ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
|||||||||||||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 6 (95) 2007г. | ПУЛЬС | МОДА | СТОЛИЦА | ПУТИ | НАРОДЫ | ИНАКОМЫСЛИЕ | ЭССЕ | СЛОВО |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2007 |
Ниже мы публикуем текст известного ученого — профессора РГГУ, ведущего научного сотрудника Института славяноведения РАН Владимира Петрухина, с которым он выступил на научно-просветительской конференции «Авраамические религии и этносы в России» 22 апреля 2007 года.
Владимир Петрухин |
Единственное знание, которое дано широкой публике о хазарах со школьной скамьи, это то, что они «неразумные», и им следует мстить. Конструкция пушкинской «Песни о вещем Олеге» основывалась на истории Карамзина, и «неразумность» хазар предопределялась уже тем, что они стояли на пути развития великого Русского государства.
В советской историографии, наследующей во многом традиции официозной историографии Российской империи, представления о Хазарии, как о «паразитическом ханстве», наживающемся на торговых путях, удерживались, но представления о «неразумности» хазар приобрели и оттенки, неизвестные Карамзину, но восходящие к глубинам средневековья. Они связаны с «неразумным» выбором веры хазарским правителем, который решил стать иудеем. Действительно, согласно уникальным историческим документам, еврейско-хазарской переписке Х в., правители тюркского народа в степях Восточной Европы, воевавшего против народов Закавказья и захватившего греческие города в Тамани и Крыму, после одержанных побед некогда (в VIII веке) поверили голосу явившегося к ним Божьего посланника и избрали религию иудеев. Хазарский царь Иосиф в своем рассказе — письме еврейскому сановнику в Кордову, отправленному уже в 960-е годы, риторически сравнивал обретение хазарами завоеванных земель с обретением Земли обетованной евреями после Исхода из Египта.
«Неразумных» сразу попытались образумить их соперники — послы мусульман и греков-христиан явились к царю хазар, чтобы предупредить его о ложном выборе — он избрал религию повсюду гонимого народа. Царь оказался хитроумным и провел частные беседы с каждым из послов: он вопросил христианина, какую религию тот считает более истинной — ислам или веру иудеев, и почитавший Завет христианин назвал иудаизм. Сходный вопрос хазарин задал мусульманину, и тот признал иудаизм — веру пророков — более истинной верой, чем веру христиан. Этот сюжет напоминает исторические анекдоты о хитроумных правителях: собственно исторический смысл рассказа в том, что хазарский царь хотел добиться признания со стороны как мусульман, так и христиан, не становясь при этом зависимым от их правителей вассалом.
Хазарский воин с пленником
(Реконструкция Н. Финкельштейна) |
Но вот в 1999 году на Готланде был обнаружен клад восточных монет первой трети IX в., среди которых оказались и чеканенные в «стране хазар». Арабская легенда на этих монетах провозглашала не Мохаммеда, а Мусу — Моисея «посланником Божьим». Здесь явное историческое свидетельство хитроумия, ибо правитель (хакан, каган) хазар чеканил собственную монету, не рискуя вступить в конфессиональный конфликт с арабским халифом, ибо мусульмане признавали Моисея пророком — посланником Божьим. Хазария контролировала распределение восточного серебра — чеканенных в халифате дирхемов в Восточной Европе; по Волге и Дону через Хазарию и Русь это серебро поступало в Скандинавию, к варягам.
Естественно, рассказ хазарского царя о чуде обращения — явлении ангела Божьего — не удовлетворял историков. Другой корреспондент сообщал в своем письме, что иудаизм принесли в Хазарию евреи — беженцы с Переднего Востока. Археологи знают, что еврейская диаспора с первых веков н.э. существовала на Боспоре и в Крыму; Боспор (Тамань и Керчь) в VII-IX вв. оказался под властью Хазарии, и жившие там евреи, привыкшие к общению с окружающими кочевниками, могли повлиять на выбор веры, когда хакану пришлось выбирать «меж двух огней» — халифатом и Византийской империей. Это произошло после того, как арабы победили хазар на Кавказе в 730-е гг., и хакану, скрывшемуся в дельте Волги (Итиля), нужно было избежать насильственного обращения в ислам.
Таким образом, во внешнеполитическом аспекте, в отношениях с великими державами средневековья религиозная политика хазарского хакана была скорее разумной, чем неразумной. Традиционная историография неразумным считала другое: иудаизм приняли только сам хакан, его полководец — бек и хазары; подвластные хазарам народы Восточной Европы, тюрки и финно-угры Поволжья, славяне лесостепи, аланы и другие народы Северного Кавказа сохранили свои традиционные «языческие» верования. Выбор веры отделил правящий слой от «народа», что неминуемо должно было привести к гибели Хазарии, как «химеры» (так именовал возникшее государство с иудейской верхушкой Л.Н. Гумилев).
В действительности восприятие авраамической религии, признанной в мире цивилизации, привело не к краху, а к появлению в Хазарии поселений, где бок о бок жили представители разных народов и религий. Хакан не мог обратить своих подданных ни в христианство, ни в ислам — ведь тогда ему пришлось бы вести религиозную войну со всеми языческими подданными, да и городов с церквами и мечетями у него не было. Но после обращения хазар в иудаизм в ставках хакана на Северном Кавказе и в столице Итиль в дельте Волги появились общины иудеев, мусульман (выходцев из завоеванной арабами Средней Азии), христиан — выходцев из греческих городов Причерноморья, наконец, язычников — славян и руси. Каждая община жила по своим обычаям — имела синагоги, мечети, церкви и собственных судей для разрешения конфликтов. Это был первый опыт цивилизованного быта в средневековой Восточной Европе.
Этот опыт известен был и древнейшей Руси не только благодаря выходцам из этой страны, живущим в Хазарии. Несколько десятилетий назад в крупнейшем собрании еврейских письменных актов, хранящихся ныне в Кембридже, было обнаружено письмо еврейско-хазарской общины города Киева, датируемого X веком и адресованного другим общинам с просьбой о финансовой помощи. Эта община оказалась во власти русских князей, которые захватили в IX веке Киев, плативший дань хазарам. Русские князья, стремившиеся к Константинополю – Царьграду, готовы были терпеть иноверцев, как это было принято в столицах цивилизованных государств, но они не могли смириться с властью Хазарии над торговыми путями, ведущими на Восток. Недаром царь Иосиф писал своему кордовскому адресату, что он сдерживает на границах Хазарии народ русь, имеющий глобальные амбиции.
Битва |
Похваляясь своим могуществом, Иосиф «сглазил» Хазарию: через несколько лет после написания письма в Испанию, в 965 году князь Святослав двинул войска в бассейн Оки, где обитало последнее славянское племя, платившее дань хазарам, — вятичи. Он вышел на Волгу там, где его не ждали хазары, разбил хакана и взял его столицу. Затем князь обрушился на Тамань, Северный Кавказ и Дон — центральные районы Хазарии были разорены, но воитель не мог остановиться — он отправился на Балканы; с тех пор Северный Кавказ и Балканы остаются «горячими точками» всей русской истории.
Хазары были ассимилированы волнами тюркоязычных кочевников, нахлынувшими с востока, о хазарских же евреях создано немало романтических легенд. С беженцами из Хазарии связывали происхождение европейского еврейства — ашкеназов. Но ашкеназы расселились по Европе не из Хазарии, а из Германии, которая и называлась Ашкеназ в еврейской традиции. Небольшие еврейские общины сохранились в причерноморских городах с античной эпохи, хазарские евреи продолжали жить и в Киеве после гибели Хазарии. Наследник Святослава Владимир оказался примерно в том же положении, что и хазарский хакан: он воевал с мусульманской Волжской Болгарией и добивался признания Византии. Настал черед русскому князю выбирать веру. Начальная русская летопись рассказывает, как в 986 году он стал «испытывать веры» у разных послов, и киевские евреи, конечно, явились, чтобы принять участие в прениях о том, чья вера лучше. От них Владимир узнал, что Бог, почитаемый христианами, был распят, и это должно было свидетельствовать о силе иудеев. Князь, однако, задал хазарским евреям вопрос о том, где их земля, и те вынуждены были хитрить, сказавши, что их земля в Иерусалиме. Князь разоблачил ложь и узнал, что за грехи Господь рассеял евреев по свету. «Как вы можете проповедовать свою веру, если разгневали Бога? Вы того же хотите и нам?» — возмутился князь. Прения о вере были изложены монахом-летописцем через сто с лишним лет после крещения Руси, он следовал древней православной традиции о вечном коварстве иудеев, но с тех пор мотив коварства стал самодовлеющим в отношении к евреям и иудаизму. Владимир же принял греческую веру, ведь у него уже были города, где со времен его бабки Ольги жили христиане. Русские книжники принялись обличать иудеев с тем же пылом, который присущ был древним Отцам Церкви, хотя историкам известна лишь одна еврейская община в древней Руси — в городе Киеве.
Мы мало знаем об истории евреев в Хазарии. Письменные источники скудны, а археологически ни один хазарский город не исследован полностью. Эти исследования сейчас осуществляются, в частности, в рамках «Хазарского проекта», поддерживаемого «Российским еврейским конгрессом». Кажется, удалось обнаружить остатки хазарской столицы в дельте Волги; на Тамани исследуется иудейский некрополь первой половины I тысячелетия н.э., но археологи не поспевают за разрушениями, которые наносят памятникам природа и деятельность человека.