ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 143 2010г. | ПУЛЬС | СУДЬБА | РЕЗОНАНС | ПРАИСТОРИЯ | КОРНИ | ЛИЦА |
ГОРОДА | ЗА ЖИЗНЬ | ПАРАЛЛЕЛИ | СЛОВО | ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ВКУСЫ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2010 |
Дэвид Фрай, принимая точку зрения большинства египтологов, считающих, что папирус Ипувера относится к концу Древнего, а не Среднего царства, но в то же время соглашаясь с Великовским, что в папирусе отражена «египетская версия» Десяти казней, допускает, что Пепи II – это фараон, поработивший евреев в Египте, а Меренре II – фараон Исхода. Очевидно, что казни египетские продолжались менее года (Комментарий РаШИ, Исход, 7:25), после чего этот фараон, должно быть, утонул в Чермном море. Поразительно, что могила Пепи II хорошо сохранилась в Египте, зато могила Меренре II – неизвестна.
Могила Иосифа в Шхеме |
По некоторым источникам, Меренре II – последний фараон Древнего царства. Согласно же другим источникам, был еще какой-то наследный принц без указания периода царствования и какая-то женщина-фараон. Дэвид Фрай полагает, что этот наследник престола в действительности не царствовал, так как умер во время казни всех первенцев египетских, и числится лишь в некоторых списках как наследник престола. Поскольку другого наследника не было, то его могла заменить только мать. В любом другом случае женщина на египетском престоле в те времена исключалась.
Согласно Устной, или раввинской, традиции, общее число лет пребывания Сынов Израилевых в Египте составляло 210. Если Исход произошел в конце Древнего царства, то поселение Яакова и его семьи в Египте должно было произойти в начале этого периода египетской истории. Если библейский Иосиф занимал ведущее положение в Египте, то нельзя ли найти какие-либо сведения о нем в египетских памятниках? Из библейского рассказа следует, что Иосиф был первым визирем фараона, и эта должность была специально создана для него. Это Иосиф предложил фараону «найти мудрого человека и назначить его над землею Египетской», на что фараон ответил, что «более мудрого человека [чем Иосиф] им не найти» (Бытие, 41:33-38).
В начале 3-й династии в Египте появляется уникальная личность по имени Имхотеп. Сохранилась надпись на ступенчатой пирамиде: «Имхотеп – наместник царя Нижнего Египта, первый после царя Верхнего Египта администратор большого дворца, потомственный аристократ, главный жрец Гелиополя, строитель, скульптор и т.д.» Имхотеп был визирем во времена фараона Джосера. Он был мудрецом, врачом, обладал способностями мага, был выдающимся государственным деятелем, а также гениальным зодчим: это он сконструировал ступенчатую пирамиду Джосера.
В надписи, найденной в Южном Египте, в которой сообщается, что во времена фараона Джосера в Египте был семилетний голод, и что фараон обратился за советом к своему мудрому визирю Имхотепу. Согласно этой надписи, Имхотеп открыл фараону, что разливы Нила контролируются богом Хнум, храм которого находился в Элефантине. Джосер «ублажил» этого бога, отдав ему большую полосу земли.
Если предположить, что Имхотеп – это Иосиф, то не является ли вышеупомянутая надпись отголоском истории семилетнего голода, известной нам из Библии, в связи с чем Иосиф был назначен визирем фараона? Разумеется, Иосиф мог рассказать фараону не о Хнуме, а о Едином Б-ге Авраама, Ицхака и Яакова и о том, что Нил, как и все силы природы, подчинен Всемогущему. Фараон выделил область Гошен для поселения отца и братьев Иосифа: «Земля египетская пред тобою. На лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих. Пусть живут они в земле Гошен» (Бытие, 47:6). Возможно также, что город Элефантина в сознании египтян более поздних времен каким-то образом ассоциировался с евреями: там уже в VII веке до н. э. существовала большая еврейская община и даже иудейский храм. В начале текущего века в Элефантине было найдено значительное количество ценных папирусов, принадлежавших местной еврейской общине.
Рассмотрим другие параллели между Иосифом и Имхотепом. В книге Бытие (47:20-26) мы читаем о том, что Иосиф откупил для фараона земли всех египтян за зерно, которое он им давал во время голода. Земля теперь считалась собственностью фараона. Египтяне могли и впредь обрабатывать ее, но пятую часть урожая должны были сдавать в казну фараона. Исключение составляли жрецы, или номархи, главы номов, областей Египта, которые своей земли не продали: они получали хлеб от фараона в соответствии с принятым ранее законом.
Сведения о том, что египетская земля являлась собственностью фараона, и что земли знатных жрецов-номархов были исключением из этого правила, содержатся и в египетских памятниках времен изгнания гиксосов из Египта. В стандартной египетской историографии принято считать, что этот уклад существовал задолго до Иосифа, и что библейский рассказ является «анахронизмом». Историки установили, что не кто иной, как Имхотеп ввел налог на одну пятую часть урожая. Именно в этот период Египет превращается из полуплеменного союза в высокоорганизованное государство. Этот период египетской истории известен как «век пирамид». Строительство пирамид и другие общественные работы были бы невозможны без мобилизации массового труда, а для этого необходимо было сильное централизованное государство. Именно Иосиф, скупавший все земли Египта в пользу фараона, мог добиться такой централизации.
Правление Джосера связано с городом Гелиополем в Северном Египте. Имхотеп носил титул жреца, или номарха, Гелиополя (по-египетски: «Он»). Иосиф же в библейском рассказе получает в жены Асенат, дочь Потифера, жреца Она (Онкелос, переводчик Торы на арамейский язык (II в.) слово «жрец» во фразе «И отдал Иосифу... в жены Асенат, дочь Потифера, жреца Она» (Бытие, 41: 45) переводит, как «... дочь Потифера, начальника Она», то есть «главы города, или нома», а не «жреца» – служителя языческой религии).
Имя Иосиф – по-древнееврейски: Йосеф – весьма созвучно имени Хотеп (Хотеп) – составная часть некоторых египетских имен: Птахотеп, Аменхотеп и др. Попробуем сравнить, как имя Йосеф трансформируется при переходе в некоторые европейские языки: Иосиф, Йозеф, Джозеф, Джузеппе, Хозе и т. д. В Псалмах (81:6) встречается также вариант имени Иосиф – Йехосеф. Чередование звуков «с» и «т» является нормальным для многих афро-азиатских и индоевропейских языков). Имхотеп не был египтянином. Его портрет обнаруживает семитские черты лица. Гробница Имхотепа в Египте неизвестна. Это странно, если учесть, с каким трепетным уважением египтяне во все времена относились к Имхотепу. О Иосифе же мы знаем, что его останки были вывезены из Египта Сынами Израилевыми (Исход, 13:19).
С точки зрения некоторых новейших критиков, принятое современной наукой деление египетской истории на царства («Древнее», «Среднее» и «Новое») является искусственным и не соответствует действительному положению вещей. Древние египтяне такого деления не знали. Они вели учет своим царям, группировали их по «домам», то есть династиям. Историки признают, что некоторые династии, которые числятся у Манефона, царствовали одновременно с другими династиями в разных частях страны. Многое из того, что историки относят к Древнему царству, может рассматриваться, с этой точки зрения, как современное Среднему или даже Новому царству. Таким образом, по мнению этих сторонников реконструкции хронологии Древнего Египта, древнеегипетская история значительно сокращается, и Древнее царство может быть помещено во вторую половину или даже в конец второго тысячелетия до н.э.
Кроме того, в настоящее время под давлением все новых данных археологии стандартная историография вынуждена постепенно отказываться от сотической хронологии.
Как мы видим, египетская история, составленная из обрывочных сведений, может иметь более чем одну интерпретацию. В любом случае, реальное противоречие между библейской историей и египетской историографией невозможно.