ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 147 2010г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ОБЩИНЫ | ДОСТОВЕРНО | ФАНТАСМАГОРИЯ | ЗЕМЛЯ |
ВЕХИ | ПРАИСТОРИЯ | БЫЛОЕ | ЛИЦА | СОВРЕМЕННОСТЬ | ВКУСЫ | СЮЖЕТЫ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2010 |
В Рош ха-Шона (Новый год) и в Дни Трепета трубят в шофар, чтобы заявить: «В-вышний, мы здесь. Мы помним о союзе с Авраамом, Ицхаком и Яаковом и завете на горе Синай. Мы помним!» Осознание строгости суда, чувство радости от единения охватывали каждого, кто приходил в дни осенних праздников в синагогу на Большой Бронной.
Эти чувства прочитывались на лицах – от детей, едва научившихся ходить, до глубоких стариков. Они присутствовали в воздухе над молельным залом и всем пространством вокруг, где во время праздников и Йом-Кипура яблоку было негде упасть. Евреи – и родственники, и давние друзья, и просто незнакомые люди – тепло и искренно поздравляли другу друга, говорили традиционные пожелания. В такие моменты острее понимаешь, даже нервными окончаниями ощущаешь слова Торы: «…Пусть будет у вас священное собрание…»
В канун Рош ха-Шона сотни людей – прихожане синагоги, евреи из разных уголков Москвы, России и зарубежья – пришли помолиться, услышать трубление в шофар и присоединиться к трапезе. Собравшихся размещали практически повсюду. Столы были накрыты в Зале торжеств и на балконе, где ведущим был раввин Агудас Хасидей ХаБаДа Ицхак Коган, и в Зале обрезания, где праздник вел раввин Бейт-ХаБаДа Михоэль Мишуловин.
Красиво по законам традиции подготовленные столы были заполнены яствами. Мы ели голову рыбы, чтобы быть в голове, а не в хвосте. А чтобы год был хорошим и сладким, обмакивали яблоки в мед.
Следующие дни до поста Йом Кипур в синагоге тоже было многолюднее обычного: евреи читали слихот. Приходили и постоянные прихожане, и те, кто посещает молельный дом только по особым случаям. И москвичи, и приехавшие из разных городов и стран.
Наконец, сам пост Йом Кипур, выпавший на субботу, вновь собрал огромную массу людей. Настроение было уже иное: строгое и наполненнное внутренним созерцанием.
Сразу за окончанием суточного поста начались «авральные» строительные работы: за пять дней было необходимо построить шалаш-сукку. На Большой Бронной строят три сукки: перед входом, чтобы каждый посетитель синагоги, даже не особенно задумавшись, выполнил заповедь; на веранде 4-го этажа, где проходят ежедневные молитвы и трапезы (действия, которые еврей обязательно должен делать в сукке в течение восьми дней праздника); и еще одну – на внутреннем дворе. Технологии уже отработаны: ставится щитовая конструкция и накрывается сосновым лапником.
И вот начало Суккота – праздника, про который в Торе говорится – «время радости нашей». Снова очень много присутствующих. При том, что трапеза была уже не в просторном и комфортном зале, а в шалаше, в верхней одежде из-за наступавших холодов. Заповедь «сидеть в сукке» – одна из тех, в которую человек погружается полностью, как рассказал прихожанам рав Ицхак Коган. Есть такие заповеди, как кашрут или тфилин, к которым мы только прикасаемся, а здесь – целиком погружаемся в заповедь. Суккот еще сильнее объединил и сплотил собравшихся, и не только символически – известными четырьмя видами растений, но и буквально: все, – от мала до велика – и богатый, и бедный, и мудрый раввин, и простой человек – сидели здесь, за одним столом, под крышей из хвойных веток, едва защищавших от дождя и ветра.
Кульминация праздничного «марафона» – Симхат Тора. И центральный момент церемонии – вынос Свитков Торы. Опять пришли сотни людей, но и Свитков тоже было немало. В синагоге на Большой Бронной есть отдельные Свитки на каждый день недели. Если вы не видели неистового хасидского танца с Торой – Акафот – вы в полной мере не представляете, что такое иудаизм.
В этот день радоваться – особая заповедь, но это никому не нужно было напоминать. Каждый еврей смог пронести Тору вокруг бимы, или, по крайней мере, дотронуться до Свитков. Мы видели и несли не просто драгоценные Свитки – мы воспринимали их как живое наследие Дома Израиля. В одном хороводе – раввины и студенты ешивы, дети и старики, ашкеназы и грузинские евреи. Такие разные, но все, равные перед Вечным Законом.
Когда начиналась реконструкция здания синагоги на Большой Бронной, у некоторых были опасения, что ее залы будут пустовать. Осенние праздники нового 5771-го года также, как и многие предыдущие, полностью развеяли подобные опасения.
В ушедшем же году по лунному календарю община синагоги отметила два радостных известия: открылись здание Любавичского центра «Ор Менахем Мендл» в Рамоте в Иерусалиме и здание «Севен Севенти» в подмосковном Раменском.