ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2009

 


Леонид Гомберг



Парадоксы израильской демократии

В минувшем сезоне (2008-2009) Посольство Государства Израиль в России и Израильский культурный центр в Москве не раз предоставляли заинтересованным москвичам возможность встретиться с компетентными специалистами и побеседовать с ними на актуальные темы политики, экономики, общественной жизни. Так, ко Дню независимости Израиля была приурочена встреча с юридическим советником кнессета Нурит ЭЛЬШТЕЙН, которую представил собравшимся первый секретарь израильского посольства Йоси ТАВОР.

Лекция Нурит Эльштейн была посвящена некоторым спорным юридическим аспектам израильской демократии. Иными словами, это была очередная попытка осветить давнюю проблему, актуальную, между прочим, не только применительно к Израилю: может ли государство, изначально созданное как национальное, отвечать современным критериям демократии? Это не праздный вопрос — отрицательный ответ на него дают не только многочисленные западные эксперты, но и доморощенные израильские интеллектуалы. Ведь, по их мнению, преимущества, созданные для одной нации, создают условия для дискриминации других. Нурит Эльштейн приводит пример араба с «территорий», женившегося на арабской женщине из Хайфы, израильской гражданке. Спрашивается, будет ли ему предоставлено гражданство автоматически? Ответ: нет, этот вопрос будет рассматриваться в индивидуальном порядке, и решение будет принято по конкретному случаю. Но при этом еврей может получить гражданство, просто приехав в Израиль на жительство, если, конечно, он отвечает критериям Закона о возвращении. Значит, неравноправие…

Критики израильской демократии оставляют за скобками то, что речь идет о постоянно воюющем государстве, причем воюющем с теми странами, национальные и религиозные ценности которых разделяет арабское меньшинство в Израиле. Возникает почти неразрешимая коллизия: Израиль должен предоставить равные права людям, отрицающим само право на его существование.

А, собственно, почему бы и нет? С какой стати, евреям можно то, чего нельзя арабам? Ведь немалое число еврейских интеллектуалов в диаспоре публично порицают Израиль за то, что он ведет военные действия против своих соседей, «неадекватно применяя силу», и вообще ратуют за образование «единого еврейско-арабского государства» между морем и Иорданом. И хотя все их «идеи» неминуемо ведут к уничтожению еврейского государства, законодательство готово в любой момент предоставить им равные права с теми, кто защищал и защищает страну на поле боя. Стало быть, если жареный петух клюнет, то сам г-н Дмитрий Быков, яростно отторгающий ценности жестоковыйного народа («Профиль», №10, 2009), и другие ему подобные могут уложить в скатку знамя христианской цивилизации и на законном основании занять очередь на ПМЖ в доме на Большой Ордынке.

Ситуация осложняется еще и тем, что евреи традиционно не разделяют свою национальную и религиозную принадлежность. В теории это выглядит замечательно, а на практике приводит к постоянным столкновениям разных групп евреев, так называемых светских и религиозных, причем и те, и другие ссылаются на демократические установления, но понимают их совершенно по-разному. Таким образом, попытка сочетать национальные и демократические устои государства порождает кучу проблем не только у арабского меньшинства, но и у еврейского большинства. Все эти общественно-политические переживания часто создают правовые коллизии, с которыми юридическая система Израиля пока худо-бедно справляется. По мнению Нурит Эльштейн, серьезной проблемой является отсутствие в стране конституции, которая могла бы дать стратегические обоснования сложившейся правовой ситуации…




Незнакомцы далекие и близкие

Издание «Литературные незнакомцы» относится к тем литературным журналам, которые принято называть «толстыми». Читателям «Информпространства» журнал представляет его главный редактор Лола ЗВОНАРЕВА, доктор исторических наук, эссеист, секретарь Союза писателей Москвы.

Журнал «Литературные незнакомцы» был создан в 2004 году группой энтузиастов во главе с директором издательства «Нонпарел» Светланой Арсковой и поэтом Татьяной Иводитовой. Через несколько лет произошла смена команды. Возглавить журналы были приглашены поэт Григорий Певцов и я.

У «Литературных незнакомцев» изначально была своя ниша — это журнал для русских диаспор, в котором представлено, в первую очередь, творчество наших соотечественников, оказавшихся волей судеб в разных странах. Деятельные друзья нашего журнала (многие из них — члены редколлегии «Литературных незнакомцев») сегодня живут в самых разных странах и городах — в Германии и Австрии, в Польше и Болгарии, в Чикаго, Нью-Йорке, Хельсинки… Мы рассчитываем, что в недалеком будущем нам удастся провести в этих городах презентации нашего журнала, встретиться с читателями и авторами, найти новых друзей.

В XXI веке границы оказались проницаемыми, повседневная жизнь в разных странах волнует наших современников. И читатели новых номеров смогут побывать в Мексике и Азербайджане, в Белоруссии и в США… И даже заглянуть в русские Старческие Дома во Франции.

Мы открыли несколько новых рубрик, где представили талантливых писателей из Москвы и Санкт-Петербурга, Тюмени и Филадельфии, Нью-Йорка и Вены. А рубрика «Пространство поэзии» позволит вам прикоснуться к поэтическим мирам Тюмени и Екатеринбурга, Краснодарского края и Московской области. Талантливые голоса непохожи, но каждый из них способен одарить читателя особым поэтическим зарядом энергии…

Представленные в рубрике «Литературные судьбы» яркие и многогранные фигуры писателей способны всерьез заинтересовать наших читателей. В рубрике «Мастерская художника» мы представляем неординарных, самобытных художников, ищущих свой путь в искусстве, опираясь на мировой авангард и нестареющую реалистическую традицию.

Лучшие детские писатели современной Европы приготовили для наших читателей фрагменты из новых книг, уже отмеченных высокими премиями. Есть у нас и рубрика «Детское творчество», где мы печатаем стихи, прозу, рисунки юных талантов.

Выдающийся собиратель искусства и литературы Русского Зарубежья доктор филологических наук, почетный академик Академии художеств России, заведующий кафедрой русской литературы Государственного университета в Ницце Ренэ Герра согласился вести у нас рубрику «Из архива и мемуаров Ренэ Герра». Обладатель уникального архива и талантливый ученый, он в каждый номер дает чрезвычайно интересные материалы.

Високосный год принес много горя — ушли из жизни блистательные таланты: философ Георгий Гачев, прозаик Юрий Дружников, поэт Римма Казакова, художник Илона Гонсовская… И мы решили в рубрике «Шагнувшие в вечность» представить фрагменты мемуаров о них, возвращая читателям живой и объемный образ этих замечательных людей, ставших отныне достоянием истории литературы и искусства.

Хочется верить, что даже те, к кому наш журнал попал случайно, станут его друзьями на долгие годы. А мы постараемся, чтобы вы об этой дружбе не пожалели. Читателя ожидает на наших страницах немало приятных сюрпризов, потому что словосочетание «литературные незнакомцы» мы понимаем широко — как неизвестные литературному сообществу произведения знаменитых авторов, и как явление молодых талантов, чьи имена пока никому ни о чем не говорят.




Муза в мягком переплете

Муза. Издание с таким поэтическим названием было основано в Москве восемь лет назад. На титульном листе его значится: «Всероссийский литературный альманах». Он охватывает громадную территорию от Кисловодска до Владивостока, а публикуя авторов шести стран, стал практически международным. Об альманахе рассказывает его главный редактор, член Союза писателей Москвы поэт Валерий ЛЕБЕДИНСКИЙ.

На страницах «Музы» печатались известные в России поэты Яков Хелемский и Яков Козловский, Тамара Жирмунская и Сергей Островой, Юрий Ряшенцев и Кирилл Ковальджи; прозаики Анна Вальцева, Борис Рахманин, Игорь Минутко; литературоведы Лев Аннинский, Валентин Оскоцкий, Бенедикт Сарнов. Были опубликованы никогда ранее не печатавшиеся стихи Николая Асеева и Леонида Мартынова, Николая Глазкова и Эдуардаса Межелайтиса…

Выходит в свет двенадцатый номер альманаха. Его открывает ставший традиционным раздел «Память» — не публиковавшиеся ранее материалы об ушедших литераторах. В статье о находке Музея Николая Рубцова в Москве — речь о ставшем известным адресате поэта. Это девушка, с которой юный матрос из Североморска Рубцов познакомился в Ленинграде. Много лет в вологодском архиве не могли опознать ее фото. А московский музей разыскал ее. У нее хранилось неизвестное дотоле стихотворение Рубцова, мы его публикуем.

В разделе «Эстафета» читателя ждут новые стихи Александра Городницкого, Нины Королевой, талантливых зарубежных русскоязычных поэтов — Марианны Цукерник (Нидерланды), Анатолия Постолова (США), москвичей Владимира Васмута, Надежды Комаровой и других.

Проза представлена психологическим рассказом Кирилла Ковальджи. Примечательна статья директора Музея истории ГУЛАГа в Москве, писателя и журналиста Антона Антонова-Овсеенко — о политической истории Абхазии 1920-х и пагубной роли Сталина в национальном размежевании на Кавказе. Интересны «Фрагменты об Израиле» нашего постоянного автора Марьяны Медник — взгляд русской женщины, впервые увидевшей страну.

Традиционен и раздел «Критика, обзор, исследования». Как всегда, глубинно проникновение в мир книг и персонажей у литературоведа Льва Аннинского, рассматривающего творчество Виктора Астафьева на примере его отдельных произведений (»Царь-рыба», «Последний поклон» и др.).

Обзорная статья Людмилы Саницкой о жизни и творчестве Вероники Тушновой — нестандартный материал эссеистки.

Нельзя не отметить и исследование Бенедикта Сарнова о Булгакове в связи со Сталиным. Дневник, письма, воспоминания, многочисленные архивные материалы высвечивают изломы судьбы великого русского писателя, трагическую его зависимость от тирана.

Таков, в общих чертах, 12-й номер альманаха. Объем — 384 страницы. Тираж — 700. «Цель нового альманаха, — писал я у его истоков, — в усилении качества публикаций. В возрождении профессионального отношения к литературе». Двенадцать выпусков «Музы» красноречиво об этом говорят.