ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 164 2012г. | ПУЛЬС | ИУДАИКА | РЕЗОНАНС | ИСХОД | ЗА ЖИЗНЬ | СЛОВО |
КОРНИ | ДОСТОВЕРНО | ПАРОДИИ | ИЗЫСКАНИЯ | ВКУСЫ | ПАМЯТЬ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2012 |
В 2011 году вышел третий том воспоминаний Григория Григорова «Поворот судьбы и произвол». О содержании книги говорит подзаголовок: «Итоги и анализ произошедшего в России/СССР в ХХ веке». Автор, проживший долгую жизнь и бывший свидетелем и участником большинства глобальных событий бурного ХХ века, находившийся рядом с их крупнейшими фигурантами, на последней странице своего фундаментального повествования вынужден признаться, что существует ряд вопросов, на его взгляд, достаточно важных, на которые он в течение своей жизни так и не нашел ответа. Первым же из них он ставит перед читателем глобальную проблему: смогут ли граждане Советского Союза в обозримом будущем избавиться от рабской психологии и мистического отношения к верховной власти, будь то генеральный секретарь правящей партии или самодержец? Иными словами, сможет ли население теперь уже бывшего СССР в течение двух-трех поколений обрести то чувство, которое в мировой практике называется свободой личности?
По странному совпадению год назад презентация книги прошла накануне светлого еврейского праздника Песах. Как мы знаем, у этого праздника много названий. Первое из них – «Праздник весны» – сразу поясняет, в какое время года он отмечается. Другое – «Праздник исхода» – говорит о глобальном событии в истории евреев – исходе из египетского рабства три тысячи триста лет тому назад. Но наиболее важным, на наш взгляд, является утверждение Песаха как «Праздника Свободы», ибо именно после выхода из египетского рабства еврейский народ смог обрести свободу – главное условие нормального, независимого существования человека и сохранения его человеческого достоинства. И поразительно, насколько современным является библейское повествование об этих событиях, хотя происходили они в глубоком прошлом, которое мы иногда неосмотрительно называем доисторическим. Но, как выясняется, уже тогда люди ставили перед собой тот самый вопрос, на который в течение своей долгой жизни так и не смог ответить автор вышеназванной книги.
Какое же это увлекательное занятие – вспоминать о событиях, случившихся много столетий назад, сознавая при этом, что речь идет о том, чем живет сегодня наш народ. Не все исторические события имеют, так сказать, «выход в современность». Но Исход занимает особое место в еврейской истории, ибо, вполне возможно, что, если бы его каким-то образом не произошло, евреев сегодня как народа вообще не существовало. Они растворились бы в огромной массе египтян и исчезли с исторической арены, как это случилось с большинством их современников древнего мира. Но именно с теми, «доисторическими» евреями связано глобальное событие в истории человечества – утверждение идеи существования единого Б-га для всех народов. С ними началась новая эра в истории человечества – пришел конец эпохе многобожия. Произошел величайший переворот в духовной жизни человечества: учение о монотеизме пришло на смену учению о политеизме. Возник и утвердился основной нравственный закон в жизни людей. Его главные положения сформулированы в Десяти заповедях, смысл которых сводится к утверждению полной ответственности человека за свои деяния.
Пребывание в плену у египетского фараона и исход из этого плена является одним из самых значительных событий древней истории, зафиксированных в литературе. Впрочем, оказались евреи в этом плену вполне добровольно. Гонимые из Эрец-Исраэля засухой и бесплодием, находясь на грани голодной смерти, они попросили убежища у египтян. Фараон принял их. В Египте в то время никто не хотел заниматься скотоводством. Почему-то считалось, что это дело «грязное» и не престижное. Для евреев же это дело было весьма даже привычным, и они охотно взялись заполнить эту «нишу» в египетской экономике. Прошло несколько десятилетий, и отлаженное евреями скотоводческое хозяйство стало приносить им большой доход, ибо мясо, молоко и шкуры – всегда востребованы на рынке, а кони для пахоты и колесниц, скакуны для фараоновой конницы – одно из главных составляющих богатства любого правителя той эпохи.
Евреи стали преуспевающей частью населения. Они жили, ни в чем не нуждаясь. Их численность постоянно росла. Они стали занимать все более и более влиятельное положение в египетском обществе. Но у самих египтян это не вызывало большого восторга. Среди них росло недовольство. Они поняли, насколько глубоко ошибались, когда своими руками отдали столь доходную отрасль хозяйства в руки пришлого народа.
Евреи начали постепенно вытесняться из самых важных сфер жизни страны, они стали терять доходы. Их ждало полное обнищание. Изменили свое отношение к ним и фараоны. А завершилось все тем, что их стали принуждать к самым тяжелым и унизительным для них видам труда. История гласит, что евреям приходилось высекать огромные глыбы гранита и тащить их к месту построек, рыть и проводить новые каналы, делать кирпичи и месить глину и известь для строительных работ, поднимать воду из Нила в канавы для орошения полей и т.д. Над ними ставили жестоких надзирателей, которые при малейшей возможности избивали своих подчиненных палками. Евреи оказались в подлинном рабстве. Как отмечает Пятикнижие, «египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой».
Евреи постепенно превратились в рабов, а их рабовладельцем оказался сам фараон. Он распоряжался их судьбами. Над евреями нависла угроза утраты своих традиций, своей веры. Но, даже находясь в этих тяжелейших условиях, они продолжали сохранять свои национальные обычаи, одним из которых является высокая рождаемость. В каждой семье женщина рожала столько детей, сколько ей позволяло ее здоровье. Когда фараон увидел, что никакая неволя не останавливает постоянного увеличения еврейского населения, он издал особое постановление, которое сначала действовало тайно, а потом уже и открыто. Фараон приказал, чтобы по всему Египту его чиновники умерщвляли всех рождавшихся в еврейских семьях мальчиков. Новорожденных топили в Ниле. Нарушивших этот закон ждало жестокое наказание. И так случилось, что именно в это время появился на свет будущий вождь и освободитель еврейского народа Моше.
Мать новорожденного, пытаясь сохранить жизнь своему ребенку, поместила трехмесячного мальчика в плетеную корзину и оставила ее в зарослях тростника на берегу Нила, надеясь на чудо, которое только и сможет спасти ребенка от гибели. И чудо случилось: корзину нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание. Она сразу поняла, что спасенный ею малыш происходит «из еврейских семей», но малыш ей понравился, и она сжалилась над плачущим младенцем. Ребенок получил имя – Моше, означающее «взятый из воды».
Дочь фараона позаботилась о будущем мальчика, который стал для нее, как написано в «Пятикнижии», «вместо сына». Моше получил при дворе фараона блестящее образование. Как утверждает Библия, он был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического мировоззрения современного ему Египта. Но он был осведомлен о тайне своего рождения и поэтому внимательно изучал жизнь находящихся в рабстве евреев. То, что происходит с ними, глубоко уязвляло его, но он не знал, чем он может помочь своему народу. Но позднее в его жизни произошел ряд событий, благодаря которым он остался в истории еврейского народа как главный пророк и законодатель, основоположник еврейской религии, человек, сплотивший все израильские колена в единый народ. Вот почему его имя у евреев не просто Моше, а Моше Рабейну – «наш учитель».
Вся эта предыстории, которую сегодня может рассказать каждый еврейский школьник, для нас крайне важна, ибо объясняет, почему именно Моше стал вождем и пророком своего народа. Просто он не жил в рабстве, вместе со своими соплеменниками и избежал возникновения в душе рабской психологии. Только в условиях свободного существования у него смогли развиться такие духовные качества, как гордость, человеческое достоинство, смелость в отстаивании собственного мнения, забота о ближнем, упорство и самоотверженность в достижении цели. Вот почему именно его выбрал Б-г для осуществления своей цели – вывода евреев из рабства и дарования ему свободы. Не случайно есть в Торе слова, сазанные Б-гом: «Если и есть у вас пророк, то Я, Г-дь, в видении открываюсь ему.... Не как с рабом Моим Моше, доверенным во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним. И явно говорю, а не загадками. И лик Господа зрит он».
По мнению историков, пребывание евреев в египетском рабстве продолжалось 210 лет. Они адаптировались для жизни в Египте, обзавелись хозяйством и были связаны родственными и дружескими связями с огромным количеством не только своих соплеменников, но и египтян. Они уже свыклись с местными обычаями и, несмотря на поистине рабское существование, уход от, пусть плохого, но, тем не менее, наполненного определенным достатком существования в неизвестность – к жизни в пустыне, полной лишений и опасностей, для большинства из них не был желанным. Моисею еще нужно было уговаривать своих соплеменников совершить исход, успокаивая их, что все будет происходить под бдительным оком Б-га и при его покровительстве. А еще предстояло как-то договориться с фараоном, чтобы тот отпустил евреев, но тот, несмотря на то, что пришли в Египет евреи сами, упорно отказывался сделать это. И Моше обратился к фараону с фразой, которая и в наше время используется лидерами многих освободительных движений.
Эта фраза – самый знаменитый лозунг в истории человечества. Моше сказал фараону всего три коротких слова. Но именно эти три слова перевернули всю мировую историю. Они стали символом стремления людей к свободе и независимости. Эту фразу использовали в качестве лозунга черные рабы Америки в своей борьбе с рабовладельческим государством. А в древнем Египте этими словами евреи не только выразили свой протест против национальной дискриминации, но и огласили свое право на выбор собственного пути в жизни, в том числе и на возвращение на свою историческую родину в Эрец-Исраэль.
«Отпусти мой народ!»» – потребовал Моше у фараона.
Трудность же заключалась в том, что, когда Моше получил от Б-га поручение вывести свой народ из египетского рабства, ему было уже 80 лет. Сорок из них он провел в пустыне. Это уже был не тот молодой человек, способный на резкие эмоциональные поступки, вроде убийства надсмотрщика над рабами, которое он совершил в свои молодые годы. Но для фараона он был просто пожилым евреем, с которым можно не считаться. И фараон решил наказать Моше и всех евреев за это требование: он приказал надзирателям заставить подчиненных им рабов выполнять еще большую работу, чем прежде. Фараон был убежден в своем всесилии, и, чтобы убедить его, что есть сила гораздо более могущественная, чем он, Б-г наслал на Египет десять несчастий, которые вошли в историю как Десять казней египетских.
Фараона очень пугали эти казни, и каждый раз, узнав об очередной из них, он поспешно соглашался с Моше и давал разрешение евреям уйти из Египта, но, придя в себя, отменял это решение. Поэтому Моше понял: евреев надо увести раньше, чем фараон вновь обманет его. Бегство было настолько стремительным, что евреи даже толком не приготовили в дорогу провизию. У них не оказалось готового хлеба – тесто не успело подняться. Поэтому уже в пустыне они, как пишет Библия, «испекли... из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло». Эти плоские пресные хлеба евреи стали называть маццой.
Представление о мацце имеет глубочайший не только исторический, но и философский смысл. Дело в том, что у маццы есть еще одно название – «хлеб лишений» («лехем они»). Это жесткий, сухой, грубый хлеб, который обычно давали рабам. А мягкий, хорошо выпеченный хлеб предназначался свободным людям. Вот почему маццу еще иногда называют «хлебом свободы» (лехем херут»). А в результате получилось так, что и в рабстве, и уже в условиях свободы евреи ели один и тот же жесткий, грубый хлеб. Что ж они тогда выиграли от своей свободы? Они выиграли саму Свободу! Вот почему мы говорим о важнейшем историческом уроке Исхода евреев из рабства: разница между свободой и рабством заключается не в степени комфорта, а в свободе распоряжаться собственной судьбой.
Перейдя Красное море, евреи оказались в пустыне, и тут выяснилось, что испытания, выпавшие на их долю, еще только начинаются. Им предстояли долгие годы странствий, прежде чем они окажутся в своей Земле обетованной. Их спасение – одно из тех чудесных избавлений от смертельных опасностей, которыми так насыщена вся история еврейского народа. И они, естественно, видели в этом руку Б-га. Кто еще мог спасти израильтян, кроме него! И они с благодарностью возносили ему славу в своих молитвах. Они были убеждены, что это Он раздвинул воды Красного моря. И это Он указывал им дорогу в пустыне – в дневное время шел перед ними, скрываясь в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном, освещая путь. И кто, кроме Него, мог помочь им, страдающим в бесконечной Аравийской пустыне от жажды и голода, сначала найти пресный источник, а потом отловить целую стаю перепелов, которые пошли для приготовления пищи. И никак, кроме как Б-жественным даром, нельзя назвать сыпавшуюся им с неба манну во все дни недели, кроме шаббата, когда нельзя заниматься никакой работой, даже приготовлением пищи. И так все 40 лет скитаний по пустыне, до последнего дня. И разве без помощи Б-га они, обессиленные и изможденные, могли бы победить напавших на них амалекитян? Просто Б-г услышал молитвы, которые направлял ему стоявший во время битвы на высокой скале Моше.
Но вот наступил день, когда израильтяне достигли горы Синай и разбили стан у ее подножия. Именно об этой горе говорил Моше Б-г, открывшись в неопалимой купине: «Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Б-гу на этой горе». Именно тогда Моше и совершил восхождение на вершину. Он провел там 40 дней, в которые Б-г снизошел к нему и вручил Десять заповедей и другие наставления, которые легли потом для евреев в основу их Закона. Спустившись с горы, Моше сооружает у ее подножия алтарь и ставит там 12 камней – по числу колен Израилевых, а затем вновь поднимается на вершину, чтобы получить у Б-га Скрижали Завета – две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей.
Однако, спустившись с горы, Моисей неожиданно увидел, что его соплеменники, не дождавшись его возвращения, соорудили себе идол для поклонения – Золотого тельца (быка). Они стали поклоняться этому тельцу и приносить ему жертвы в надежде на возвращение домой. Они признали его своим божеством, объявив, что это не Б-г, а он, телец, вывел их из рабства: «И сказали они: вот Б-г твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» У египтян бык служил воплощением главного языческого божества, и признание его вновь идолом избавившегося от египетского рабства народа было для Моше признаком морального падения своего народа. В бешенстве он разбивает сооруженного идола, а заодно и принесенные с горы скрижали.
Что заставило израильтян вновь вернуться к идолопоклонству, хотя именно отказ от него и обретенная вера в Б-га помогли им освободиться от рабства? Как же трудно дается человеку расставание со своим прошлым! Прожив долгие годы в определенных условиях, свыкнувшись с определенной обстановкой, окруженный определенными людьми, впитав менталитет и образ жизни этих людей, становясь похожим на них «по образу и подобию своему», человек обретает тот душевный комфорт, который делает его земное существование вполне для него приемлемым. И поэтому, попадая в иные условия, лишаясь этого душевного комфорта, не привыкнув самому за себя решать возникающие проблемы, он зачастую теряет способность к адаптации к новым условиям, теряет волю к сопротивлению. Вспомним эпизод из советского фильма «Джентльмены удачи». Один из его героев, сбежав из тюрьмы и оказавшись на свободе, не знает, что ему с этой свободой делать. Он не приспособлен к новой жизни. Он вспоминает о той жизни, где плохо, но зато все просто, где не надо самому думать и что-то решать. И однажды он говорит с тоской: «А в тюрьме сейчас макароны дают».
Как утверждают историки, евреи провели в условиях рабства 120 лет (по библейскому летоисчислению – 430) и вдруг оказались на свободе. Причем не в комфортных условиях, а в пустыне. Они доверились своему лидеру, Моше, но тот ушел на встречу с Б-гом, поднялся на гору и исчез. Прошло 40 дней, а его все нет. И люди, привыкшие, что за них все решают другие, заволновались. А вдруг Моше вовсе не вернется? А вдруг он погиб? Они еще не успели освободиться от рабской психологии, когда от них самих ничего не зависело. Люди выходят из психологической зависимости от чужой воли годами, а народ – целыми поколениями. Антон Павлович Чехов говорил, что сам он «по капле выдавливал из себя раба».
Не будем слишком строги к евреям, бежавшим из египетского рабства и оказавшимся в сложных условиях. Они захотели вновь попасть туда, где им, быть может, и плохо, но где для них все знакомо, где есть условия для привычного им существования, где можно вернуться к привычному им душевному комфорту. Они потребовали от Аарона, которому Моше поручил возглавлять еврейский народ в его отсутствие, вновь обратиться к старым символам Б-га. И тогда Аарон велел собрать все золотые украшения, которые были у евреев, переплавить их и сделать золотую статую тельца – идол в виде быка, которому в Египте евреи вместе с египтянами поклонялись как воплощению самого Б-га. Но вернувшийся Моше пресек этот возврат к идолопоклонству.
Так в веках и остался «золотой телец» как некий символ поклонения богатству, власти золота, власти денег. Вот почему в тех случаях, когда люди изменяют неким моральным принципам ради обретения материального благополучия, а, тем паче, ради обогащения; когда денежные отношения заменяют человеческие; когда ради денег обманывают людей и предают друзей; – принято говорить о «поклонении золотому тельцу», о «пляске вокруг золотого тельца» и т.п. Не случайно И. Ильф и Е. Петров свой второй роман, вышедший 80 лет назад назвали «Золотой теленок».
Но вернемся к Моше и евреям у подножия горы Сион. Скрижали в гневе праведном Моше разбил, а ведь на них были высечены основные законы жизни людей на земле.
Две каменные плиты, на которых были высечены Десять заповедей, это для древних иудеев был не просто некий документ, на котором зафиксированы основные моральные принципы жизни. Это была величайшая реликвия. Как гласит предание, скрижали – это «наставление и заповедь». Текст был высечен с обеих сторон камней, а о том, кто их сотворил, еврейская традиция не оставляет сомнений: это «дело Б-жье, а письмена – письмена Б-жьи».
Но для евреев скрижали – это еще и документальное свидетельство союза, который В-вышний заключил с евреями, доверив им великую миссию – донести эти заповеди людям. На иврите Скрижали Завета –«лухот а-брит», где ключевым словом является «брит» – союз, завет, отчего их еще именуют «скрижалями свидетельства». Как гласит еврейская традиция, Б-г простил Моше за то, что тот разбил скрижали. Он понял, что только такой ценой Моше смог эмоционально подействовать на сознание своего народа, дать ему почувствовать всю глубину падения. Но Моше исправил положение: он высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору. В-вышний начертал на них те же слова, что были на разбитых плитах, и именно они стали величайшей ценностью всего еврейского народа.
Хранили Скрижали Завета в специально созданном ларе, который назывался Ковчегом завета, а ковчег, в свою очередь, хранился в походном Храме – скинии. Его израильтяне соорудили себе во время странствий по пустыне. Место хранения Ковчега отгораживалось от остального помещения, и входить туда мог только первосвященник и то лишь в один день в году – в Судный день. Считалось, что только здесь можно физически ощутить присутствие Б-га. Это место называлось Святая святых. Когда же был воздвигнут Иерусалимский Храм, то самым сокровенным местом в нем было именно Святая святых.
По талмудическому преданию, обломки разбитых скрижалей («шиврей лухот») также хранились в Ковчеге, и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну. А когда возникала реальная опасность, что враг может захватить Иерусалим и ворваться в Храм, Ковчег прятали, чтобы предотвратить осквернение вражескими руками.
Не случайно, евреи получили от В-вышнего Скрижали Завета лишь тогда, когда не только физически освободились от рабской зависимости, а и реально ощутили себя свободными людьми. Рабы не могли получить скрижали, ведь начертанные на них основные принципы Закона – свидетельство обретенной Свободы, которой евреи на всем многовековом своем пути уже никогда не лишались, несмотря на то, что перед ними раз за разом возникали все новые и новые фараоны.
И когда в наши дни то перед одним, то перед другим народом встает вопрос: «Свобода или рабство?», всякий раз возникает образ вышедшей из Египта еврейской общины, которая обрела Землю обетованную лишь спустя 40 лет после Исхода и многострадальных скитаний по пустыне, но только тогда, когда ушли из жизни те, кто еще помнил, что такое рабство. Даже Моше с ними не было, хотя именно ему они были обязаны своей свободой. И это был уже совсем другой народ. Свободный.