ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 


Михаил Сидоров



Память совести

Отрицание Холокоста в цивилизованном мире рассматривается как преступление. Это исключительный случай в мировой практике (как и сама Катастрофа), когда искажение истории квалифицируется как криминальное деяние против нее и преследуется в юридическом порядке. Память о Катастрофе европейского еврейства остается форпостом совести и разума, грозным предостережением против опасного антиисторизма.

Как-то английский историк Дэвид Ирвинг, известный и убежденный отрицатель Холокоста, заявил: «Евреи должны спросить себя, почему их так ненавидят на протяжении трех тысяч лет? Ненавидят настолько сильно, что во многих странах время от времени устраиваются погромы». Вопрос этот – не праздный, но предложить ответить на него самим евреям может только отъявленный антисемит, каковым и является Д. Ирвинг, получивший за свое историческое «новаторство» срок в австрийской тюрьме. Никогда не узнают ответа на этот вопрос дети, убитые маньяком в тулузской ешиве...

Исход, освобождение от многовекового рабства, да и всю историю еврейского народа, включая Катастрофу, его ненавистники всегда пытались извратить и опошлить. Еще в III веке до н.э. египетский жрец Манефон (Мането) в своем историческом трактате, в пику книге Исхода (Шмот), пустил в оборот версию о том, что народ Израиля покинул Египет вовсе не по воле Б-га и под водительством Моисея, а был изгнан фараоном за то, что евреи распространяли проказу среди чистых египтян, были жестокими, бессердечными и ненавидели обычаи других народов.

Эта зловредная выдумка, по мнению Льва Полякова, автора двухтомной «Истории антисемитизма», была уже явным и откровенным проявлением юдофобии в истории. Ее ядовитые семена дали в дальнейшем буйные всходы, особенно в Средние века, когда произошла демонизация евреев в христианском мире, и антисемитская мифология создала образ еврея, пьющего кровь христиан, отравляющего колодцы с помощью прокаженных, им же подкупленных, разносящего чуму, занимающегося черной магией и мечтающего уничтожить весь христианский мир.

Но еще до триумфа новой религии в Римской империи, до юдофобских проповедей Иоанна Златоуста, установившего планку христианского антисемитизма на такой высоте, которую смог преодолеть, пожалуй, лишь «теолог Холокоста» Мартин Лютер, – через три столетия после Манефона, Гай Корнелий Тацит давал евреям следующую характеристику: «Все, что мы почитаем, они отвергают, зато все, что у нас считается нечистым, им разрешено». Вот что, в частности, вызывало презрительную иронию знаменитого историка: «У евреев, – писал Тацит, – убийство ребенка считается тягчайшим преступлением».

Античный мир, поклонявшийся идолам и обожествлявший императоров при их жизни, попросту был еще не готов понять и принять ни иудейского монотеизма (с его верой в единого – для всех народов, трансцендентного и вездесущего Б-га), ни его нравственного Закона, с его запретами, открывающими путь к свободе и справедливости. Отсюда – отношение к евреям: с подозрением, неприязнью, ненавистью. Сдается, что значительная часть современного мира осталась на том же уровне – ведь за эти века на нашей планете произошли такие события, которые, казалось бы, должны были навсегда вытравить антисемитизм из социально-политической практики и общественного сознания. Но и сегодня, спустя шестьдесят семь лет после Освенцима, вряд ли найдется автор, пишущий против юдофобии, который был бы настроен оптимистично на то, что его аргументы, доводы и пафос переубедят хотя бы одного антисемита. Так стоит ли вообще заниматься этим неблагодарным делом – разоблачением и осуждением антисемитизма? Стоит, и вот почему.

Во-первых, как бы скептически мы ни относились к самой возможности «извлечь» юдофобию из коллективного бессознательного и развенчать ее, худшее из зол – это делать вид будто антисемитизм, в общем-то, безвреден: достаточно накормить голодных, просветить невежественных, отдать «территории в обмен на мир», признать, что дыма без огня не бывает, – и все само собой как-то уладится.

Во-вторых, если я не согласен с проповедью юдофобии, ведущейся полным ходом и с размахом по всему миру во множестве книг и брошюр (старых и новых), в периодических изданиях и в Интернете, то и я вправе выразить собственные взгляды и убеждения по данной проблеме, хотя бы исходя из моральных соображений. Единственным народом, представители которого в ответ на антисемитские выпады могут позволить себе ограничиться лишь презрением, не вступая в дискуссию, являются сами евреи. Для русского, француза, американца и проч. антисемитизм, проявляемый его соплеменниками или соотечественниками, оскорбителен вдвойне.

В-третьих, юдофобия хотя и сродни субрелигии, основанной на вере в негативную (или в лучшем случае – амбивалентную) миссию евреев в истории, – а поколебать эту веру, как и всякую иную, трудно, практически невозможно, – она, как вирус в организме человека, ждет благоприятных условий для своего роста и массового, открытого проявления в обществе. Поэтому антисемитизм постоянно должен быть предметом социологического, исторического, философского, психологического, этического анализа.

В-четвертых, антидиффамационные организации отслеживают и в своих бюллетенях бесстрастно фиксируют проявления юдофобии в различных странах мира, апеллируя главным образом к законам, запрещающим пропаганду межнациональной и религиозной розни. Но кроме этого, как нам кажется, необходима также и более активная контрантисемитская пропаганда, обращенная и к разуму, и к чувствам людей.

В-пятых, убежденные, «профессиональные» антисемиты не должны чувствовать себя монополистами в «освоении» еврейского вопроса.

Самым уязвимым элементом антисемитизма, как уже давно подмечено, является его «антиномичность». В наше время это хорошо видно на примере «антисионистской» пропаганды исламистов.

С одной стороны, сионизм отождествляется с нацизмом, а политика Израиля – с политикой гитлеровской Германии. Пропагандистские кампании, раскручивающиеся в мусульманских странах вокруг этой «доктрины», рассчитаны исключительно на «экспорт» – европейского обывателя пока еще шокируют и слово «фашизм», и вид свастики, которой арабские газетные художники щедро украшают свои карикатуры на израильских политиков. (Некоторые впечатлительные деятели попадаются на эту удочку: в марте текущего года лидер Социал-демократической партии Германии З. Габриэль назвал Израиль «режимом апартеида», проводящим в отношении палестинских арабов «расистскую политику»).

С другой стороны, уже для внутреннего пользования, «окончательное решение еврейского вопроса» признается принципиально правильным, но, к сожалению, не завершенным. В арабских странах, активно сотрудничавших с гитлеровцами в годы Второй мировой войны, а после разгрома Германии приютивших у себя тысячи нацистских преступников, бывших эсэсовцев (Сирия, Египет и др.), этот тезис абсолютно легален. Отсюда и газетные заголовки, вроде: «Спасибо тебе, Гитлер, за то, что ты наперед отомстил евреям за страдания палестинцев!», и отрицание самого факта Холокоста. (Слепая ненависть – не лучшее пособие даже для антисемитов. При таком понимании исламскими пропагандистами причинно-следственных связей, никакой «палестинской проблемы» и быть не может, поскольку Гитлер в свое время уже заранее обо всем позаботился).

Наиболее доходчиво все эти «хитрости» озвучивает нынешний президент Ирана, который сначала заявляет, что надо стереть Израиль с лица Земли, а затем, выступая перед «исследователями» Катастрофы, утверждает, что «Холокост – это назойливый миф».

В 1939 году религиозный философ-неотомист Жак Маритэн писал: «Мир ненавидит Израиль за его особое призвание». Нравственные запреты вызывают негативную реакцию коллективного бессознательного и неприязнь к избранному народу. Ведь даже фундаментальная установка об отношении к ближнему формулируется еврейскими мудрецами и евангелистами по-разному. В евангелиях: «Все, что ты хочешь, чтобы человек делал тебе, – делай ему». А у наси Гиллеля: «Не делай ближнему своему того, что не желаешь, чтобы делали тебе». И все эти «не кради», «не убивай», «не лжесвидетельствуй» и т.п. так раздражают именно своим «Не»! Еврейский народ подарил человечеству Книгу своей древней истории, в которой, наряду с деяниями Б-га, показан мир реальных, живых людей: их добрые и злые дела, страсти и пороки, благородство и низость, сила и слабость, любовь и ненависть, верность Завету и вероотступничество. Можно быть, верующим или конфессионально не самоопределившимся человеком, но нельзя не признать жизненной правдивости ТАНАХа, хотя (а может быть – потому что) она облачена в религиозную форму. Вот что писал в связи с этим Томас Карлейль: «Самый древний еврейский пророк, несмотря на внешние формы своей речи, столь отличные от нашей, проникает, однако, до сих пор в сердца людей, так как он говорит действительно от полноты своего человеческого сердца».

Еврейские пророки смело обличали проступки и преступления своих ближних; они предъявляли высочайшие нравственные требования к своим соплеменникам. И к их голосу прислушивались и пастух, и землепашец, и воин, и израильский царь (покуда была у них государственность). И свои горести и беды эти духовные вожди относили на свой собственный счет – за грехи перед Б-гом, а не сваливали вину на злодеев-иноплеменников и иноверцев. Может быть, благодаря такой высокой требовательности к себе еврейский народ и выжил?

Владимир Соловьев показал, что пророческое сознание и есть сознание общечеловеческое («Чтения о богочеловечестве»). «…Пример еврейских пророков, величайших патриотов и, вместе с тем, величайших представителей универсализма, – говорил русский философ, – в высшей степени поучителен для нас, указывая на то, что истинный патриотизм необходимо свободен от народной исключительности и эгоизма, то вместе с тем… истинное человеческое воззрение, истинный универсализм для того, чтобы… иметь действительную силу и положительное содержание, необходимо должен быть расширением или универсализацией положительной народной идеи, а не пустым и безразличным космополитизмом».

Отсюда неизбежно следует, что главными препятствиями на пути к подлинному общечеловеческому были и остаются антииудаизм, юдофобия и антисемитизм (посмотрите на «антисионистские» лозунги антиглобалистов). Но ведь израильские пророки мечтали и свято верили в наступление того времени, когда все народы мира совершат Исход!