ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2009

 


Борис Милецкий



Чудокамень

Еврейский камень – синоним графического пегматита или письменного гранита – единственное природное образование, получившее в мировой науке официальное название, прямо связанное с еврейством. Еврейский камень – это горная порода, слагающая краевые зоны в телах (жилах) гранитных пегматитов, в которых полевой шпат розового, буроватого или белого цвета сочетается с прозрачным кварцем, образуя оригинальную клиновидную текстуру, весьма напоминающую древнееврейские письмена. Многообразие форм и размеров экзотических клинописных текстур, многоцветная окраска фона создают множество разновидностей этого интересного камня, что позволяет использовать его как декоративный материал в различных художественных камнерезных изделиях, в малых формах архитектурно-оформительского искусства, а также как ценный коллекционный материал.

Гранитные пегматиты известны человечеству с давних времен, и на протяжении тысячелетий они разрабатывались главным образом с целью добычи драгоценных камней (горного хрусталя, аквамарина, топаза, берилла, цветного турмалина, а также изумруда и александрита). Кроме того, с гранитными пегматитами связаны небольшие месторождения редких металлов (лития, тантала, бериллия), керамического сырья, слюды. Еще древние рудоискатели обратили внимание на необычный рисунок пород, слагающих краевые зоны пегматитовых тел. В 1801 году французским ученым Р.Ж.Аюи впервые было предложено называть пегматиты с клинописной графической текстурой, похожей на древнееврейские письмена, еврейским камнем. С тех пор это название в английской транскрипции – Jewish Stone – прочно вошло в научный обиход.

Между тем, например, в Израиле мало кому, кроме очень узкого круга специалистов, известно о существовании еврейского камня. В еврейском государстве даже в музеях невозможно найти сколько-нибудь полноценную его коллекцию, совершенно нет в продаже каких-либо изделий из него. В магазинах, которые торгуют камнесамоцветами, представлен довольно разнообразный мир цветных камней, но даже самого простого штуфа еврейского камня там не увидишь. Почему-то исчез графический пегматит из витрин декоративных камней в России, и вообще этот камень стал настоящей коллекционной редкостью.

За последние десятилетия подавляющее большинство известных пегматитовых полей отработано, а на еще действующих рудниках разведанные запасы сырья, добываемого из пегматитов, быстро истощаются. В тоже время, учитывая высокую геологическую изученность пегматитоносных регионов мира, возможность выявления новых перспективных пегматитовых месторождений драгоценных камней, а также редких металлов, в приповерхностной зоне маловероятна, а глубинные месторождения вряд ли могут представлять интерес.

Таким образом, пегматитовый тип месторождения утрачивает свое значение, и одновременно исчезает сырьевая база еврейского камня. Совсем скоро его можно будет найти только в заброшенных карьерах на землях, которые еще не успели рекультивировать. Пожалуй, как исключение, хорошие месторождения еврейского камня сохранились в России (в Карело-Кольском регионе, на Урале, в Забайкалье) и в Казахстане.

Очевидно, что уже давно настало время, чтобы общество, наконец, познакомилось с еврейским камнем. Вероятно, вначале было бы важно объяснить, что оригинальный и красивый еврейский камень вполне мог бы в числе других атрибутов правомерно представлять многообразную еврейскую символику. А затем – сделать все для того, чтобы каждый желающий мог увидеть самые представительные коллекции еврейского камня и, конечно, приобрести изящный сувенир из него. Было бы небезынтересно, чтобы наиболее выразительные образцы еврейского камня с его графической текстурой оказались предметом серьезных исследований специалистов по иудаике, в частности, по сакральным текстам иудаизма и классической еврейской каллиграфии. Конечно, не для того, чтобы попытаться прочитать письмена, начертанные природой сотни миллионов лет назад, а чтобы, например, взвесить мысль, не могли ли эти «граффити» действительно служить прообразом первого древнееврейского алфавита.

Мне представляется, что все изложенное может явиться концептуальным обоснованием проекта «Эвен еhуди» (еврейский камень, иврит). Он мог бы осуществляться или на общественных началах в формате, например, общественного центра «Эвен еhуди», деятельность которого поддерживалась бы скромными спонсорскими субсидиями, или же это могла бы быть коммерческая компания. Есть расчеты, скорее прикидки, что потенциальный годовой объем продаж этого нового вида товара с природной символикой только на израильском рынке может составить не менее 100 тысяч изделий. Салоны «Эвен еhуди» могли бы предлагать не только конкурентоспособные художественные поделки сувенирного типа и коллекционный материал, но и выполнять заказы на небольшие элементы парковых и садовых оформительских украшений, фрагменты надгробных памятников и прочее, что должно в целом обеспечить успех.

Но этим не исчерпываются возможности еврейского камня. Не менее значительным, вероятно, могло бы быть его использование как особого материала для создания нового направления еврейского самовыражения в изобразительном искусстве.

В заключение можно сказать, что созрел интересный и оригинальный проект, который возможно осуществить, чтобы редкостное произведение природы – еврейский камень – мог найти путь в любой дом.