ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 137 2009г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ЗА ЖИЗНЬ | ДЕТСТВО | СЛОВО |
ИУДАИКА | МИРОЗДАНИЕ | ПРЕОДОЛЕНИЕ | ВЕХИ | ВАРВАРЫ | ЛИЦА | P.S. |
![]() |
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2009 |
Пословица гласит: «Кому суждено быть повешенным, тот не утонет». А может ли быть повешен тот, кому суждено умереть от пули?
В России смертная казнь отменена была еще Елизаветой Петровной. При восхождении на престол она дала обет: казней не будет. И свято этой клятвы придерживалась – никого не казнила. Указ Елизаветы о переводе в Сенат всех решений о применении смертной казни означал фактический на нее мораторий.
При последующих Романовых закон о применении казни не был достаточно четким. Традиция, заложенная Елизаветой Петровной, вроде бы не отменялась. Под началом Екатерины Алексеевны законодательная комиссия разработала «Наказ о преступлениях и наказаниях». Добрая половина «Наказа» была заимствована у Монтескье. Однако далее говорилось: «Гражданин бывает достоин смерти, когда он нарушил безопасность даже от того, что отнял от кого жизнь или предпринял отнять».
Так что, в исключительных случаях, государственных преступников все-таки казнили. При Екатерине был казнен Василий Мирович, пытавший учинить переворот. По воле императрицы мучительное четвертование заменили Мировичу отсечением головы. В 1771 году повесили убийц архиепископа Амвросия, неких Леонтьева и Деянова. Четырьмя годами позже казнены были бунтовщик Емельян Пугачев и его сподвижники Перфильев, Зарубин, Шигаев, Подуров и Торнов. Вот и все случаи применения смертной казни матушкой-императрицей.
Любимый ее внук, Александр Павлович, смертную казнь не практиковал.Вместе с тем, в «Проекте уголовного уложения» от 1813 года смертная казнь предусматривалась за преступления против веры, политические преступления, преступления против порядка управления, за преступления против жизни, а также за поджог, сопряженный с ограблением или повлекший за собой смерть человека. Но при Александре это осталось лишь на бумаге. Правда, зачинщики так называемого Чугуевского бунта (Чугуев – образцово-показательное военное поселение) подверглись настолько жестому наказанию шпицрутенами, что некоторые из них умерли.
Николай же Павлович, как известно, повесил пятерых декабристов. При нем, в 1845 году, было утверждено «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». В соответствии с «Уложением» смертная казнь назначалась за важнейшие государственные преступления (злоумышление на жизнь, свободу и права государя императора и членов императорского дома; бунт; государственная измена), а также за карантинные преступления, совершаемые во время эпидемии. Маркиз де Кюстин негодует по этому поводу: «Смертная казнь не существет в России, за исключением случаев государственной измены. Однако некоторых преступников нужно отправить на тот свет. В таких случаях для того, чтобы согласовать мягкость законов с жестокостью нравов, поступают следующим образом: когда преступника приговаривают более чем к ста ударам кнута, палач, понимая, что означает такой приговор, из чувства человеколюбия убивает приговоренного третьим или четвертым ударом». Злодеи, преступники и темницы мерещились маркизу в России повсюду. Но в данном случае, по сути, он прав. Когда Николаю представили на подпись смертный приговор за воинское преступление, он воскликнул: «В России, слава богу, казнь отменена», – и приговорил нарушителяя к 10 тысячам палочных ударов.
Столь же запутанной выглядела и система наказания за участие в дуэлях. До 1894 года дуэль в России была строжайше запрещена. Петровским «Артикулом воинским» от 1715 года предусматривалась смертная казнь через повешение не только для самих дуэлянтов, но и для их секундантов. Но эта азиатская жестокость бушевала лишь на бумаге. В течение семидесяти лет существования «Артикула» никто повешен не был. В екатерининскую эпоху дуэли вошли в моду. Екатерина Алексеевна отреагировала на это смягчением наказания, но, одновременно, его действительным применением. «Манифест о поединках» трактовал дуэль как «чужеземное насаждение»; всем участникам бескровной дуэли назначался денежный штраф, а инициатору дуэли – пожизненная ссылка в Сибирь. Ранение или убийство противника приравнивалось к уголовному преступлению и соответственным образом наказывалось.
Император Николай I дуэли не терпел. «Я ненавижу дуэль. Это варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского» – его подлинные слова. В изданном при Николае «Своде законов уголовных» вновь был подтвержден запрет на дуэль. Тем не менее, именно в это время дуэли стали своеобразной «нормой жизни» российского дворянства.
Самая известная дуэль в истории России – трагический поединок Пушкина и Дантеса. Уже по смерти Пушкина последуэльные события стали разворачиваться как настоящий кафкиански-ионесковский фарс. Да, да, – по законам абсурда, но в полном соответствии с законами Российской империи. 3 февраля Комиссия военного суда под председательством полковника Бреверна начала процесс (Кафка! Кафка!) над «бароном Дантесом, камергером Пушкиным и инженер-полковником Данзасом по поводу поединка, произошедшего между первыми двумя». Секундант Дантеса виконт д’Аршиак предусмотрительно уехал в Париж 2 февраля. От греха подальше.
Абсурдный характер этого следствия как нельзя лучше характеризует ошибочное именование в процессуальных протоколах Пушкина камергером. Лишь 16 марта, после опроса соотвествующих должностных лиц, было установлено, что Пушкин вовсе не камергер, а камер-юнкер. Итак, процесс над «камергером» Пушкиным начался 3 февраля. Вечером этого же дня тело гениального поэта Пушкина было отправлено из Петербурга для погребения в Святогорском монастыре, близ родового имения Михайловское. Гроб сопровождали Александр Тургенев, дядька Пушкина Никита Козлов, жандармский капитан и чиновник почтового ведомства. Прямо-таки шекспировские «четыре капитана».
Далее Кафка уступает место Гоголю. На почтовой станции близ Пскова Тургенев знакомится с псковским дворянином камергером Яхонтовым, возвращающимся, по его словам, в собственное имение. Свежеиспеченные знакомцы пьют чай и обсуждают петербургские новости. Вечером 4 февраля Тургенев отправляется дальше, при этом Яхонтов уговаривает его задержаться на постоялом дворе еще на день – попить чайку.
Прибыв в Псков, Тургенев направился в дом губернатора Пещурова, чтобы засвидетельствовать почтение своему давнему знакомому. Дом губернатора сверкал огнями. Подобно Чацкому, Тургенев попал «с корабля на бал». Пришлось остаться и принять участие в празднестве. В разгар веселья слуга доложил о прибытии посыльного с письмом губернатору Пещурову от высокого лица Третьего отделения. «Проси!», – приосанясь, приказал губернатор. Каково же было изумление Тургенева, когда в залу вошел любитель чаепитий камергер Яхонтов и протянул конверт Пещурову! Тот, чтоб сразить собравшееся общество собственным величием, принялся читать письмо вслух.
«Милостивый государь Алексей Никитич! Г-н действительный статский советник Яхонтов, который доставит сие письмо Вашему превосходительству, сообщит Вам наши новости. Тело Пушкина везут в Псковскую губернию для предания земле в имении его отца. Я просил г-на Яхонтова передать Вам по сему случаю поручение графа Александра Христофоровича, но вместе с тем имею честь сообщить Вашему превосходительству волю Государя Императора...». Тут губернатора прошиб холодный пот. Он сообразил, что послание совершенно конфиденциально и не может быть предано огласке. Алексей Никитич, что-то пробормотав, сунул бумагу Тургеневу, и тот молча пробежал глазами оставшуюся часть: «...Чтобы Вы воспретили всякое особенное изъявление, всякую встречу, одним словом всякую церемонию, кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется при погребении тела дворянина...».
![]() |
Указ об отмене смертной казни 1918 года. Не первый и не последний... |
Государь плохо знал своих подданных. Никаких особенных изъявлений и церемоний не воспоследовало. Губернатор Пещуров не поднял восстание на Псковщине. Всю ночь михайловские мужики долбили кирками промерзшую землю. Утром 6 февраля гроб с телом Пушкина был опущен в могилу.
В тот же день начальник штаба корпуса жандармов Леонтий Васильевич Дубельт снял печати с кабинета усопшего. Начался обыск и досмотр бумаг Пушкина, занявший несколько дней. Архив поэта паковали в сундуки и отправляли на квартиру Жуковскому, где Василий Андреевич вкупе с Леонтием Васильевичем читали и сортировали арестованные бумаги.
Между тем, Комиссия военного суда продолжала свою деятельность. Дантес получил на дуэли легкое ранение руки и смог предстать перед Комиссией лишь 10 февраля. Накануне был допрошен секундант Пушкина Константин Данзас. Приговор Комиссии был оглашен 19 февраля. Подсудимого Пушкина приговорили к смертной казни через повешение, но «как он уже умер, то суждение его за смертию прекратить». Соответственно, и Дантесу с Данзасом было вынесено такое же наказание – смертная казнь через повешение. Поскольку смертная казнь в России в подобных случаях не практиковалась, то последовала обычная процедура – помилование волею императора обоих провинившихся. К этому времени тело подсудимого Пушкина уже две недели лежало в псковской земле. В отличие от остальных участников дуэли Пушкин помилован не был. Говоря бюрократическим языком, исполнение наказания в его отношении было прекращено ввиду невозможности исполнения оного.
Государственная машина заведомо работала на холостых оборотах. Суд над усопшим, вынесение приговора, который не может быть приведен а исполнение... Виртуальная казнь «по закону», помилование «по понятиям»... Нули, нули, нули...
Царь был очень недоволен тем, что тело Пушкина было одето не в камер-юнкерский мундир, а черный сюртук. «Это, должно быть, Тургенев или князь Вяземский придумали», – неодобрительно заметил он.
Александр Сергеевич всю жизнь боялся быть повешенным. Рисовал в черновиках виселицы, а когда началось следствие об авторстве крамольной «Гавриилиады» написал: «Вы ль вздохнете обо мне, если буду я повешен?». Как видим, опасения его не были беспочвенны. Хорошо, что ко времени гибели Пушкина уже не действовал «Артикул» Петра Алексеевича, в соответствии с которым тело убитого дуэлянта должно быть подвешено за ноги и выставлено на всеобщее обозрение.
3 декабря в Центральном Доме Литераторов торжественной церемонией вручения Премии-2009 завершил свою работу Третий московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского. Премия, включающая в себя четыре номинации, была вручена уже во второй раз (впервые – на закрытии Первого Фестиваля в 2007 году).
![]() |
Персонажи Корнея Чуковского в Доме литераторов в Москве |
Наградной фонд Премии составляет 740 тысяч рублей (одна Премия – 200 тысяч и три – по 180). Премия вручается лучшим (по мнению Жюри) детским писателям, творящим в жанре игровой поэзии на русском языке.
Бессменным председателем Жюри Премии является легендарный Эдуард Успенский.
Секретарём Жюри – научный сотрудник переделкинского мемориального дома-музея Корнея Чуковского литературный критик Павел Крючков. Руководителем оргкомитета – поэт Сергей Белорусец.
Поименно состав остальных членов Жюри выглядел так: лауреаты Премии имени Чуковского-2007 Марина Бородицкая, Юрий Кушак и Григорий Гладков, литературный критик, эксперт по детской литературе Ксения Молдавская, главный библиотекарь Центральной Детской Библиотеки имени Аркадия Гайдара Татьяна Рудишина и ещё один сотрудник дома-музея Чуковского в Переделкине Владимир Спектор.
По фойе ЦДЛ разгуливали персонажи сказок Чуковского, а также другие узнаваемые ростовые фигуры…
Концертная программа осуществилась силами актеров театра «Игра» (режиссёр Андрей Защеринский), Эдуарда Успенского (он прочитал стишок под названием «Не ходите, дети, ночью в Интернет…») и самих лауреатов литературной премии имени Чуковского-2009.
Ими стали: поэт Михаил Яснов (номинация «За выдающийся вклад в отечественную поэзию для детей»), поэт и сказочник Сергей Козлов (номинация «За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной детской литературе»), поэт и просветитель Андрей Усачев (номинация «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе»), поэт и музыкант Петр Синявский (премия читательских симпатий «Золотой крокодил»).
Именно с этой премии началось награждение лауреатов. Её вручало Детское Жюри, которое на этот раз состояло из представителей четырёх детских литературных студий.
Поэт и переводчик Марина Бородицкая сказала несколько поздравительных слов в адрес своего коллеги и новоиспеченного лауреата Михаила Яснова. Он в ответ прочитал смешное стихотворения, рифмы к которому – по ходу чтения – подбирал весь зал…
Кстати, кроме дипломов на руки и денег на банковские счета, все лауреаты получили и подарок от внучки дедушки Корнея. Каждому из них досталось по экземпляру – буквально только что вышедшего в свет альбома «Неистовый Корней» с добрыми пожеланиями Е.Ц.Чуковской.
Андрей Грицман родился в Москве, с 1981 года живет в США, пишет стихи по-русски и по-английски.
![]() |
Он — врач-онколог, и эта его ипостась, выраженная особенной пластикой движений, манерой говорить, тембром голоса, помимо воли, вызывает в памяти запредельные образы Чехова, Булгакова, не столь давно ушедшего Юлия Зусмановича Крелина.
«Меня иногда спрашивают – где же твой дом? – рассказывает Андрей Грицман. – Конечно, родина это Москва: мартовские ручьи на 2-й Мещанской; быстрины на Истре; серебряные сугробы на Кропоткинской; футбол в дворовой «сетке» у стадиона «Локомотив» и «Солнцедар» в подъезде у Преображенки… Но дом образовался в конце концов и здесь, в Америке, и, подобно стране под названием «Москва», мы обрели новую страну – «Нью-Йорк», где тоже «каждый камень знает». Здесь выросли дети, вспыхивала любовь и настаивалась горечь».
Но на карте мира, кроме Москвы и Нью-Йорка, есть еще одна страна, близкая душе поэта – это Иерусалим: там печатают его стихи, живут его читатели и друзья, а значит, и там он тоже почти дома.
Непоправимы образы и вечны.
В известняке — квадрат окна:
там юный мой отец
в Йешиве вечером
один застыл
над книгой до утра, –
пишет А. Грицман в стихотворении «Иерусалим», подчеркивая свои дальние, давние сокровенные связи с этим городом.
В Москве в Центральном доме литераторов прошел творческий вечер Андрея Грицмана, на котором была представлена книга «Вариации на тему», а также приложенный к ней диск (CD) с записью авторского чтения стихов. Вечер открыл поэт Владимир Салимон, назвавший А. Грицмана «человеком бесконечного преодоления». Его творчество он сравнил с работой скульптора, который отсекает от глыбы все лишнее, «пробиваясь сквозь камень к нам со своей вестью».
Главный редактор журнала «Вестник Европы» Виктор Ярошенко говорил преимущественно об эссеистике давнего автора этого издания А. Грицмана, о его книге «Поэт в межкультурном пространстве». Среди выступавших на вечере была и редактор сборника «Вариации на тему», работник издательства «Время» Лариса Спиридонова.
Грицман ответил на вопросы собравшихся. «Поэт никому ничего не должен, – подчеркнул он, отвечая на вопрос о космополитическом характере своей поэзии. – И, уж тем более, он не является ни рупором, ни глашатаем, ни представителем общества, страны или даже языка. Меня, прежде всего, интересуют я сам и моя судьба… Я родился, проживу эту жизнь и умру – вот это трагедия или, может быть, трагикомедия. Я нашел точные слова для определения жанра поэзии, которым я занимаюсь: эсхатологическая лирика…»
В насыщенной программе вечера собравшимся был представлен журнал «Интерпоэзия», главным редактором и издателем которого с 2004 года является Андрей Грицман. Это издание в полной мере соответствует своему назначению – «международный журнал лирической поэзии»: его авторы – русскоязычные поэты, проживающие в разных странах и на разных континентах. На вечере отмечалось, что на пространстве русской поэзии этот журнал занимает свое достойное место рядом с российским «Арионом», главный редактор которого, Алексей Алехин, принимал участие в программе наряду с известными московскими поэтами Юлием Гуголевым, Виктором Куллэ и другими.