ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 147 2010г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ОБЩИНЫ | ДОСТОВЕРНО | ФАНТАСМАГОРИЯ | ЗЕМЛЯ |
ВЕХИ | ПРАИСТОРИЯ | БЫЛОЕ | ЛИЦА | СОВРЕМЕННОСТЬ | ВКУСЫ | СЮЖЕТЫ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2010 |
Велимир Хлебников |
13 мая 1917 года
Сегодня в нашу губернскую больницу с гауптвахты воинского начальника поступил на комиссию рядовой 99 зап.пех. полка, 7 роты, 1 взвода В.В.Хлебников. По его словам, освобожден от службы на 5 месяцев, ехал в Петроград, но на ст. Тверь был снят с поезда для проверки документов и задержан. Нынче, насколько возможно, происходит усиление комендантского надзора, потому как в окрестных уездах положение тревожное.
Задержанный обратил на себя внимание странным поведением, представился «будаком» (??!) и «председателем земшара» (??). При обыске у В.В.Х. найдено несколько неотправленных писем непонятного содержания и полотняный мешок (представляющий собой старую наволочку от подушки), набитый рукописными бумагами. Объяснил содержимое мешка тем, что он, В.Х., – поэт и русский пророк (!). По его словам, уже проходил несколько врачебно-психиатрических комиссий в Казанском военном госпитале и Астраханской земской губернской больнице с целью установления годности к воинской службе. Просит себя называть не своим настоящим именем, а выдуманным – Велимир. Что ж, это удобно для дневника, который я, по обыкновению, веду на каждого больного, помимо обычной истории болезни. Соматическое состояние Велимира не вызывает никаких опасений (он крепкого сложения), а вот психическое нуждается в тщательном обследовании.
14 мая
Со своими больными занимаюсь, как всегда, всю неделю, без выходных. Очень интересен Велимир. Сегодня изучал содержание обнаруженных при нем писем. Вот выдержки из них:
«Ликодай личага лице-мен тело-мен ликодай ликоноша».
«Людняк – играющие вымысел в целом. Мучава, борава – трагедия. Судьбоспор, долгопрения, мучарь. Кассир – пользумен. Театр – вождебен, показавель, дейел, (казуян), казяны, показень. Критик – судри-мудри».
«Лыки-мыки это мусульманская мысль. Дыр бул щыл точно успокаивает страсти самые расходившиеся».
«Следует заметить, что за 317,4 до Кодекса Наполеона был Кодекс Юстиниана: именно в 1801 первый выпуск книг Наполеона; за 317,4 в 533 году 30 дек. получили силу закона сборники сына Белениссы; борьба якобинцев и роялистов была через 317,4 после мятежа синих и зеленых в 532 году. За 317,10 до поклонения разуму во Франции сын Теи Аменофис IV переменил свое имя на Эхнатен (1378 год до Р.Хр. и 1792по Р.Хр.). Эхнатен отличался слабым здоровьем и имел узкую грудь».
«Морские бои войны 1914 повторяют борьбу Европы и Асцу (Ислама), начиная с 1095 года, именно бой «Блюхера» и «Лайона» 11 января отвечает 1271 и 1270 году после последнего крестового похода… это вновь дает мужество ждать большого морского сражения через 20 после 11 января, именно 30 января или 1 февраля, с исходом благоприятным для немцев. Самый большой бой через 162 дня после 31 января; крупный через 95 после 31 января и несколько промежуточных. Если бы для 31 января сбылось это предсказание, то стоило немедленно бы издать расписание морских боев с их исходом для тех и других враждующих сторон».
Это всего лишь отрывки. Подобного в бумагах Велимира очень много. Итак, какие предварительные заключения можно сделать?
Во-первых, очевидно навязчивое стремление к подсчету и проведению математических вычислений в соответствии с какой-то собственной ритуальной схемой.
Во-вторых, несомненна попытка изобретения «нового» языка, причем словотворчество основывается опять-таки на внутренней логике больного. В этом отличие от инстинктивного звукоподражательного словотворчества детей.
Налицо, следовательно, признаки обсессивного (навязчивого) невроза и шизофренический (по терминологии Блейлера) характер написанных больным текстов.
Ну, и в-третьих, имеются некоторые признаки бреда величия.
Попробую применить новейшие подходы, разработанные доктором Фройдом и Эженом Блейлером.
15 мая
С утра ужасные вести о пожарах и погромах в усадьбах. В железнодорожном депо какие-то оборванцы сожгли в паровозной топке отставного полковника, подвернувшегося им под руку. Стараюсь взять себя в руки и продолжаю работать. Сегодня пытался беседовать с Велимиром о сущности чисел. Для налаживания контактов рассказал ему подлинную историю из своего детства. Учась в первом классе гимназии я обратил внимание на то, что степень наклона угла зависит от соотношения сторон треугольника и что величину этих сторон можно вычислить, зная градус угла. Я составил даже соответствующие таблицы, по которым можно было произвести эти вычисления. В совершенном упоении от сделанного открытия, я показал таблицы отцу. Внимательно рассмотрев их, он сказал, что это таблицы тангенсов и что тригонометрические функции известны человечеству уже много столетий, но что «ты все равно молодец и т.д.». Лучше бы я этого не рассказывал!
В ответ мне пришлось выслушать теоретические рассуждения Велимира об открытом им «законе поколений». По этой теории выходит, что поскольку частное марсианского месяца и марсианских суток составляет 28 лет, то через означенное число лет происходит смена поколений, причем вместе с поколением меняется и понимание истины. Свои расчеты Велимир подкрепил многочисленными (каламбур-с!) примерами дат рождений выдающихся исторических личностей. После этого он перешел к математической теории соотношения и взаимовлияния жизни различных особей друг на друга, начиная от человека и заканчивая сообществом кораллового рифа. Когда же Велимир решил поведать о тайнах числа «пи», мне пришлось остановить его, сославшись на необходимость осмыслить и законспектировать услышанное.
Подвожу сегодняшний итог. Мышление Велимира, с одной стороны, имеет скачкообразный, непоследовательный характер, с другой стороны – склонно к обобщениям. Несомненно, это аутистическое мышление, имеющее множество совпадений с механизмом сновидения. Фактически Велимир живет словно бы внутри своего сновидения, что усугубляется его тягой к словотворчеству. Ведь во многом безумие – это языковой феномен, когда больной говорит на неком «другом» языке. Так что, если заставить Велимира отказаться от «своего» языка, это будет равносильно его исцелению? Да, но как это сделать?. Заставлять психических больных бессмысленно и вредно. Можно попробовать другое – самому заговорить на «языке Велимира», принять его мир, войти в его сновидение и тем самым разрушить его. Надо показать больному, что я верю в реальность его мира и вместе с ним пытаюсь «вылечить» окружающий, реальный, враждебный мир.
Необходимо будет ознакомиться и с его так называемым «поэтическим творчеством», составляющим львиную долю содержимого наволочки.
16 мая
Полночи читал стихи Велимира. Они подтверждают сделанные мной заключения. Привожу некоторые цитаты:
«Мир – только усмешка, что теплится на устах повешенного»,
«И скорее справа, чем правый, я был более слово, чем слева»,
«Когда сердце ночери обнажено в словах, бают: он безумен»,
«Вы даруете единство между змееобразным движением хребта вселенной и пляской коромысла, вы позволяете понимать века, как быстрого хохота зубы» (о числах) и т.д.
Очевидны уже отмеченные мной признаки: наклонность к обобщениям, перевод функции с одной области в другую, расстройство ассоциаций, изобретение «собственного» языка.
Очень важно и то, что большинство текстов имеют разорванный, бессвязный характер.
Внутри «стихотворения» попадаются прекрасные, полные поэзии (с моей точки зрения) строчки, такие как:
«Усадьба ночью, чингисхань!», или «Я сказал, что сердце современного русского висит, как нетопырь», или «Мои глаза бредут, как осень, по лиц чужим полям», но целый текст смутен и хаотичен.
Утром интересовался у Велимира, какие идеи он может предложить по улучшению мира. Он предложил:
создать научно построенный всемирный язык,
строить дома из решеток, в которые вставляются стеклянные комнаты,
дать обезьянам гражданские права,
передать власть звездному небу,
передавать посредством радиоволн сны, превращающие воду в вино,
выделить Исландию в качестве единственного на Земле стадиона для ведения войн.
С последним предложением я бы охотно согласился. Россия истерзана войной и беспорядком, а конца этому не видно. Наоборот, жизнь становится все тревожнее. Кругом озлобленные люди с оружием в руках.
17 мая
Сегодня решали с Велимиром проблему питания грядущего человечества. Чтобы избавить людей от голода необходимо:
А) Построить Круго-Гималайскую железную дорогу, имеющую ветки в крупнейшие порты (в первую очередь – Суэц и Малакку).
Б) На берегах крупнейших озер, богатых рыбой (как Байкал) построить мощные источники энергии.
В) С помощью этих источников энергии сначала вскипятить воду озер, превратив ее тем самым в уху, а затем заморозить.
Г) Доставлять уху в виде замороженных глыб во все населенные пункты мира, используя построенную железную дорогу и грузовые суда.
Б-же, как хорошо! «О если б Азия сушила волосами мне лицо – золотым и сухим полотенцем, когда я в студеном купаюсь ручье. Ныне я, скромный пастух, косу плету из Рейна и Ганга, и Хоанхо, а коровий рожок лежит около – отпиленный рог и с скважиной звонкая трость».
18 мая
Что-то я увлекся игрой. Нельзя забывать, что Велимир болен. Диагноз мой остается прежним – шизофренический психоз. Дай Б-г, чтобы у Велимира не началось необратимое слабоумие и утрата индивидуальности, как это обычно бывает в случае выраженной шизофрении. В этом смысле меня настораживает его склонность застывать с отсутствующим взглядом в какой-либо позе, не завершив начатого действия. Голос Велимира глуховат и невыразителен (недостаток аффективных модуляций), некоторая неподвижность в целом. Это может развиться в аффективное бесчувствие, когда больному нет дела не только до самого себя, но и до окружающих и родственников – полное равнодушие.
Впрочем, как назвать тогда запредельную, бессмысленную жестокость, с которой мужики выкалывают глаза породистым господским коням?
Проклятья дни!
Ужасных мук ужасный стон.
А здесь – о, ржавчина и цвель! –
Мне в каждом зипуне
мерещится Дантон,
За каждым деревом – Кромвель.
19 мая
Когда у народа нет души,
Он идет к соседнему
И за плату приобретает ее –
Он, лишенный души!
Я все понял. Страна наша и народ наш больны – все без исключения. Страна и народ больны шизофренией. Нет единой России, нет единого народа. Нет единой культуры. Нет единого языка. Когда произошло это расщепление? Во времена ли Петра, насадившего европейскую культуру? Ведь уничтожают мужики в первую очередь проявления чуждой им культуры – барские усадьбы, библиотеки…
А, может, шизофрению привезли нам кони Батыя? Не знаю. И вот новое сновидение дано народу, новый миф – социализм, марксизм.
Революция – это конфликт различных ипостасей шизофренического сознания, потому в России она неизбежна. Материализовавшееся сновидение будет последствием революции, и в этом сновидении все мы обречены существовать. Но ведь это означает выздоровление, если перенести индивидуальные методы психиатрической терапии на все общество. Народ, живущий внутри мифа, неизбежно этот миф разрушает. Грядет пробуждение. Но для этого каждый вынужден будет играть навязанную сновидением роль, как бы эта роль не была абсурдна или ужасна. Только так…
Но играть придется долго. Может не хватить жизни детей и внуков.
20 мая
Не спал всю ночь. Снимаю у Велимира диагноз «шизофренический психоз» и заменяю его диагнозом «невротическое расстройство». Как я могу считать его больным, когда больна вся страна? Как я могу лечить его сновидение, когда все мы находимся внутри кошмара? Как я могу возвращать его к нормальному языку, когда улица начинает говорить на новом языке, рожденном революцией?
Выписываю Велимира, и пусть идет на все четыре стороны. Пусть уносит с собой свои рукописи и грязную наволочку. Пусть время будет для него судьей и жизнью, а пространство – камнем и песней.
А я займусь доказательствами существования Атлантиды. Географические карты зовут меня к этому.