ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 


Дов Бер Хаскелевич



Гиксосы. Кто они?

Одна теория, которая в последнее время приобрела некоторую популярность, пытается «разместить» евреев в Египте во времена правления гиксосов.

Гиксосы – семитское племя, или группа племен, которые завоевали Египет в конце Среднего царства (12-я династия). Напомним, что период правления гиксосов называется «Вторым промежуточным периодом». Согласно утвердившейся в исторической литературе хронологии, гиксосы были изгнаны из Египта в 1580 году до н.э. Ввиду того, что Исход должен был произойти в один из переломных моментов египетской истории, а ближайшим переломным периодом, по мнению этих ученых, является изгнание правителей-гиксосов из Египта, то предполагается, что 1580 год до н.э. – это и есть одна из вероятных дат Исхода. Заметим, что еще Иосиф Флавий, ссылаясь на египетского жреца III века до н. э. Манефона, отождествил гиксосов с древними евреями.

Иосиф Флавий (Йосеф бен Матитьягу Гакоген; ок. 37 – ок. 100 г. н.э.) – официальный римский историк. Первоначально священнослужитель Иерусалимского Храма, главнокомандующий еврейскими отрядами в Галилее во время Иудейской войны. Позднее был взят в плен римлянами и освобожден, когда главнокомандующий римскими легионами Веспасиан стал императором. Пользуясь расположением императора, он занялся литературной деятельностью. Иосиф Флавий до конца своих дней оставался верен своей религии. Его книги, написанные по-гречески, были рассчитаны на неевреев, которых Флавий хотел ознакомить с историей и религией своего народа.

Существует мнение: если сыны Израилевы прибыли в Египет во времена правления там семитов, то следует ли удивляться тому, что они себя чувствовали там, как дома, заняв важные должности при дворе? Но это плохо согласуется с библейской историей.

Известно, что гиксосы были скотоводами. Известно также, что египтяне считали скотоводство постыдным, недозволенным занятием. Когда отец и братья Иосифа прибыли в Египет, Иосиф наставляет их:

«Если призовет вас фараон и спросит: «Каково занятие ваше?», то вы ответите: «Мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей и доныне, и мы, и отцы наши». [Это для того,] чтобы вы могли поселиться в земле Гошен, ибо мерзок для египтян всякий пасущий овец» (Бытие, 46:33-34).

Если бы прибытие Израиля в Египет произошло во времена гиксосов, которые сами были скотоводами, то вряд ли братьям Иосифа имело смысл просить разрешения поселиться в земле Гошен, подальше от фараона и египтян.

Возьмем другой эпизод из рассказа о встрече Иосифа со своими братьями во дворце:

«И подали ему [Иосифу] особо, и им [братьям] особо, и египтянам, обедавшим с ним, особо. Ибо не могут египтяне есть с евреями, потому что мерзость это для египтян» (Бытие, 43:32).

Из сохранившихся египетских памятников и преданий известно, что завоеватели-гиксосы относились крайне жестоко к египтянам и, естественно, пренебрегали их чувствами. Если бы у власти в Египте в это время находились семиты-скотоводы гиксосы, то весь этот эпизод в библейском рассказе об отдельных столах для евреев и египтян был бы совершенно бессмысленным.

Когда умирает Яков, Иосиф приказывает своим слугам-врачам бальзамировать отца. На это ушло сорок дней, «ибо столько времени требуется на бальзамирование» (Бытие 50:2-3). Бальзамированию подвергся и сам Иосиф:

«И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте» (Бытие 50:26). Что касается гиксосов, то новейшие данные археологии говорят о том, что у них практиковались захоронения, совершенно отличные от египтян. Могилы гиксосов очень напоминают могилы, обнаруживаемые в южной части Эрец Исраэль. С другой стороны, многие детали описания жизни в Египте и дворцового этикета в библейском рассказе об Иосифе в точности соответствуют тому, что мы находим на древнеегипетских рисунках. При назначении визиря фараон, как это и было с Иосифом, одевал его в «висонные одежды, надевал золотую цепь на шею...»

В своей полемической книге «Против Апиона: О древности еврейского народа» Иосиф Флавий приводит отрывок из не дошедшего до нас сочинения египетского жреца III века до н. э. Манефона, составившего на древнегреческом языке историю династий фараонов, которая была им «переписана из священной египетской истории». Вот отрывки цитат из Манефона, приводимых Флавием:

«Тимей (По другой версии – «Тутимей»). В его время, не знаю почему, взрыв божественного негодования постиг нас. Народ низкого происхождения пришел неожиданно с востока... захватил силой нашу страну без всякого сопротивления и войны с нашей стороны.

Они сделали одного из них, по имени Салитис, царем. Он находился в Мемфисе и заставил Верхний и Нижний Египет платить ему дань... Найдя в Саитском номе подходящий город... который назывался... Аварис, он перестроил его... укрепив его стены... и разместил там свои военные отряды... Этот народ назывался «гиксосы», то есть «пастухи-цари»..

Здесь Иосиф Флавий добавляет, что, согласно другой версии Манефона, слово «гиксосы» означает «пастухи-пленники». Флавий предпочел эту версию, ибо библейский Иосиф был, как известно, пленником, а братья и отец Иосифа занимались скотоводством.

Этот народ, а также их потомки властвовали – по рассказу Манефона – над Египтом на протяжении 511 лет. Впоследствии цари Фив и других частей Египта совершили нападение на «пастухов» и после страшной и длительной войны царь Египта Алисфрагмутозис разбил их и изгнал также из других частей страны. Гиксосы однако укрепились в Аварисе, воздвигнув большую и мощную стену вокруг города. Позднее Тутмос, сын Алисфрагмутозиса, вместе с армией, состоявшей из 480 тысяч человек, осадил Аварис, но взять город ему не удалось. По соглашению о перемирии, гиксосы численностью не менее 240 тысяч, покинули Египет, переселившись в страну, которая, как пишет Манефон, «ныне называется Иудеей». Они построили город, который смог бы вместить такое большое количество людей, – будущий Иерушалаим. Таков вкратце рассказ Манефона.

Далее Флавий посвящает целую главу перечислению – согласно Манефону – последующих египетских фараонов и продолжительности их царствования. Этот список известен в науке, как «манефоновский список» египетских царей.

Исходя из того, что гиксосы были пастухами, а также из того, что они, покинув Египет, поселились в Иудее и построили, согласно Манефону, будущий Иерушалаим. Флавий заключил, что гиксосы были евреями. Этим свидетельством Манефона он воспользовался в качестве ответа на измышления египтянина-юдофоба Апиона и в качестве одного из доказательств древности своего народа.

Однако при более подробном рассмотрении мы придем к выводу, что, помимо нескольких совпадений, между гиксосами и евреями практически ничего общего не было.

Иосиф и его братья в отличие от гиксосов не захватили насильно Египет, а поселились там по приглашению фараона. Гиксосы покинули Египет в результате длительной войны с подвластными им египетскими царями-вассалами. Израиль же вырвался из египетского рабства вопреки ожесточенному сопротивлению фараона! Исход Израиля – не победа фараона, а его поражение. Фараон погнался за ушедшими в пустыню израильтянами не для того, чтобы изгнать их из страны, а для того, чтобы вернуть их в Египет.

По свидетельству дошедших до нас египетских памятников, период правления гиксосов остался в памяти египтян, как период разрушения городов, древних храмов, как период жестоких репрессий и унижения египтян. Разве можно это сопоставить с правлением Иосифа, которого фараон назначил в качестве визиря и который фактически спас Египет от голода?

Согласно Манефону, гиксосы правили Египтом 511 лет, но согласно нашей еврейской традиции, Израиль был в Египте в общей сложности 210 лет, из которых значительную часть времени евреи были не «царями», а рабами.

В свете стольких противоречий возникает вопрос: как мог Иосиф Флавий, который пользуется репутацией одного из самых надежных историков древности, отождествить библейских евреев с гиксосами?

Ответ, по-видимому, следует искать в самом названии книги «Иосиф Флавий против Апиона: О древности еврейского народа». В отличие от некоторых других сочинений Иосифа Флавия – «Иудейских древностей» и «Иудейской войны», в которых излагается история евреев с древнейших времен, книга «Против Апиона» - сочинение полемическое, написанное в качестве ответа юдофобу Апиону, который был одним из главарей банды, устраивавшей антиеврейские беспорядки в Александрии. Апион утверждал, что евреи - это недавно появившийся народ, не имеющий ни древней истории, ни культуры. Этот вопрос в те времена имел особо важное значение, поскольку культурный уровень народа измерялся древностью его истории.

Для себя Иосиф Флавий, разумеется, не нуждался в подтверждении древности еврейского народа. Иосиф бен Матитьягу га-коген был прямым потомком библейского Аарона, брата Моисея. Флавий свидетельствует, что у евреев, в частности в его семье, с древности существовали книги, в которые записывались семейные родословные. Цель его полемического сочинения заключалась в том, чтобы дать ответ оппоненту, основанный на тех стандартах, которые оппонент принимает в качестве бесспорных. Поэтому он вынужден был обращаться к Манефону, финикийской летописи и другим весьма противоречивым с точки зрения еврейской истории источникам.