ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 


Танхум Бусин



Возлюби ближнего

В преддверии праздника Песах о заповеди «Возлюби ближнего как самого себя» размышляет председатель Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Танхум Авраам Бусин.

Есть история о том, как один человек попросил мудрецов Гилеля и Шамая (главы Санедрина в I веке до н.э.) объяснить ему суть иудаизма, пока тот стоит на одной ноге. Шамай вполне справедливо прогнал наглеца. А Гилель, который славился безграничным терпением, сказал: «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, а все остальное – комментарий» (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат; 31а). При даровании скрижалей еврейский народ стоял у горы Синай как один человек. Нашему народу заповедано быть единым организмом, соответствующим замыслу В-вышнего. Понятно, что это невозможно без любви к ближнему.

При этом любовь к ближнему носит иррациональный характер. Всегда есть причинно-следственная цепочка, почему кто-то не любит кого-то – из-за длинного или короткого носа, потому что «моя жена в ссоре с его женой», из-за того, что раздражает чья-то манера говорить или одеваться и т.д., и т.д. Таким образом, нелюбовь к ближнему всегда рациональна, в отличие от любви к нему. Важно понимать, что в каждом галахическом еврее есть, возможно, иной раз в скрытом состоянии, частица первородной святости. Умение одним евреем испытывать любовь к другому – шаг к праведности того, кто любит, и выявление частицы святости в том, кто любим.

Часто мы своевольно берем на себя право решать, кого мы любим, кого не любим. Есть хрестоматийная история о том, как какой-то еврей попал на необитаемый остров. Когда через год-другой его, наконец, нашли, оказалось, что он построил себе две синагоги: «В одну я хожу. А во вторую – ни ногой!» Недаром еще говорят, что где два еврея – там три мнения. Отсюда же в галуте на пять евреев иной раз по десять еврейских организаций, и многие раввины любят называть себя главными…

Любовь к ближнему – это, пожалуй, основное, чем еврей может способствовать жизнедеятельности нашего народа, созданного В-вышним как единый организм для выполнения предназначения.

Каждому еврею дан земной путь для исполнения заповедей. И если кто-то упорно игнорирует их исполнение, тем более столь основополагающего завета как любовь к ближнему, то тем самым он ворует у Б-га.

Из-за вражды между евреями был сожжен Второй Храм и разрушен святой город Иерушалаим. Однажды один богатый человек решил устроить пиршество.

У этого человека был друг по имени Камца, которого он любил. Богатый человек приказал своему слуге:

– Иди к Камце и пригласи его на трапезу.

Слуга невнимательно слушал своего господина, поэтому перепутал имя того, кого должен был пригласить. Слуга отправился к другому человеку, по имени Бар-Камца, и позвал его на пир.

Бар-Камца не был другом приглашенного. Наоборот: тот ненавидел Бар-Камцу и вечно ссорился с ним. Бар-Камца удивился и подумал: «Зачем он позвал меня? Ведь мы с ним – не друзья. Может быть, он хочет помириться со мной?» Придя на пир, Бар-Камца сел за стол вместе со всеми гостями. Когда хозяин вошел в зал приветствовать гостей, он увидел Бар-Камцу… Хозяин разгневался, подбежал к нему и закричал:

– Что ты здесь делаешь? Ведь ты ненавидишь меня! Убирайся из моего дома!

Бар-Камца, опозоренный в присутствии всех гостей, побледнел от досады и сказал:

– Видимо, я был приглашен по ошибке. Но раз уж я пришел, позволь мне, пожалуйста, остаться здесь. Я готов заплатить тебе за все, что съем и выпью.

Хозяин закричал еще громче:

– Нет, я не согласен. Уходи отсюда!

В ответ Бар-Камца попросил:

– Оставь меня, раз уж я здесь. Я оплачу тебе половину всего, что ты потратил на угощение.

– Нет. Не хочу тебя видеть!

Тогда Бар-Камца попросил:

– Позволь хотя бы остаться ненадолго. Я оплачу тебе всю стоимость пира…

Но устроитель пиршества был неумолим. Он выгнал Бар-Камцу на улицу.

Страшно разгневался Бар-Камца: «Я отомщу им всем! Хозяин дома еще раскается в том, что сделал, и гости горько пожалеют, что не вступились за меня!»

Но Бар-Камца не предвидел, что и он поплатится за злодеяние, которое задумал, и что вместе с домами других евреев будет разрушен и его дом.

Бар-Камца добрался до Рима, пришел к императору и сказал ему:

– Евреи в Иерушалаиме восстали против тебя. Они не желают, чтобы ими правил император.

Император спросил:

– Как докажешь это?

Бар-Камца предложил:

– Пошли евреям теленка в жертву для Храма, и ты увидишь, что они не захотят принять его.

Император принял предложение Бар-Камцы и послал его выбрать жертву. А тот специально выбрал теленка, у которого на веке была царапина. По еврейским законам, животное с любым нарушением целостности нельзя было приносить в жертву Г-ду, но император не знал этого. И поэтому, услышав отказ, он решил, что евреи в самом деле восстали против него.

И император поверил Бар-Камце. И послал в Эрец-Исраэль огромную армию. Солдаты вошли в Иерушалаим, сожгли Храм и разрушили весь город. Погибли и Камца, и Бар-Камца, и хозяин, который выгнал Бар-Камцу, и гости, которые не заступились за него, и еще много других евреев. И те, которые недостаточно любили друг друга. И вместе с ними и те, кто были праведными. (По Вавилонскому Талмуду, трактат Гиттин; 55-56). Очевидно, что враждебность одного человека привела к обиде и мстительности другого. И в конечном итоге это обернулось страшной трагедией для всего народа.

Еврея-раба, согласно традиции, нельзя содержать хуже, чем живет хозяин. Между прочим, даже некоторые нетяжкие наказания, предусмотренные Торой, подразумевают проявление любви как к потерпевшему, так и к совершившему проступок. Скажем, один украл у другого, а возвратить украденное не может. Тогда раввинский суд передавал преступника в рабство третьему лицу до седьмого года. Это третье лицо постепенно возмещало ущерб пострадавшему и оплачивало издержки раввинскому суду.

Ни в Торе, ни в Танахе прямо нигде не обозначено что «возлюби ближнего как самого себя» – это основополагающая заповедь, но сама еврейская история – с глубокой древности до наших дней – показывает нам, что без любви к ближнему невозможно сохранить народ сам по себе. А ведь именно каждому еврею, а не кому-то другому, заповедано исполнить все 613 заповедей.