ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
||||||||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 2 (91) 2007г. | ПУЛЬС | СТОЛИЦА | ОБЩЕСТВО | ТВ-ВЗГЛЯД | ТВ-ЮМОР | СОЦИУМ | ИСТОКИ | АНТРОПОЛОГИЯ | СЛОВО |
|
Copyright © 2006 Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР) |
Сергей Каратов
ПОСЛЕСЛОВИЕ К СПОРУ
Размышления Сергея КАРАТОВА интересны, прежде всего, охватом писательских имен и судеб, и тема – «физики и лирики» как повод поговорить о литераторах и литературе. Здесь мы встретим Достоевского и Артюра Рембо, А. П. Чехова и Сесара Вальехо. Узнаем в двух-трех штрихах о жизни поэтов, вышедших из «шинели» технарей. Наряду с классиками упоминается немало современных лириков, что дает возможность увидеть нынешний литературный процесс, и узнать – чем поэты занимаются помимо творчества.
Все мы помним стихи Бориса Слуцкого про споры между физиками и лириками. Поэт точно уловил пульс времени и запечатлел его в строках: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне». Споры эти возникли в шестидесятые годы, в пору, когда на подъеме был технический прогресс, обозначившийся химизацией страны, выходом в космос, строительством атомных электростанций и массой открытий, сделавших нашу страну второй сверхдержавой на планете. Да, физики были в почете. Лирики, разумеется, не собирались сдавать своих позиций и, ударившись в поэтическую публицистику, стали собирать огромные залы и даже стадионы любителей поэзии, а точнее говоря, людей, жаждущих найти правду в лобовых стихах молодых поэтов-шестидесятников. Время шло, споры продолжались, а аудитория понемногу убывала. В годы перестройки читательский интерес вызвали произведения писателей, эмигрировавших после революции и обозначившихся русским зарубежьем. С развалом Советского Союза внимание властей к писателям пропало полностью, а со стороны читателей интерес к художественным произведениям едва теплился…
Говоря о физиках и лириках, хотел бы обратить внимание на тот факт, что многие физики (то бишь, люди всех технических специальностей) не обходятся без лирики. Более того, они с годами переквалифицируются, но не в управдомы, а в поэты. Не буду далеко ходить за примерами.
На вечере в Индийском посольстве, организованном поэтом и индологом Александром Сенкевичем, я познакомился с физиком-ядерщиком, который предстал как поэт.
Семен ЗАСЛАВСКИЙ подарил мне свои поэтические книги, где есть замечательные стихи о смысле жизни, о бренности бытия, о юности, прошедшей в Грузии. Они полны откровения и привкуса горечи от равнодушия, воцарившегося в обществе:
Обломок перестройки,
Пройдя огонь и воду,
Труб медных не дождался
Александр ПЕТРОВ из города Миасс, Челябинской области, инженер-теплотехник. А стихи профессиональны. К этому уровню пришел через самообразование:
…Как и всякий позабытый холст,
ждущий кисти автора годами,
он, возможно, гениально прост,
перед расставаньем с холодами,
этот незатейливый пейзаж
с жалкими залысинами снега.
Но его ни купишь, ни продашь –
день весны, одно мгновенье века.
Евгений ЛЕСИН москвич. Он штурмовал Институт стали и сплавов по специальности материалы электронной техники, работал инженером-технологом. Но потянуло его в Литературный институт им. Горького, после чего началась редакторская работа сначала в еженедельнике «Книжное обозрение», потом в «Независимой газете». И, конечно же, стихи как слепок души, как оттиск на античной монете.
Вот фрагмент стихотворения о Новом годе:
…Посулил бесконечное счастье
Президент нам на будущий год.
Ну а мы, мы не против. Спасибо
За хорошие, в общем, слова.
Завтра будет все та же Россия,
И такая же будет Москва.
Доедим новогодние сласти,
Распакуем последний презент.
Ну а счастье… Да мы и без счастья
Проживем, господин Президент.
Георгий ЕШИМОВ – родом из Каменск-Уральска Свердловской области, окончил геологический факультет ЛГИ, кандидат технических наук, автор свыше 200 научных трудов, в том числе свыше 170 изобретений, защищенных патентами РФ. И все-таки Георгий не полностью посвятил себя геологии. Часть его души была отведена поэзии, о чем свидетельствуют его девять поэтических сборников, вышедших в Сургуте и в Москве. За свои шестьдесят Георгий ЕШИМОВ много сделал как ученый, но есть ему, что предъявить нам и как поэту:
Догорает закат.
Он, как ты, кучерявый и рыжий,
Среди белых подушек больших пуховых облаков,
И глаза синевы все темнеют от ночи, я вижу;
Зацепился за мачту мерцающий праздничный ковш.
Ты по Мелик-Карамова к речке пройди, отдыхая,
И на храм погляди, его маковки так горячи…
Меж югорских болот колобродит моя буровая,
Ты ее по зарубкам на сердце своем отыщи…
Андрей ВОЛОС – родом из Душанбе, закончил Московский геологоразведочный институт. Но на поприще изыскателя природных кладовых себя не обрёл. Зато стал писать стихи, а потом перешел на прозу. Автор нескольких нашумевших романов. На этом поприще он снискал себе и славу, и Государственную премию, и премию Букера. Поэзия для него явилась этапом на пути к большой прозе, но все-таки, начав с «физики», Андрей Волос не обошелся и без «лирики».
Олег ГРИГОРЬЕВ родился в Москве. Заканчивал техникум МЭТ, а потом Московский государственный открытый университет по специальности экономика и управление в отраслях топливно-энергетического комплекса. Три года отдал своей профессии. Мир его увлечений разнообразен, диапазон его души широк: Олег и рисовал, и пел, и профессионально играет на гитаре. На этом поприще у него много своих учеников. И вот сквозь все эти увлечения и пристрастия к сердцам читателей пробивались его лирические стихи:
* * *
Забрасывайте сети, господа!
здесь глубина, здесь темная вода
И в ней скользят причудливые тени,
То красный глаз, то мачта корабля,
Распугивая толпы приведений.
То жуткий стон летит через поля.
Ирина ВАСИЛЬКОВА родилась в Подмосковье, в Люберцах. Окончила Геологический факультет МГУ, кафедра геохимии. Двадцать лет отдала научно-исследовательской работе на своей кафедре. Потом были Литературный институт им. Горького и факультет психологии Университета РАО. Автор четырех стихотворных сборников, один из которых вышел в Болгарии.
* * *
Нарастает лед. Жизнь промерзает до дна.
В голове бардак – огненная страна,
вулканический выброс, горящий фосфор тоски.
Зима, зима – что ослабит твои тиски?
Огонь и лед – ничего себе перепад,
амплитуда крови, прямая дорога в ад.
Не рвись, золотая рыбка, не злись, вмерзай в стекло,
всех давно поймали, тебе одной повезло.
От них – перышки, чешуя, рыбий скелет,
а тебя найдут нетронутой через тысячу лет.
Владимир ГУБАЙЛОВСКИЙ закончил механико-математический факультет МГУ имени Ломоносова. Двадцать лет проработал программистом, да и ныне совмещает творчество с редакторством на техническом сайте радио «Свободы». А также с редакторством в журнале «Новый мир». И конечно стихи:
* * *
Припомни свое опустевшее детство.
Немного растерянно пробормочи:
Что, милый, тебе перепало в наследство?
Пронзительный запах кошачье мочи,
Колени и локти в порезах и цыпках
И след от шнуровки мяча на лице.
Мне это сыграют на ангельских скрипках,
Мне именно это сыграют в конце.
…Самым ярким примером может явиться судьба Федора Михайловича ДОСТОЕВСКОГО, который закончил Главное инженерное училище в Петербурге, куда поступил по воле отца, но вскоре он оставил службу в Инженерном департаменте, найдя нужным посвятить себя литературе.
Много профессий сосуществует в приграничной зоне или в промежутке между физикой и лирикой. Сюда я бы отнес преподавательскую деятельность, если она связана не с гуманитарными науками; работу бухгалтеров, медиков, археологов, артистов, музыкантов, художников.
Но куда можно отнести профессию историка или географа? Все, вероятно, зависит от степени увлеченности своим делом. Скажем, Антон Павлович ЧЕХОВ иной раз считал себя больше врачом, нежели писателем. Минуты разочарования случались и у великих людей…
Читатель вправе спросить: а были случаи, когда бы лирики перешли в стан физиков? Пожалуй, трудно будет привести подобный пример. Вероятно, после служения муз творец либо предается обмирщению, либо призывается Богом. Примером тому судьба французского поэта Артюра РЕМБО, который писал до девятнадцати лет, а последние шестнадцать лет безуспешно занимался коммерцией. Перуанский поэт Сесар ВАЛЬЕХО начинал писать в юности, неплохо заявил о себе и замолчал на целых пятнадцать лет. Учительствовал. И вдруг за несколько месяцев до кончины написал книгу гениальных стихотворений, благодаря которым и поставил себя в ряд крупнейших поэтов современности.
На нынешнем этапе, несмотря на финансовые препоны, стоящие на пути развития литературы в нашей стране, пишут только те люди, которые не могут не писать. Правда, печатаются те, кто мог и не печататься…
Наша страна всегда была литературоцентричной, и печатное слово в ней играло огромную роль в воспитании нации. Высокая литература призвана гуманизировать общество, вселять в него душу, внедрять в сознание людей веру в справедливость и надежду на будущее.
Не знаю, кто выиграл в споре между физиками и лириками. Думаю, что выиграли читатели.