ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2007

Владимир Петрухин

Хазары: рядом с Русью, Византией и Востоком

1200 лет назад

Ниже мы публикуем текст известного ученого — профессора РГГУ, ведущего научного сотрудника Института славяноведения РАН Владимира Петрухина, с которым он выступил на научно-просветительской конференции «Авраамические религии и этносы в России» 22 апреля 2007 года.

Владимир Петрухин

Единственное знание, которое дано широкой публике о хазарах со школьной скамьи, это то, что они «неразумные», и им следует мстить. Конструкция пушкинской «Песни о вещем Олеге» основывалась на истории Карамзина, и «неразумность» хазар предопределялась уже тем, что они стояли на пути развития великого Русского государства.

В советской историографии, наследующей во многом традиции официозной историографии Российской империи, представления о Хазарии, как о «паразитическом ханстве», наживающемся на торговых путях, удерживались, но представления о «неразумности» хазар приобрели и оттенки, неизвестные Карамзину, но восходящие к глубинам средневековья. Они связаны с «неразумным» выбором веры хазарским правителем, который решил стать иудеем. Действительно, согласно уникальным историческим документам, еврейско-хазарской переписке Х в., правители тюркского народа в степях Восточной Европы, воевавшего против народов Закавказья и захватившего греческие города в Тамани и Крыму, после одержанных побед некогда (в VIII веке) поверили голосу явившегося к ним Божьего посланника и избрали религию иудеев. Хазарский царь Иосиф в своем рассказе — письме еврейскому сановнику в Кордову, отправленному уже в 960-е годы, риторически сравнивал обретение хазарами завоеванных земель с обретением Земли обетованной евреями после Исхода из Египта.

«Неразумных» сразу попытались образумить их соперники — послы мусульман и греков-христиан явились к царю хазар, чтобы предупредить его о ложном выборе — он избрал религию повсюду гонимого народа. Царь оказался хитроумным и провел частные беседы с каждым из послов: он вопросил христианина, какую религию тот считает более истинной — ислам или веру иудеев, и почитавший Завет христианин назвал иудаизм. Сходный вопрос хазарин задал мусульманину, и тот признал иудаизм — веру пророков — более истинной верой, чем веру христиан. Этот сюжет напоминает исторические анекдоты о хитроумных правителях: собственно исторический смысл рассказа в том, что хазарский царь хотел добиться признания со стороны как мусульман, так и христиан, не становясь при этом зависимым от их правителей вассалом.

Хазарский воин с пленником
(Реконструкция Н. Финкельштейна)

Но вот в 1999 году на Готланде был обнаружен клад восточных монет первой трети IX в., среди которых оказались и чеканенные в «стране хазар». Арабская легенда на этих монетах провозглашала не Мохаммеда, а Мусу — Моисея «посланником Божьим». Здесь явное историческое свидетельство хитроумия, ибо правитель (хакан, каган) хазар чеканил собственную монету, не рискуя вступить в конфессиональный конфликт с арабским халифом, ибо мусульмане признавали Моисея пророком — посланником Божьим. Хазария контролировала распределение восточного серебра — чеканенных в халифате дирхемов в Восточной Европе; по Волге и Дону через Хазарию и Русь это серебро поступало в Скандинавию, к варягам.

Естественно, рассказ хазарского царя о чуде обращения — явлении ангела Божьего — не удовлетворял историков. Другой корреспондент сообщал в своем письме, что иудаизм принесли в Хазарию евреи — беженцы с Переднего Востока. Археологи знают, что еврейская диаспора с первых веков н.э. существовала на Боспоре и в Крыму; Боспор (Тамань и Керчь) в VII-IX вв. оказался под властью Хазарии, и жившие там евреи, привыкшие к общению с окружающими кочевниками, могли повлиять на выбор веры, когда хакану пришлось выбирать «меж двух огней» — халифатом и Византийской империей. Это произошло после того, как арабы победили хазар на Кавказе в 730-е гг., и хакану, скрывшемуся в дельте Волги (Итиля), нужно было избежать насильственного обращения в ислам.

Таким образом, во внешнеполитическом аспекте, в отношениях с великими державами средневековья религиозная политика хазарского хакана была скорее разумной, чем неразумной. Традиционная историография неразумным считала другое: иудаизм приняли только сам хакан, его полководец — бек и хазары; подвластные хазарам народы Восточной Европы, тюрки и финно-угры Поволжья, славяне лесостепи, аланы и другие народы Северного Кавказа сохранили свои традиционные «языческие» верования. Выбор веры отделил правящий слой от «народа», что неминуемо должно было привести к гибели Хазарии, как «химеры» (так именовал возникшее государство с иудейской верхушкой Л.Н. Гумилев).

В действительности восприятие авраамической религии, признанной в мире цивилизации, привело не к краху, а к появлению в Хазарии поселений, где бок о бок жили представители разных народов и религий. Хакан не мог обратить своих подданных ни в христианство, ни в ислам — ведь тогда ему пришлось бы вести религиозную войну со всеми языческими подданными, да и городов с церквами и мечетями у него не было. Но после обращения хазар в иудаизм в ставках хакана на Северном Кавказе и в столице Итиль в дельте Волги появились общины иудеев, мусульман (выходцев из завоеванной арабами Средней Азии), христиан — выходцев из греческих городов Причерноморья, наконец, язычников — славян и руси. Каждая община жила по своим обычаям — имела синагоги, мечети, церкви и собственных судей для разрешения конфликтов. Это был первый опыт цивилизованного быта в средневековой Восточной Европе.

Этот опыт известен был и древнейшей Руси не только благодаря выходцам из этой страны, живущим в Хазарии. Несколько десятилетий назад в крупнейшем собрании еврейских письменных актов, хранящихся ныне в Кембридже, было обнаружено письмо еврейско-хазарской общины города Киева, датируемого X веком и адресованного другим общинам с просьбой о финансовой помощи. Эта община оказалась во власти русских князей, которые захватили в IX веке Киев, плативший дань хазарам. Русские князья, стремившиеся к Константинополю – Царьграду, готовы были терпеть иноверцев, как это было принято в столицах цивилизованных государств, но они не могли смириться с властью Хазарии над торговыми путями, ведущими на Восток. Недаром царь Иосиф писал своему кордовскому адресату, что он сдерживает на границах Хазарии народ русь, имеющий глобальные амбиции.

Битва

Похваляясь своим могуществом, Иосиф «сглазил» Хазарию: через несколько лет после написания письма в Испанию, в 965 году князь Святослав двинул войска в бассейн Оки, где обитало последнее славянское племя, платившее дань хазарам, — вятичи. Он вышел на Волгу там, где его не ждали хазары, разбил хакана и взял его столицу. Затем князь обрушился на Тамань, Северный Кавказ и Дон — центральные районы Хазарии были разорены, но воитель не мог остановиться — он отправился на Балканы; с тех пор Северный Кавказ и Балканы остаются «горячими точками» всей русской истории.

Хазары были ассимилированы волнами тюркоязычных кочевников, нахлынувшими с востока, о хазарских же евреях создано немало романтических легенд. С беженцами из Хазарии связывали происхождение европейского еврейства — ашкеназов. Но ашкеназы расселились по Европе не из Хазарии, а из Германии, которая и называлась Ашкеназ в еврейской традиции. Небольшие еврейские общины сохранились в причерноморских городах с античной эпохи, хазарские евреи продолжали жить и в Киеве после гибели Хазарии. Наследник Святослава Владимир оказался примерно в том же положении, что и хазарский хакан: он воевал с мусульманской Волжской Болгарией и добивался признания Византии. Настал черед русскому князю выбирать веру. Начальная русская летопись рассказывает, как в 986 году он стал «испытывать веры» у разных послов, и киевские евреи, конечно, явились, чтобы принять участие в прениях о том, чья вера лучше. От них Владимир узнал, что Бог, почитаемый христианами, был распят, и это должно было свидетельствовать о силе иудеев. Князь, однако, задал хазарским евреям вопрос о том, где их земля, и те вынуждены были хитрить, сказавши, что их земля в Иерусалиме. Князь разоблачил ложь и узнал, что за грехи Господь рассеял евреев по свету. «Как вы можете проповедовать свою веру, если разгневали Бога? Вы того же хотите и нам?» — возмутился князь. Прения о вере были изложены монахом-летописцем через сто с лишним лет после крещения Руси, он следовал древней православной традиции о вечном коварстве иудеев, но с тех пор мотив коварства стал самодовлеющим в отношении к евреям и иудаизму. Владимир же принял греческую веру, ведь у него уже были города, где со времен его бабки Ольги жили христиане. Русские книжники принялись обличать иудеев с тем же пылом, который присущ был древним Отцам Церкви, хотя историкам известна лишь одна еврейская община в древней Руси — в городе Киеве.

Мы мало знаем об истории евреев в Хазарии. Письменные источники скудны, а археологически ни один хазарский город не исследован полностью. Эти исследования сейчас осуществляются, в частности, в рамках «Хазарского проекта», поддерживаемого «Российским еврейским конгрессом». Кажется, удалось обнаружить остатки хазарской столицы в дельте Волги; на Тамани исследуется иудейский некрополь первой половины I тысячелетия н.э., но археологи не поспевают за разрушениями, которые наносят памятникам природа и деятельность человека.