ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 137 2009г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ЗА ЖИЗНЬ | ДЕТСТВО | СЛОВО |
ИУДАИКА | МИРОЗДАНИЕ | ПРЕОДОЛЕНИЕ | ВЕХИ | ВАРВАРЫ | ЛИЦА | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2009 |
Раввин Ицхак Коган приехал в Израиль в 1986 году вместе с семьей. До Большой алии оставалось еще несколько лет… Не каждый мог предвидеть поток репатриантов из России 1990-х годов. Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон предвидел и предупреждал об этом своих учеников. Гематрия (цифровое значение) слов «Египет» и «СССР» на языке народа Книги совпадает, а значит были основания для этого предвидения.
С начала 1991 года пришла Большая алия российских евреев в Израиль. Накануне праздника Пейсах Ребе выступил с заявлением, в котором содержалось указание на необходимость строить город ХаБаДа в Иерусалиме для выходцев из СССР. Этот проект должен был решать три основных задачи: обеспечить репатриантам место проживания и работы, а также возможность осуществить и почувствовать свое духовное восхождение в Эрец Исраэль.
Наказ Любавичского Ребе не был забыт. И вот 14 февраля 2010 года в Иерусалиме, в Рамоте, открывается синагога русскоязычных евреев. Об этом событии рассказывает раввин общины Агудас Хасидей ХаБаД (Москва) Ицхак КОГАН.
С 1987 года вновь прибывшие начали селиться Рамоте. В ту пору там уже было 52 дома. Ребе возлагал большую надежду на жителей поселка. К сожалению, идея создания центра не получила государственной поддержки, в стороне от проекта остались и спонсоры. В начале 1988 года Ребе предложил, чтобы в районе был создан духовный центр, и уже в мае был заложен первый камень будущего строительства. Несмотря на то, что с 1990 года я как посланник Ребе нахожусь в Советском Союзе, а потом в России, строительство духовного центра и прежде, и теперь считаю делом первостепенной важности.
В 2006 году перед праздником Йом Кипур мне позвонил разработчик проекта синагоги русскоязычного еврейства в Иерусалиме Иешуа Шейнин, в прошлом мой ученик. «Ну что, так и забудем о наказе Ребе?», — спросил он с горечью. Я попытался убедить его, что помню об этом постоянно. Буквально через час ко мне заходит глава Украинского еврейского конгресса Довид Рабинович, известный филантроп, сделавший очень много для строительства синагоги на Большой Бронной. Он пришел, чтобы выполнить обряд искупления Капарот, в соответствии с древней традицией вращая над головой петуха. И я вспомнил свой разговор с Иешуа. «Рэб Довид, — сказал я ему, — вы очень много делаете, но просто имейте ввиду, что на строительство здания синагоги русскоязычных евреев в Иерусалиме сам Любавичский Ребе оставил чек на 10 тысяч долларов». «Ну что ж, — ответил г-н Рабинович, — считайте, что у вас есть еще 250 тысяч — начинайте строить».
Через пару месяцев мы полетели в Иерусалим взглянуть на стройплощадку. Чтобы не потерять место, мы всей общиной скинулись, чтобы выкопать на этом месте котлован. Однако вскоре у рэба Довида возник другой строительный проект в Иерусалиме, и наш проект снова остановился. Но остановка не давала покоя рэбу Довиду. И однажды он решил: если удастся продать его бизнес в юго-восточной Азии, немедленно возобновится строительство Бейт-Кнессета. И произошло чудо — в тот же день ему позвонили и сообщили об этой покупке. Конечно, к филантропу присоединись и другие спонсоры — члены нашей общины. А на последнем этапе щедро помог председатель Объединения еврейских общин Украины Игорь Коломайский. Кстати, неожиданно совпало, что именно 14 февраля, в день открытия синагоги, он родился.
Теперь работы близятся к завершению. Мы поменяли проектный облик здания, к пяти этажам мы добавили шестой, украшающий синагогу и придающий ей храмовый вид.
Мы хотим, чтобы в здании располагались не только помещения для учебы и молитвы, но и информационный центр, где всякий приехавший в Израиль из-за рубежа мог бы найти доступную информацию о любом месте на земном шаре, получить ответы на вопросы о духовной и культурной жизни евреев, разбросанных по миру. Да и просто получить сведения о различных районах Израиля, его достопримечательностях.
Как и всякий Бейт-Кнессет, он должен быть открыт для всех. Мы хотим осуществлять связь с людьми, которые не живут постоянно в Израиле и лишь на время приезжают в страну. Но при этом они чувствуют себя причастными к духовной и культурной жизни Эрец Исраэль. Каждый русскоязычный еврей должен знать, что в Иерусалиме есть место, где ему всегда будут рады. Эта синагога для всех евреев может обратить их к Стене плача. А то ведь есть евреи, которые несколько раз побывали в Израиле, но ни разу не удосужились подойти к Стене плача, помолиться, прочесть несколько строк из Псалмов, просто обратиться к Всевышнему. Они не понимают всей важности этого действа. Им надо объяснить, что, придя к Стене плача в XXI веке, они реализует мечты многих поколений за две тысячи лет истории народа в рассеянии.