ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 


Пресс-служба МЕРО



Как противостоять экстремизму?

Этот вопрос мы задали главному раввину России (КЕРООР) Адольфу Шаевичу и главному раввину Москвы (МЕРО) Пинхасу Гольдшмидту.

Адольф Шаевич: Экстремизм несет в себе опасность развала для нашей страны. Я думаю, что большинство россиян, независимо от своей национальной и религиозной принадлежности, не хочет этого.

Лидеры традиционных конфессий России, сотрудничая в противодействии этому злу, выступают только «помощниками власти». В решении любой общественной проблемы во главе всего должно стоять государство, а мы должны быть его помощниками. К сожалению, нередко слышишь от представителей государства, что они основную надежду возлагают на религиозные конфессии. Даже православие, сегодня самая мощная конфессия в России, не справится с такими проблемами, как экстремизм, без решительной воли государства.

Важно, чтобы государство обрело четкие позиции по многим проблемам. Сегодня у государства нет определенной точки зрения по ряду вопросов, начиная от рождения человека и кончая его уходом к В-вышнему.

Вокруг мало работы на перспективу, и при этом всюду одни проблемы. В частности, два месяца назад на Манежную площадь пришли буянить родившиеся уже в новой России. Кто ими конкретно занимается? Волнует ли на самом деле государство, чем они живут?

Пинхас Гольдшмидт: Главная проблема, наверное, не только в самих радикально настроенных гражданах, но в тех людях вокруг них, которые закрывают глаза на происходящее и реагируют молчанием.

С одной стороны, XXI век относительно религиознее XX века, и вероисповедание сейчас играет большую роль, чем раньше. С другой стороны, общеизвестно, что экстремисты, прикрывающиеся исламом, называют в наше время террор «религиозной войной».

Государство может определять, что разрешено и что запрещено. Но вопрос о ценностных ориентирах должна решать или культурная преемственность, или религия. И в этом смысле религиозные лидеры способны взращивать в молодежи толерантность и нетерпимость к любому экстремизму.

Очень важно, чтобы новые поколения знали историю, знали о репрессиях советского периода, в том числе религиозных второй половины 1930-х годов.

Одним из мест, имеющих особое значение для еврейской общины Москвы, является поселок Коммунарка, бывшая дача Наркома НКВД Г. Ягоды. 26 апреля 1938 года здесь был захоронен расстрелянный главный раввин Москвы Ш. Медалье.

 


Н. Файнких



Вклад в диалог цивилизаций

Президент Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕКа), доктор философских наук профессор Александр Машкевич избран действительным членом Российской академии социальных наук (РАСН).

Президент РАСН Геннадий Осипов поздравляет
Александра Машкевича

Об избрании сообщил президент РАСН, действительный член Российской академии наук (РАН) Геннадий Осипов на совместном заседании общего собрания РАСН и Ученого совета Института социально-политических исследований РАН, состоявшемся в Президентском зале главного здания РАН в Москве.

Единогласное избрание стало знаком признания заслуг Александра Машкевича в деле развития диалога цивилизаций, его вклада в академические исследования вопросов взаимодействий народов и культур. Вручая Машкевичу диплом, академик Осипов также сообщил, что Ученый совет Института социально-политических исследований, высоко оценивая научные работы президента ЕАЕК в сфере общественно-политических и социальных наук, присвоил ему звание почетного доктора Института и ходатайствовал о присвоении научного звания доктора политических наук honoris causa.

Первая в 2011 году встреча членов РАСН была посвящена теме духовно-нравственного единства основных конфессий России. С основным докладом выступил Александр Машкевич. Он изложил свое видение истории цивилизаций, как длительного пути от отчужденности к диалогу, нахождению общих точек соприкосновения, общих нравственных позиций, общих ценностей и принципов. Доклад кратко суммировал итоги многолетних исследований Машкевича, нашедших воплощение в недавно вышедшем 6-томном издании его научных работ.

«История цивилизаций вообще – это безусловно и обязательно история взаимодействий культур, – отметил в своем выступлении президент ЕАЕК. – Но важно четко осознавать, что любое подобное взаимодействие не может быть бессмысленным. Именно поэтому необходимо выявить и найти путь развития. Важно не просто взаимодействие и даже не просто диалог, а ответ на вопросы – куда, зачем и почему мы движемся».

В завершение заседания было сообщено о достигнутой между представителями РАН и президентом ЕАЕКа договоренности создать фонд поддержки социальных исследований.

 




Возвращение Мастера

При поддержке Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕКа) в киевском издательстве «Дух и литера» вышел альбом «Возвращение Мастера», посвященный жизни и творчеству выдающегося еврейского скульптора, графика, живописца и театрального художника Марка Эпштейна (1899–1949).

В 1911–18 гг. одаренный юноша учился в скульптурном классе Киевского художественного училища. Определяющую роль в формировании его творческих идеалов и национально-культурной ориентации сыграло знакомство в 1914–15 гг. с так называемой «киевской группой» еврейских литераторов, в которую входили Давид Бергельсон, Дер-Нистер, Давид Гофштейн и другие. Идеи модернизации еврейской литературы и искусства в целом, к которой стремились члены группы, глубоко повлияли на Эпштейна. Летом 1918 г. Эпштейн стал одним из инициаторов создания художественной секции Култур-лиги и Музея еврейского искусства. После 1923 г. Эпштейн, возглавив киевское отделение художественной секции, стал центральной фигурой национальной художественной жизни. Он сотрудничал почти исключительно с еврейскими культурными организациями, оформил большую часть иллюстрированных книг, вышедших в издательстве «Култур-лиги», был постоянным художником детского журнала.

Эпштейн выполнил эскизы декораций и костюмов для спектаклей еврейских театров Киева и Харькова. В 1928 г. он был избран членом художественного совета Украинского ГОСЕТа в Харькове, а в 1929 г. – Киевского ГОСЕТа. В 1919 г. Эпштейн начал преподавать в студии художественной секции, реорганизованной в 1922 г. в Киевскую еврейскую художественно-промышленную школу. С 1923 г. вплоть до закрытия в 1931 г. Эпштейн возглавлял школу. По свидетельству одного из учеников, он говорил своим воспитанникам: «Надо рисовать так, чтобы было видно, что это сделано евреем!»

В начале 1930-х гг. Эпштейн был обвинен в «национализме» и «формализме». В 1932 г., после закрытия руководимой им школы и ликвидации последних учреждений Култур-лиге, он перебрался в Москву. До 1937 г. он возглавлял мастерскую по изготовлению парковых и декоративных скульптур, работал консультантом в ИЗОГИЗе, возглавлял художественный совет еврейской драматической студии при клубе «Коммунист». Вплоть до самой смерти, несмотря на чрезвычайно сложные бытовые условия и непрекращающуюся нужду, Эпштейн постоянно работал, создал ряд пейзажей и графических автопортретов.

Идея «современного еврейского искусства» для Эпштейна означала, с одной стороны, использование достижений европейского художественного авангарда, а с другой – поиск специфически еврейских средств выразительности.

Выпуск альбома «Возвращение Мастера» был приурочен к открытию в Национальном художественном музее Украины одноименной выставки работ художника. Выставка также была организована при поддержке ЕАЕКа.

 


Леонид Гомберг



Пресс-конференция Дани Данона и Эли Коэна

4 февраля главный раввин Москвы (МЕРО) П. Гольдшмидт принял председателя комиссии Кнессета по вопросам алии, абсорбции и диаспоры – Дани Данона («Ликуд»).

Cлева направо: Дани Данон,
Инна Зильбергерц, Эли Коэн

В тот же день в Подкупольном зале Большой хоральной синагоги по инициативе Московской еврейской религиозной общины прошла пресс-конференция Дани Данона и генерального директора отдела алии Еврейского Агентства («Сохнут») Эли Коэна. Во встрече с журналистами принимала участие глава отдела алии московского представительства ЕАР Инна Зильбергерц.

Характеризуя сегодняшнее положение Израиля, Дани Данон отметил, что еврейскому государству постоянно приходится преодолевать политическое давление США и других стран Запада. По инициативе парламентария, в Кнессете сейчас создана комиссия по расследованию деятельности организаций иностранных государств, которые ежемесячно переводят колоссальные суммы террористическим организациям на территории Израиля, а также некоторых арабских стран, щедро финансирующих арабских граждан, приобретающих израильские земли у евреев. Д. Данон горько посетовал, что Израиль до сих пор не имеет надежных партнеров для переговоров. «Танго нужно танцевать вдвоем», – сказал он. При таком положении на пути переговоров страну подстерегает немало опасностей. По его словам, «лучше вообще никуда не двигаться, чем идти к пропасти».

Большинство вопросов, которые задали журналисты Д. Данону, касались событий в Египте. Глава парламентской комиссии Кнессета подчеркнул, что в ближней перспективе его особенно тревожит проблема беженцев, которая обострилась в последнее время. По его словам, несмотря на усилия египетских властей, около 1200 арабских беженцев ежемесячно попадает в Израиль, что превышает размеры еврейской репатриации. Дани Данон указал и на более отдаленные последствия, в том числе и самые плохие, которые могут наступить в том случае, если к власти в Египте придут исламские фундаменталисты.

Во встрече приняла участие группа, отправляющаяся из Москвы в город Раанана (Израиль) по специальной программе для специалистов с высшим образованием.