортиментные» эпитафии, т.е. предлагаемые мастерами надгробного промысла, и повторяющиеся на протяжении десятилетий, как сейчас говорят, «баяны», и использованные в качестве надгробных надписей строки классиков, и совершенно оригинальные произведения. Последние порой представляют настоящие маленькие шедевры, а все вместе дает представление о вкусах и культурных предпочтениях московских граждан в разные годы.
Поначалу мы сомневались — этично ли публиковать образцы собранного, но потом решили: поскольку эти произведения уже — буквально — опубликованы родными и близкими покойных, причем на материалах куда более долговечных, чем бумага, — еще одна публикация никому не повредит.
Покойся прах души бесценной
Под сению обители святой,
Ударит час конца Вселенной,
И мы увидимся с тобой.
Мужчина, 24 года, скончался в 1909 г. (Ваганьковское)
С этой эпитафии на надгробном камне прадеда одного из нас, собственно, и началась коллекция. Оставив в стороне гипотетическую возможность души превращаться в прах, и малоприятную, на наш взгляд, перспективу увидеться с этим прахом, отметим, что это классическая «ассортиментная» эпитафия, используемая с XVIII века. В несколько разнящихся вариантах ее можно встретить на надгробьях от некрополя Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге до тихих провинциальных погостов.
Вариант второй строки: в стенах обители святой. Третьей: ударит (настанет) час благословенный.
Ныне с миром отпускаешь,
Ты, меня из жизни сей,
Ты, Владыко, отверзаешь
Дверь мне вечности твоей,
Не смущаюсь, не пугаюсь,
Перемены этой я,
И тебе вполне вверяюсь,
Милосердный Судия.
Мужчина 67 лет, потомственный почетный гражданин, старшина Московского ремесленного общества. Скончался в 1917 г. (Ваганьковское)
Строки из стихотворения Семена Надсона — эпитафия с надгробья мужчины 25 лет, скончавшегося в 1910 г. (Ваганьковское) |
Ведь жизнь ее могла быть розой
Счастливых лет,
Но смерть с холодною угрозой
Сказала «нет!»
От друга
Женщина 31 года. «Тихо скончалась 29 сентября 1929 г. в 2 ч. дня» (Ваганьковское)
Покончила жизнь ты так скоро,
Так рано оставила свет,
И нам в этой жизни суровой
Не слышен твой больше привет.
Придем на могилу порою,
Припомним мы речи твои
И тем только сердце встревожим
И вызовем слезы одни.
А ты, ты лежишь без ответа,
Глуха ты мольбам и слезам,
И вместо нам слова привета
Лишь ветер шумит по кустам.
Девочка трех лет, скончалась в 1939 г. (Преображенское)
Эпитафия с надгробья мальчика 5 лет на Ваганьковском кладбище (1908) |
От смерти трагической нет утешенья,
Она появляется вдруг.
И мгновенно разрушит всю жизнь борьбу и мечты.
Оставит лишь холод могильной плиты.
Спи, любимый Миша, окончен твой путь.
До встречи с тобой проживу как-нибудь.
От любящей жены
Мужчина 54 лет, скончался в 1946 г. (Ваганьковское)
Тише, листья, не шумите,
Отца с дочкой не будите,
Они крепко будут спать,
К себе маму будут ждать.
Мужчина 64 лет, скончался в 1958 г. (Преображенское)
Ставший «классическим» сюжет «обращения к природе», свойственный народным песням. Эпитафии на его основе встречаются в России практически повсеместно с начала ХХ века. Некоторые исследователи поэзии считают, что сюжет этот восходит своими корнями к колыбельным песням. Другие с ними не соглашаются и спорят. Тем и живы…
Существует множество эпитафий с данным сюжетом:
Тише, листья, не шумите,
Нашего папочку не будите,
Лежит он под крестом
И спит он крепким, крепким сном
Тихо листья не шумите,
Нашего папу не будите,
А вы птички громче пойте,
Нашего папу успокойте
Березы и елки,
Потише шумите
Здесь спит наш отец,
Вы его не будите.
Вообще же, довольно часто «классическая» эпитафия, будучи размещенной на одном из надгробий, вскоре начинает распространяться по соседним могилам в виде не особенно отличающихся друг от друга вариантов.
Эпитафия с надгробья юноши 16 лет, умершего в 1957 г. (Ваганьковское) |
Ты сын лесов, полей и пашен,
ты смел и нежен, часто зол,
для многих ты бывал и страшен,
таким из жизни ты ушел.
Мужчина 55 лет, инженер-полковник. Скончался в 1967 году (Николо-Архангельское)
Любил ты голубятню,
Любил ты голубей,
Ну а теперь, мой милый,
Ты вечно спишь при ней.
Ты улетел, мой голубь,
Ты не вернешься вновь.
Теперь все твои голуби
Вьются над тобой.
Мужчина 30 лет, скончавшийся в 1979 году (Преображенское)
Эпитафия довольно редкая в том смысле, что описывает хобби покойного, в данном случае — разведение голубей. В подавляющем большинстве случаев выражаются чувства и эмоции родственников по отношению к умершему; реже — уделяется внимание личностным и деловым качествам покойного. Но хобби, видимо, воспринимается окружающими наименее серьезно и практически не удостаивается быть запечатленном на надгробии. Вот еще один известный нам случай упоминания о хобби покойного:
Здесь покоиться песенник, огородник,
Честно проживший век трудовой,
И лихой на работе работник,
И до жизни охотник большой.
Делил с тобой последние мгновенья
Столь быстро улетевших дней,
А ты терпела много горя,
перенесла ты много мук,
И спи теперь, родная мама,
спокойным безвозвратным сном,
А в нашем сердце с сохраненьем
останется в веках к тебе любовь.
Женщина 63 лет, скончалась в 1989 г. (Николо-Архангельское)
Здесь автор (или авторы) предварили собственное трагическое повествование строками из классика (причем из двух разных ранних произведений), продемонстрировав, что в сердцах россиян с сохраненьем остается в веках любовь не только к почившим родственникам, но и к солнцу нашей поэзии. Вот уж, действительно, Пушкин — наше все…и везде. Строка «Делю с тобой последние мгновенья…» — из стихотворения А.С. «Разлука» (1817), «Столь быстро улетевших дней…» — из стихотворения «Простите, верные дубравы» того же года.
Ты в плаванье последнее ушел
На лодке той, что не всплывает.
Человечностью ты многих превзошел,
Поэтому тебя не забывают.
Мужчина 82 лет, подводник, капитан I ранга, скончавшийся в 1998 г. (Головинское)
И горькой полынью
Года твои были,
И прелестью жизни
Полны были дни,
И все это вместе
С тобой мы делили,
Но боль и утрату
Несем мы одни.
Мужчина 56 лет (Пятницкое)