ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 122 2009г. | РЕЗОНАНС | ПУЛЬС | ГЕОПОЛИТИКА | РАЗМЫШЛЕНИЯ | МИСТЕРИЯ |
ART | СЛОВО | МИНИАТЮРЫ | САЛОН | НЕКРОПОЛЬ | СУДЬБЫ |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2009 |
10 июня Евгению МИНИНУ исполняется 60. Он принадлежит к числу наиболее ярких и самобытных современных поэтов. Высокую оценку его стихам давали Римма Казакова, Александр Кушнер, Кирилл Ковальджи…
Минин переводит на русский ивритоязычную лирику, и его переводы стремятся к особенной точности в передаче даже оттенков интонации. В России выходят альбомы с песнями на его стихи. Наряду с тремя поэтическими книгами он выпустил две книги пародий. Он сегодня единственный пародист в первородном понимании этого жанра. Минин не пишет стихотворную юмореску по мотивам чужого стихотворения, а именно находит в нем то, что позволяет вывернуть чужое стихотворение наизнанку, не нарушив его материю. Посему трудно повстречать поэта, рассердившегося на такой мининский отклик.
Евгений Минин — лауреат Третьего поэтического фестиваля памяти Поэта (Израиль), победитель конкурса поэзии издательства «Олма-медиагрупп», председатель иерусалимского отделения Союза писателей Израиля, составитель и редактор альманахов и книг. И, конечно, официальный представитель московской газеты «Информпространство» в Израиле.
Женя, новых творческих дел и успехов тебе, приближения к самым высоким целям, к самой высокой линии горизонта! Пусть навсегда будут с тобой твои отзывчивость и сердечность. Радостей и крепкого здоровья до 120-ти!
Союз писателей Москвы. Газета «Информпространство»
Если Бог меня оставит,
что, по-моему, не честно,
Если Бог меня оставит,
(что пенять — ему видней) —
Станет сладость жизни горькой,
станет радость жизни пресной,
И обузой будет каждый
из подаренных Им дней.
Но когда душа сумеет
удержаться в равновесьи,
И не даст обиде горькой
все, что было, жечь огнем,
Может, станет Богу легче,
там, в далеком поднебесье,
Что не он теперь в заботе обо мне,
а я — о нем.
От полустанка Детство
до остановки Старость
проехали со свистом —
на сленге говорят.
Вперед смотреть не тянет —
там ерунда осталась,
да и кругом все реже
друзей нестройный ряд.
В свободную минуту
спешу за стол усесться
и знаю, что не надо
в вагонный микрофон
мне объявлять,
что следующая — остановка Сердца,
где Бог,
печальный стрелочник,
отцепит мой вагон…
Не верь, когда твердят,
что дальше будет легче,
Так беспощадна жизнь,
а после только тлен.
Удар слепой судьбы
лишь слабого калечит,
А сильный — тот всегда
поднимется с колен.
Когда же вдруг нужда
в дверь постучит клюкою,
Быссмысленно роптать,
когда попался в сеть.
Но слабый —
тот пойдет с протянутой рукою,
А сильный —
тот найдет причину умереть.
Я думаю, что Бог…
Он где-то между нами,
Бок о бок.
День и ночь.
И — на плече ладонь.
Я думаю —
клубок летящего цунами…
Я думаю —
бегущий по траве огонь...
Я думаю —
потоп, невиданный в природе...
Я думаю —
ночной землетрясенья гром...
Он посылает нам
и в сторону отходит
И ждет, когда Его
на помощь позовем.
Отпусти меня, жизнь, на свободу,
заверши незаметно мой путь.
И с ладони позволь к небосводу
мотыльком безмятежным вспорхнуть
высоко над песчаною пылью,
отрешившись от бремени дел,
и пока не рассыпались крылья,
улететь за бескрайний предел...
Я знаю не так уж много
молитв, особенно главных,
но пару минут в синагоге
могу молиться на равных,
А после — материи тонкие,
иврит одолеть нет мочи,
тогда притуляюсь в сторонке,
и с Богом беседую молча.
Поэт — неповторим,
он так подобен чуду,
Беспомощный порой,
порою — едкий шут.
Порой настолько мал,
что виден отовсюду,
Порой настолько тих,
что слышен там и тут.
Не требуй от него
геройства и отваги,
Он плачет по себе,
и плач летит во тьму.
Чужую боль несет
на листике бумаги,
Необходимый всем,
не нужный никому.
Удача приходит внезапно,
не помню восторга иного.
Но день пролетает, —
и завтра
она обнимает другого.
И снова
сплошная непруха,
и жизнь до чего ж бестолкова.
Удача —
бродячая шлюха!
Но как ее хочется снова!
Так просто сжечь стоящие на полках
тома стихов, ни капли ни скорбя.
И все!
И ты — единственный!
И только
читает человечество тебя!
Тщеславие заставит лезть из кожи,
но истины потом приходит миг,
и кто поймет,
насколько ты ничтожен,
оценит кто —
насколько ты велик?
Путь поэта — это даты,
Не веселье или грусть,
Все, что прожито когда-то,
Надо ль помнить наизусть?
Путь поэта в мирозданье
Критик вымерит сполна,
То ли — стопками изданий,
То ли — стопками вина.
Поэзия наше богатство,
ему и подводим итог:
поэтов всемирное блатство
похоже на бурный поток,
что может волною тупою
сбивать непокорного с ног.
Поэты едины с толпою,
а Гений — всегда одинок.
Поэты бывают глобальные,
Вознесшиеся и забитые,
Любимчики и опальные,
Воскресшие и забытые.
Безвестные, триумфальные,
Добрые и бессердечные,
А есть, как рисунки наскальные,
Понятные всем,
и — вечные.
Он был поэт,
писал по мере сил.
Реальность —
очень горькое лекарство:
Пришла любовь,
он отдал ей полцарства,
Трех сыновей за это получил.
Поэтом меньше — это ли беда!
Поэтом меньше — это ли потеря?
Но ни одна из тысяч бухгалтерий
Урон не подсчитает никогда.
Москвичка Эльга ЗЛОТНИК — дочь военного, детство ее проходило в частых переездах с места на место, и учиться ей пришлось в четырнадцати разных школах. Она окончила два института — МИСИ и ВГИК, работала журналистом, кинокритиком. Как отмечала «Литературная газета» в рецензии на сборник рассказов Эльги Злотник «Общество взаимного восхищения», ее произведения отличаются «ровным и светлым настроением...» Некоторые рассказы «казалось бы, с простым, незамысловатым сюжетом, остаются в памяти как добрые слова, сказанные вам когда-то».
Когда я беру это блюдечко в руки, в памяти, будто ключиком открывается шкатулка с моим детством. Оно, как волшебное.
А дело было так. Приехала я в новую школу в середине года. Ребята в классе все вместе давно уже учатся. Новичку всегда трудно. Особенно, если он, как я замкнутый и застенчивый человек. Дни стояли короткие, темнело быстро. Город освещен слабо. А у нас после четырех уроки физкультуры — во вторую смену учились. Вот в сумерках уже ведет нас физрук на Амур, по заснеженному, ледяному пространству лыжные соревнования проводить. Лыжи у всех свои. Кто во что горазд. А я на лыжах умела кататься. Отец хорошо ходил и меня научил в те редкие свободные дни, которые у него выпадали.
Ну, встаем на лыжи. Василий Васильевич недобро поведет своим карим глазом, проверит, мол, все собрались, крепления надели, скомандует: «На старт, внимание! Марш!» И мы попилили. Ветер, как всегда, сильный навстречу. Впереди ребята покрепче лыжню прокладывают, мы цепочкой за ними. Какое уж тут соревнование, дойти бы — круг большой сделать и обратно к старту — там же и финиш. Ну, конечно, кто мог, отлынивали от этих уроков физкультуры. И стали выходить мы от раза к разу на лыжню в меньшем количестве. Но я-то новенькая. Мне зарекомендовать себя надо. Я как штык!
И вот как-то пошли мы на этот Амур всего вчетвером: двое мальчишек и две девочки, я и Наташка Веселова — незаметная такая в очках, с взрослым хмурым лицом, низенькая. Встали на лыжи. Василий Васильевич скомандовал, и мы пошли. Генка Пономарев с Курбатовым далеко уже ушли. Физрук на старте остался, он же даже лыжи с собой не берет, пока мы крюки в километры делаем, на старте топчется. Я иду, за мной Наташа, а я с ней почти и не знакома. В разных концах класса сидим и не разговаривали никогда. Ну, я размашисто, как папа научил, иду. Ветер воет, но меня не собьешь, я на ногах прочно стою. Только слышу: нет за мной никого. Оглянулась. Сидит Веселова в снегу. Как раз в километрах двух, наверное, от старта. Пространство реки огромное. Народу никого. Темно. Физрук вдали топчется. Ребята по дуге далеко ушли. Что делать, думаю. Вернулась к ней. Она сидит, плачет.
— Вставай! — А она не слышит. Стала поднимать — упирается.— Ты что, — говорю, — чего хочешь?
— Ничего, — шепчет, — отстань.
Я совсем растерялась. Чувствую, ну прямо ненавидит меня за что-то Веселова. Я и раньше какие-то странные взгляды ее ловила. Я же в классе недавно. Думаю, может, она просто так смотрит, взгляд у нее такой. А тут, ну просто стена между нами, я же чувствую. Я говорю:
— Ты что, я сейчас уйду, и сиди себе. Только Вась-Вась за тобой пешком не потащится по этим сугробам, ему вообще наплевать. А Генку со Славкой вообще не видно. Сейчас снег пойдет. Вот и оставайся.
Терпения у меня никогда не было. А тут чувствую, она еще и ненавидит. Зачем мне это надо, думаю. А сама схватила ее за шиворот и поднимаю. Смотрю, лицо у нее побледнело, а очков нету. Вот, значит, что. Как же мне тащить-то ее. Говорю:
— Очки-то где?
— Не твое дело, — отвечает.
— Я тебе сейчас дам, — говорю, — отлуплю, мало не покажется.
Я же старшая в семье, привыкла так с младшими разговаривать. Ну, подняла, говорю:
— Где их потеряла?
Стали мы очки искать. Но разве в снегу глубоком и темноте найдешь. Думаю, как же быть-то?
— Иди за мной, — говорю. — Будем идти потихоньку шаг в шаг. Ты на этом расстоянии-то видишь?
Пошли тихо. Я шаг, она шаг. Почти вплотную за мной. На мои лыжи своими наступает прямо. Но я терплю, хотя неудобно. Медленно идем. Холодно. Ребята уже около физрука. Смотрят издали, понять не могут, почему мы еле-еле тащимся. Славка к нам пошел. Но нам уже немного осталось. В общем, пришли. Василий Васильевич говорит:
— С вами так концы отдашь — не лето. В чем дело?
Я молчу. Наташка тоже. Ну, пошли домой. У меня на следующий день горло разболелось, но я в школу пошла. А Веселовой неделю не было. Физрук занятия на Амуре эти лыжные прекратил, и все стали ходить в физкультурный зал. Я потихоньку начала вливаться в коллектив, с трудом, правда. Уж очень я какая-то другая, как мне казалось, была. А я старалась. Мама мне, помню, босоножки к весне купила. Модные — одни ремешочки, я наотрез отказалась носить, потому что ни у кого таких не было.
Но постепенно мои старания вписаться увенчались успехом. И вот я уже в танцевальном нашем ансамбле молдаванеску танцую. И на вечере — стихи читаю. И совсем уже было себя своей почувствовала. А тут пересадили меня. И через проход от меня сбоку Иван Ивашко оказался. Веснушчатый, лупоглазый, глаза, как плошки, светлые и уши лопухи. Я на него раньше как-то внимания не обращала. А теперь, только встанем перед уроком учителя приветствовать, он-то рядом со мной встает и шепчет мне каждый раз: «У, жидовка!» Я впервые с этим столкнулась. Не знаю, как отвечать. Сказала маме: «Ивашко меня жидовкой шепотом обзывает». А она мне говорит: «А ты спроси его, чем же это плохо еврейкой быть?» Ну, на следующий день встали мы на математике на первом уроке Михаила Михайловича приветствовать. Ивашко опять ко мне, шепчет. А я его громко при всех спрашиваю:
— А чем же это плохо? Я-то вон учусь — тебе далеко до меня будет.
Тут Михаил Михайлович вмешался, спрашивает:
— В чем у вас дело?
Ивашко покраснел весь. Испугался, все веснушки пропали. Глаза желтые стали, он же мне тихо шептал на ухо, чтобы никто не слышал. Я Михаилу Михайловичу говорю:
— Да ничего тут особенного. Просто разговариваем.
После этого урока Ивашко шептать перестал, а только волком смотрит. Стал он меня после школы поджидать, да только я все время не одна иду. Ну, думаю, как мне с этим Ивашкой быть. Сказала Славке Курбатову: «Ивашко меня все время стережет». Они с Генкой Пономаревым этому Ивашке накостыляли. Ивашко еще злее стал. Иду как-то по коридору на перемене. Наташка Веселова у окна стоит — я с тех пор с ней ни разу и не разговаривала. Вижу, Ивашко к ней подходит, они оба на лесопилке жили, и говорит так сквозь зубы:
— Скоро этой жидовке достанется.
А тут Наташка эта хмурая, как даст Ивашке по морде. Он аж обалдел. Да и никто не ожидал.
Закончили мы класс. Весна. Экзамены. А весной в Хабаровске все цветет. Мама решила мой день рождения, как всегда отпраздновать, говорит:
— Позови из школы кого хочешь.
Я позвала девочек и Наташу тоже. Пришли все, а Наташи нету. Ну, мы в разные игры играем. Мама у меня заводила. Придумывает интересно. Весело играем. И тут стук в дверь. Я бегу, открываю — на пороге Наташка Веселова в платьице нарядном, косички заплела так, что они у нее на голове, как корзиночка лежали, нос прямой, глаза серые — ну просто не узнать, какая хорошенькая. Говорит:
— Вот тебе подарок, — и протягивает мне прозрачное стеклянное блюдечко, голубое-голубое, я таких больше никогда не видела.
— Идем, — говорю, — мы уже играем.
Она вошла, и куда ее насупленность делась, как не бывало!
Подругами мы с ней не стали. А Ивашку посадили потом за что-то…