ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2007

Авраамические религии и этносы в России

22 апреля в Москве состоялась научно-просветительская конференция «Авраамические религии и этносы в России». Среди ее организаторов — газета «Информпространство».

В работе представительного форума приняли участие видные российские ученые и писатели, религиозные и общественные деятели. В их числе председатель МЕРО Леопольд Каймовский, руководитель еврейской общины «Даркей шалом» в Отрадном, раввин Довид Карпов, православный публицист и философ, директор приюта «Остров Надежды» Александр Огородников, председатель Ассоциации мусульманских журналистов России Радик Амиров, главный редактор газеты «Информпространство» Евгений Бень, заместитель главного редактора газеты «Информпространство» писатель Леонид Гомберг, профессора РГГУ Владимир Петрухин и Андрей Юрганов, старшие научные сотрудники Ольга Белова и Александр Парнис. Темы выступлений были чрезвычайно многообразны.

Вел программу инициатор форума, критик и публицист Евгений Бень.

 

Александр Огородников

Православие: к свободе через покаяние

XX век стал временем небывалого испытания для религий. Это был век тоталитаризма. И тоталитаризм абсолютно серьезно воспринимал себя как новая вера, расчищая путь среди других религий пропагандой и насилием, демагогией и террором.

Александр Огородников

Если немецкий тоталитаризм хотел поставить на место всех религий стопроцентную арийскую религию и поэтому использовал квазирелигиозную фразеологию, то советские коммунисты поставили своей целью скорую ликвидацию религии как таковой, в любой форме; они начали тотальную войну с самой идеей Бога и самими носителями веры.

В XX веке Россия прошла через очень тяжелые судьбоносные испытания, которые даже не представляли себе в прошлом наши мыслители. Никогда еще в истории христианства и русской православной церкви не было столь серьезных значительных гонений.

В минувшем веке русская православная церковь дала больше мучеников, чем все христианские церкви за все две тысячи лет истории существования христианской цивилизации. Причем большевики обрушили на верующих беспримерную по жестокости атаку, имеющую своей целью уничтожение мира церкви. Они объявили войну самой идее Бога, начали упорно, систематически безумный черный штурм Небес.

30 января 1923 года Луначарский и Троцкий инсценировали заседание политического трибунала, в итоге которого они совершили суд над Господом Богом и приговорили Бога к смертной казни. Причем это был не балаган, это было выражение серьезной программы действий. Вслед за тем Ленин потребовал осуществить расправу над верующими с самой бешенной беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. И неимоверное количество представителей духовенства, верующих было расстреляно, замучено… К 1939 году на свободе осталось только три действующих епископа. Осуществлялась атеистическая пропаганда, жесткая, систематическая, начиная со школьной программы — в школах, институтах, детских садах уничтожалась сама идея Бога.

В 1932 году Сталин подписал декрет об учреждении «безбожной пятилетки», в котором было сказано, что в 1935 году будут закрыты последние церковь, синагога и мечеть, а в 1936-м году даже слово Бог исчезнет из речевого общения людей. Это была жесткая атака, и накал антирелигиозной ярости был настолько силен, что большевики называли себя даже не таким, как им казалось, нейтральным словом, как атеисты, а именно безбожники, подчеркивая свою ненависть к самой идее Бога. Поразительно жесткое слово — безбожник!

Власти удалось изничтожить практически все институты царской России: они уничтожили дворян, духовенство, они уничтожили крестьян, которых называли кулаками, уничтожили офицерство… Казалось, что все институты царской России были ликвидированы, и в этой беспримерной войне на уничтожение выжило то, что никто не считал жизнеспособным, выстояло одно только тихое мужество веры… И вера, которую многие оценивали просто как благочестивую, но не совсем жизнеспособную традицию, в страшных испытаниях оказалась крепче и жизнеспособнее всего остального…

Когда я встретился в зоне с одним из верующих, который сидел в заключении около тридцати лет, я спросил: «Что вам дало силы выдержать столько страшных испытаний?». Он ответил: «Все сгорело в огне страдания, осталась одна любовь». Это очень сильные слова…

74 года тоталитаризма, прожитые нашим народом, конечно, не прошли даром. Поколения и поколения дышали советским воздухом. Для сравнения, вся эпопея нацизма уместилась всего в 12 лет. А когда тоталитаризм так долговечен, его действия сказываются не только на уровне мировоззрения, но и на уровне простейших жизненных инстинктов… Когда коммунистический режим пал, стремительное возрождение веры, происходившее в нашей стране, стало воспроизводить черты, когда-то приведшие христианство к его историческому поражению. То есть, мы возродили кризис, тот кризис, который уже привел однажды к революции 17-го года. Мы сохранили причины, которые привели к этой революции.

И все это произошло потому, что мы не прошли покаяния. В тот уникальный момент, когда история нам дала свободу, когда наше общество могло бы очиститься от скверны тоталитаризма, построить новую страну, новую демократию, нации необходимо было пройти через период нравственного очищения. И с моей точки зрения, именно православные епископы могли дать пример, они должны были покаяться в сотрудничестве с властью и своим исповедальным покаянием показать путь нации к очищению. Но, к сожалению, этого не произошло. Поэтому тоталитарный дух, который возник в церкви, все еще продолжает жить, несмотря на эрозию страха, несмотря на приход в церковь нового поколения, которое несет свои проблемы, свои надежды, свою энергию. И хотя мы видим, что в стране идет возрождение православия, это православие еще не восстановило своей Соборной полноты…

Новые вызовы, которые ставит перед верующими время, прививаются с определенным трудом… Думаю, что одна из проблем, которая стоит перед нашей церковью – это отсутствие общины — живой, действенной общины любви. К сожалению, мы не знаем, кто стоит справа от нас, кто слева в Храме, мы в этом отношении изолированы. В нас нет ощущения солидарности, братства, которые должна рождать в нас вера. Показательно, что до сих пор православные не создали какой-то влиятельной общественно-политической организации, несмотря на довольно большой потенциал.

Не буду дальше погружаться в проблематику, скажу лишь, что для нас очень важно, чтобы в нашей стране расцветали самобытные национальные культуры, чтобы мы взаимно всецело поддерживали наше самодеятельное свободное существование, чтобы мы вместе построили свободное общество и свободную жизнь.


Радик Амиров

Исламские СМИ на информполе России

На первый взгляд может показаться, что Исламу как внутри страны, так и за пределами нашего государства в отечественных СМИ уделяется достаточно внимания. Откройте сегодня любую газету или журнал, включите телевизор или радио — про мусульман говорят и пишут. Однако три четверти, если не больше, всех этих газетных, журнальных и прочих материалов нельзя читать равнодушно, потому что СМИ в погоне за сенсациями выставляют Ислам как религию террора.

Радик Амиров

Последнее тому доказательство — это трагедия в американском штате Вирджиния, где погибли более тридцати человек. Многие российские СМИ успели оперативно «отработать» по запискам студента, учинившего бойню. Якобы он подписывался так: Исмаил Акс. Словом, отечественные СМИ пустили информацию о том, что убийца воспитывался в христианской семье, а потом, став психопатом, принял Ислам и купил пистолеты.

После трагедии в Беслане профессор духовной академии диакон Андрей Кураев дал в «Известиях» материал, после которого правоверных мусульман можно было сажать в тюрьмы без суда и следствия. Кураев сказал, что бойня в Беслане — это ритуал последователей Ислама над христианами. Хотя всем известно, что среди погибших в школе 178 детей были из мусульманских семей. Погибшая учительница-татарка тоже была мусульманкой.

…Перейдем к сегодняшним мусульманским СМИ в России.

По пятницам на российском телеканале выходит пятнадцатиминутная передача «Мусульмане», — дескать, мы тоже представлены на государственном телевизионном канале. Программа об Исламе на РТР — это десятиминутный репортаж о мусульманах всего мира. Однако, разве допустимо разбрасываться даже десятью минутами на государственном канале, повествуя о мусульманах Европы, Америки или Азии, не уделив при этом достаточного времени своей стране? Мне гораздо удобнее и приятнее узнать, чем живут мои единоверцы в Москве и Питере, Урале и Поволжье, Сибири, Дальнем Востоке.

В сравнении с программой «Мусульмане» в регионах качество исполнения на порядок выше. Странным образом, допустим, в небольшой Оренбургской области мусульманские журналисты находят столько тем, что столичные журналисты могли бы позавидовать профессионализму коллег.

Но меня больше всего коробит вот что… В Свердловской области на областном телевидении татарский бизнесмен выкупил за собственные деньги эфирное время для того, чтобы уральские татары, коренной народ России, — мусульмане, относящие себя к традиционным религиям страны, могли хотя бы полчаса в неделю смотреть передачи на родном языке о религии. Однако после того, как программа на татарском языке готова к выходу в эфир, работники редакции переводят ее на русский язык, отвозят текст в администрацию области, кажется, в комитет по печати, чтобы чиновник «местного розлива» определил, нет ли там чего-то такого, что могло бы вызвать подозрения, и дал «добро». Такое же положение дел и в других регионах, даже в тех, где местные органы власти финансируют такие передачи.

На учредительном собрании Союза мусульманских журналистов три года назад известный журналист Рустам Арифджанов о состоянии нынешних исламских изданий сказал очень точно: «У меня такое ощущение, что газеты, которые выходят в свет в Духовных управлениях мусульман по всей России, копируют друг друга…»

…Часто в редакции знать не знают, что делать с газетой. Раздавать?! Продавать?! Или пусть лежат на складе до лучших времен?! Газета и журнал, какими бы они ни были, — это продукт, который необходимо реализовать. Если стопка газет пылиться в шкафу, если до нее нет никакого дела, значит, работа просто загублена…

Процесс подготовки печатных изданий зависит не только от редактора, журналиста или верстальщика. Если где-то произошел разрыв, то дело, считайте, дальше не пойдет. Лет пятнадцать назад на факультете журналистики открылось отделение православной журналистики. И я завидовал ребятам, которые там учились белой завистью. Прошло 15 лет, наверное, — отделение православной журналистики существует и поныне, но отделение мусульманской журналистики нет не только в МГУ, но и в региональных вузах, нет даже в медресе при мечетях.

И, конечно, главная причина отсутствия на рынке качественных изданий на мусульманскую тему — это отсутствие финансирования подобных проектов.

Примерно год назад стартовал Интернет-ресурс Ассоциации мусульманских журналистов Муслим-пресс.ру, которую редактирует и возглавляет ваш покорный слуга.

Этот ресурс объективно отражает действительную мусульманскую жизнь России. Мы не стремимся показать, что один муфтий лучше другого. Мы говорим все, как есть.

Мы даем трибуну представителям других конфессий. Например, довольно неплохо был принят материал об исследовании исламской жизни известным религиоведом Романом Силантьевым. Его книга вызвала скандал в ряде муфтиятов. Тем не менее мы предоставили свой ресурс автору, потому что считаем, что нельзя говорить о предмете только с одной стороны. Мы почувствовали холодок со стороны некоторых наших «собратьев», если их так можно назвать, когда провели опрос по поводу проведения в Иране так называемой конференции по Холокосту. Кстати, ни один религиозный исламский деятель нашей страны не поддержал идею иранцев об отрицании трагедии еврейского народа.

Профессиональное, а, значит, объективное освещение рано или поздно все ставит на свои места…


р. Довид Карпов

Еврейский календарь и события российской истории

При всем моем уважении к Высоцкому стоял вовсе не «весенний месяц март». По крайней мере, если речь идет о границах Российской империи. На еврейском календаре значилась самая трагическая дата нашей истории — 9 Ава (в тот год — вторая половина июля), день траура и скорби, когда были разрушены оба Храма. По роковому стечению обстоятельств именно в этот памятный день непобедимая, как тогда казалось, армия Наполеона перешла границу с Россией. С этого момента и началась Отечественная война 1812 года, которая принесла много горя всем жителям великой Российской империи, включая еврейское население.

I
«А в это время Бонапарт переходил границу…»

О чем не пишут в учебниках истории

К светлой дате 19, 20 Кислев — празднику Освобождения Алтер Ребе* из казематов Петропавловской крепости в 1798 году

 

Раввин Довид Карпов

И на этот раз, впрочем, как и всегда, евреи не могли оставаться безучастными к судьбе страны своего проживания — России, и к великим испытаниям, выпавшим на долю русского народа, среди которого, волею Творца, им выпало жить. Алтер Ребе недвусмысленно выразил свое отношение к нашествию Наполеона. «Победа Наполеона в русской кампании даст евреям материальное благополучие. Но … ослабит веру и посеет сомнения в еврейских сердцах. Если же победа будет на стороне России, это поднимет еврейский дух и укрепит нашу веру и преданность Традиции. С другой стороны, в то же время, война, даже победная, обескровит российское еврейство». Таков был сложный духовный выбор, который предстояло сделать Алтер Ребе. И духовный лидер поколения принял трудное для себя решение. Во все общины были разосланы письма, в которых великий праведник обращался к хасидам и просто ко всем евреям с призывом оказывать всяческое содействие русским войскам в их борьбе против оккупантов. Свое послание он закончил словами: «Да не дрогнут ваши сердца, и не обращайте внимание на временные успехи наших врагов, ибо окончательная победа будет за русским царем». Так, в самом начале войны, Алтер Ребе с уверенностью предсказал ее будущий исход.

Он подтвердил свое предвидение в еврейский праздник Рош-га-Шана, когда определяется на небесах судьба каждого человека и всего мира. В том году еврейский Новый год выпал на 7 и 8 сентября. В то самое время, когда звучал новогодний Шофар, где-то далеко под местечком Бородино шло кровопролитное сражение, в котором во многом решалась судьба всей русской кампании.

На исходе Субботы (глава «Вайеце»), 10 Кислева (14 ноября 1812 года), будучи в селе Змеевка Тамбовской губернии Алтер Ребе объявил, что на этой неделе окончательно решится судьба всей кампании Наполеона. А спустя несколько дней — 15 Кислева, вечером, Алтер Ребе велел сделать «лехаим» — поднять заздравный тост. Как известно, 14-16 ноября состоялось знаменитое сражение при Березине, в котором войска Наполеона были окончательно разгромлены, после чего началось бесславное бегство французской армии.

С чисто талмудической иронией писал Алтер Ребе в письме к своему хасиду рабби Мойше Майзелишу: «Так мы учим у наших Мудрецов (благословенной памяти): «Принято оставлять глиняный кувшин и шкуру забитой скотины хозяину дома (в качестве компенсации), который принял к себе на постой» (Талмуд, трактат «Йома», 12а)». Да, действительно, на этот раз русские оказались для французов не слишком «гостеприимными» хозяевами. Все награбленное имущество и почти всю свою армию пришлось оставить Наполеону в России. Едва удалось спасти шкуру…

II
Горячий Пурим** 1953-го

Всевышний не вводит в заблуждения свои создания

 

Эта история началась во второй половине месяца Тевет, в 5713 году по еврейскому календарю (середина января, 1953 года). 21 Тевета (8 января) увидела свет статья предыдущего Ребе, рабби Йосефа Ицхака Шнеерсона***: «Всевышний не вводит в заблуждения свои создания», изданная по указанию Ребе****. (Впрочем, более доступный и максимально приближенный к оригиналу перевод названия на современный лад звучал бы так: «Б-г — не фраер, Он не кинет»). Центральным моментом статьи было обсуждение положения евреев в Изгнании. В этой статье Ребе, в частности, писал: «У нас заведомо всегда имеется достаточно духовных сил, чтобы преодолеть все трудности, ибо из Его уст не может исходить ничего дурного».

Судьбы всех евреев удивительным и непредсказуемым образом переплетены. Спустя пять дней после выхода статьи в Америке, в Бруклине, 13 января 1953 года в Советском Союзе начало раскручиваться печально известное «дело врачей». Ни у кого тогда не возникало сомнения, что речь шла именно о врачах-евреях. Напряжение в Москве росло с каждым днем, ожидались погромы, массовые аресты и ссылки среди еврейского населения.

А в это же самое время в доме № 770 или «севен-севенти» — легендарной резиденции Любавичского Ребе в Нью-Йорке, во время пуримного застолья (28 февраля), Ребе, как обычно, вел беседу со своими хасидами. Неожиданно лицо его стало очень серьезным, он прервал беседу и погрузился в свои мысли. Однако спустя некоторое время лицо его снова просветлело, и Ребе вдруг начал рассказывать историю, на первый взгляд не связанную с происходящим, но зато связанную с судьбами российского еврейства. Вот она:

«Когда в России свергли царя, были проведены первые выборы в Учредительное собрание. Тогда от Ребе (в то время это был 5-ый Любавичский Ребе – рабби РАШАБ) пришло указание всем хасидам принять участие в этих самых выборах. Один хасид, человек простой и малообразованный, воспринял указание Ребе как святой наказ. Поэтому он сначала совершил ритуальное окунание в специальном бассейне «микве», потом препоясался молитвенным поясом «гартлом», и так пошел на выборы. Конечно, он понятия не имел, как и за кого следует голосовать. Но по счастью он встретил там других хасидов, и те подсказали ему, что нужно делать. После выборов все вокруг стали громко кричать «Ура!», выражая этим свой восторг и одобрение по поводу первых демократических и конституционных изменений в стране. Наш хасид понял все по-своему. Он решил, что этот возглас «ура» означает: «у-ра» т.е. «он злодей». Кто именно злодей для него было очевидно — конечно же, это относилось к свергнутому царю, известному своими юдофобскими взглядами».

Тут Ребе сделал паузу, и в многозначительно подытожил: «И тогда этот хасид тоже во весь голос закричал: «У-ра!», «У-ра!», но только на свой лад»! Все присутствующие немедленно поняли, что хотел этим сказать Ребе, и громогласное «Ура», впервые за все время существования Синагоги, потрясло стены «770». Так хасиды отметили тогда Пурим. Произошло это на исходе 28 февраля 1953 года.

После этого Ребе начал излагать свою статью, которая начиналась цитатой из Свитка Эстер: «Поэтому называют эти дни Пурим, в память о жребии - “пур”...».

Спустя еще три дня пришли вести из далекой России. В тот самый вечер, когда хасиды дружно кричали «Ура!» в Синагоге на «770», на другой половине земного шара, в Москве со Сталиным случился удар, от которого ему так и не суждено было оправиться. Произошло это на исходе 28 февраля.

А через четыре дня после этих событий, 18 Адара или 5 марта, пришло неожиданное известие из далекой России, в котором официально сообщалось о смерти Сталина. Но мы то с вами сегодня знаем, что удар хватил Сталина как раз в тот самый вечер, в ночь с 28 февраля на 1 марта, когда раскатистое, хасидское «у-ра» звучало под сводами «770». Когда это было объявлено, Ребе велел издать еще одну статью своего тестя и предшественника. На этот раз статья начиналась словами: «А вы, которые прилепились к Всевышнему, Б-гу вашему, живы вы все сегодня». Живы и поныне…

Так прошел Пурим - 5713 (1953)...

 

* Шнеур Залман из Ляд (1745-1813), раввин, основатель направления хасидизма Хабад

 

** Еврейский праздник, согласно библейской книге Эсфири (Свиток Эстер) учрежденный в память о чудесном избавлении от гибели евреев Персии

 

*** И.И.Шнеерсон (1880-1950), раввин, шестой руководитель Любавичских хасидов

 

**** М.М.Шнеерсон (1902-1994), раввин, седьмой руководитель Любавичских хасидов

 

Фото Ирины Резвовой