ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2007

Владимир Енишерлов

Старину надо беречь

«Ровно двадцать лет назад редакция «Нашего наследия» обосновалась в изящном двухэтажном особняке в 1-м Неопалимовском переулке…»

Мы продолжаем публикацию ЗАПИСОК О КУЛЬТУРЕ главного редактора журнала «Наше наследие» Владимира Енишерлова, начатую в прошлом номере (№1, 2008) газеты.

В небольшом салоне нашего старинного особняка вот уже 17 лет через каждые 3-4 недели, а иногда и чаще, проходят выставки современных художников, коллекционеров, реставраторов, фотографов. И было их уже около трехсот. У нас выставляются академики и актуалисты, мастера со всемирно известными именами и коллекционеры, собирающие шедевры мирового искусства. Эти выставки очень популярны, мы регулярно публикуем работы, показанные на них, издаем каталоги и альбомы, календари, когда находим у какого-то доброхота на это деньги… За эти годы журналу удалось собрать хорошую коллекцию произведений современных художников, и в феврале 2008 года мы покажем лучшее из нашего собрания на специальной экспозиции…

Мемориальный дом редакции «Наше наследие»
в 1-м Неопалимовском переулке

Мы и до сих пор арендуем здание у департамента охраны памятников Москвы. К сожалению, цена аренды все время растет, и даже то, что этот дом стал настоящим, популярным московским культурным центром, что здесь не делают деньги из воздуха, а спасают культурное наследие, в том числе, и древней столицы, не остановили московские власти, ничтоже сумняшеся отменившей нам в 2007 году все льготы по аренде, полагающиеся учреждениям культуры. Поистине чиновники в Москве неудержимы в погоне за деньгами и готовы пожертвовать в этой смертельной гонке всем, кроме своих корыстных интересов.

А ведь именно «Наше наследие» спасло этот особняк в 1-м Неопалимовском переулке. Исследовав его историю, мы установили, что дом этот был известен в культурной жизни столицы. Здесь жил известный архитектор П.Д. Дельсаль, второй архитектор при строительстве храма Христа Спасителя, здесь устраивались музыкальные и литературные вечера, собирались видные деятели московской культуры и представители Хамовнического благочиния. Кстати, именно в изящном, прекрасно сохранившемся музыкальном салоне и проходят сейчас наши ежемесячные художественные выставки. Теперь, после всех наших разысканий и публикаций, наш дом считается памятником истории и культуры и находится под охраной государства.

Находившуюся у стен особняка помойку мы превратили в зеленый московский дворик, высадив там около сотни видов деревьев, кустов, цветов и трав, характерных для Москвы XIX- начала XX века. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина мы установили в нашем саду удивительный памятник А.С.Пушкину, выполненный скульптором Л. Гадаевым. Это необычное изображение поэта, на мой взгляд, один из лучших ему памятников, стало московской достопримечательностью. В саду стоит также небольшой скульптурный портрет А.Блока, а вскоре Л. Гадаев установит здесь своего бронзового И.Мандельштама. Словом, мы делаем все, чтобы дом нашей редакции олицетворял в столице то, как надо относиться к культурному наследию, а не только писать и вздыхать о нем.

* * *

Конечно, в Москве, как и во многих мировых столицах, немало проблем с сохранением архитектурного наследия. Делается здесь не мало, но нужно бережнее относиться к памятникам, не заменять реставрацию реконструкцией по прихоти инвесторов. Нельзя отдавать древнюю столицу на откуп таким деятелям, как Зураб Церетели, уничтожившим своими творениями лучшие места и виды города.

Кстати, несколько лет назад, беря интервью у Ю.М.Лужкова, я удивился, что чудесная пойма Москвы-реки неподалеку от Крылатского отдана тому же З.К.Церетели для постройки некоего русского варианта Дисней-ленда. Тем самым уничтожалась чудесная природа, заливные луга, где москвичи могли знакомиться с подмосковными травами, цветами, как-то погружаться в сельскую жизнь. А уж если и нужен был Дисней-ленд, то ему можно было бы найти и другое место за МКАД. Тогда Лужков промолчал, а теперь объявлено, что эта земля отобрана у Церетели, и там будет построено поле для гольфа с соответствующей инфраструктурой. И это уже кое-что. Гольф — самый экологически чистый вид спорта. И настоящее поле для гольфа — это не только идеальный газон, но и деревья, водоем и т.п. Конечно, этот благой пример разумного государственного решения мэра не явился результатом нашей давней беседы, а вызван иными соображениями, но природа прекрасного места в пойме Москвы-реки у Крылатского будет сохранена, хотя и несколько видоизменена, и это радует.

Вообще в Москве с памятниками истории и культуры, с архитектурным наследием проблем много. Ужасно, когда под диктатом инвесторов (т.е. денег в почти неизмеримых количествах) уничтожаются памятники, как, например, Военторг, или достраиваются и приспосабливаются, как многострадальное Царицыно, превращенное в нравящийся окрестным жителям (надеюсь не всем) новодел, невозможный для древней столицы цивилизованного государства. Я думаю, что все это издержки времени и недостатка культуры. Но в Москве делается и не мало хорошего, и есть достижения, за которые потомки долго будут добром вспоминать нынешнего мэра и его команду. Наконец-то отреставрировали дом Пашкова, прекраснейшее здание в Москве, находящееся напротив Боровицких ворот Кремля. Вскоре туда въедет рукописный отдел Государственной библиотеки, уже сейчас там проводятся интересные выставки; словом, дом, с балкона которого прощались с Москвой булгаковские герои, ожил и вновь стал прекраснейшим бриллиантом в ожерелье московских памятников.

Сейчас меня очень беспокоит судьба сердца дворянской Москвы — арбатских и пречистенских переулков. Они застраиваются совершенно невозможными огромными зданиями, в сравнении с которыми обычные доходные дома первого десятилетия ХХ века кажутся шедеврами архитектуры. Прекрасно, что наконец-то стало реставрироваться здание памятника архитектуры — церкви Успения на Могильцах, находящееся в пяти минутах ходьбы от резиденции Патриарха Всея Руси, и пребывавшее в мерзости и запустении многие десятилетия. Но то, что произошло только что в двух шагах от этого храма на углу Чистого и Большого Левшинского переулков, поражает своей варварской жестокостью по отношению к оставшейся старой Москве и каким-то глухим бескультурьем. Здесь у стоящего в глубине палисадника, выходящего в Чистый переулок, двухэтажного особняка, занятого консульством Австрии, сооружен какой-то модуль-накопитель, видимо, для томящихся в очереди за визами россиян. Я не знаю, какой болван в московских властях или районной управе дал разрешения на это варварство, но ведь австрийцы — культурный европейский народ, и их представители должны бы понимать, что в самом центре старой Москвы, рядом с особняком семьи Танеевых, местом, где жил М.Булгаков, усадьбой Афросимовой, ставшей прообразом героинь «Горя от ума» и «Войны и мира», нельзя сооружать подобные стеклянно-металлические загоны. Я бы хотел посмотреть на этих умельцев-строителей, если бы они в самом центре своей прекрасной Вены посмели соорудить что-то подобное, даже при том, что какой-то муниципальный венский чиновник, сойдя с ума, разрешил совершить это кощунство по отношению к своей столице. Мне кажется, что легко можно было бы демонтировать эти сооружения, продемонстрировав Москве и москвичам, что культурная европейская страна, в данном случае Австрия, уважает историю столицы России. Москва и так много натерпелась от любителей ломать и строить в историческом центре, и всякого рода технические постройки иностранных консульств и посольств можно было бы возводить не на древних московских камнях.

А. С. Пушкин.
Скульптор Лазарь Гадаев

Меня очень порадовало, что правительство Москвы решило в связи с исполняющимся в 2009 году 200-летием со дня рождения Н.В.Гоголя передать библиотеке, носящей имя писателя, еще одно сохранившееся здание усадьбы на Никитском бульваре, где он умер. Таким образом, создается настоящий гоголевский культурно-музейный центр и осуществляется давняя мысль Д.С.Лихачева, еще в самом начале 80-х годов прошлого века добивавшегося у властей именно такого решения. Поразительно, но до сего времени в России нет музея Н.В.Гоголя. Я знаю, что в деле создания гоголевского музея в Москве большую роль играет литературовед И.П.Золотусский, бывший и в далекие 80-е первым, кто поднял эту проблему и подвиг академика Лихачева на участие в борьбе за гоголевские места в Москве.

Среди серьезных дел, которые совершались в столице в последние годы, конечно, и уничтожение уродливой гостиницы «Россия», убивавшей панораму Кремля и Красной площади, передача великолепного архитектурного памятника на Зубовском бульваре — Провиантских складов музею истории Москвы. За то, чтобы отобрать у Министерства обороны Провиантские склады мы боролись и в 70-е годы, публикуя статьи в «Огоньке», и в перестройку в Советском Фонде культуры, и, наконец, это разумное для сохранения нашего культурного наследия дело свершилось. И это не может не вызывать чувства удовлетворения. Все-таки в нашей стране постепенно разум берет верх, к голосу общественности иногда прислушиваются.

Некогда Д.С.Лихачев написал о своем родном Петербурге, что он по дурному отношению к памятникам истории и культуры «трусит» вслед за Москвой. Увы, этот «бег трусцой» кажется, превращается в настоящий галоп. Это касается и строительства никому не нужных, уродующих силуэт города небоскребов, например бредовая идея возведение монстра Газпрома на Охте, и сооружение катка на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. В прошлом году какому-то властному чиновнику пришла в голову кошмарная идея – устроить каток для массового катания на Красной площади. И ведь устроили же, видимо, спутав Красную площадь с Рокфеллеровским центром в Нью-Йорке. Что в Москве кататься на коньках негде? Теперь перед некрополем, где, между прочим, покоятся не только Ленин и Сталин, но и Гагарин, и Королев и маршал Жуков гремит музыка, блистает иллюминация и под руководством наших замечательных тренеров, например, Татьяны Тарасовой, детишки осваивают азы скольжения. Но какой нравственный и эстетический урон они при этом получают? А вам бы понравилось, если бы перед вашими родными могилами вместо долженствующей тишины и скорби резвились под гром музыки недоросли разного возраста и пола?

Так вот вслед за Москвой, оказалось необходимо, конечно залить каток и на Дворцовой, под окнами у Зимнего дворца. Власти города на Неве забывают о традициях, культуре, образе своего города. Истинные, коренные петербуржцы никогда не допустили бы это ледовое кощунство в центре невской столицы. Каким-то дурным провинциализмом веет от всех этих новаций, не совместимых с XXI веком и его мировыми культурными тенденциями. А уж если так хотели петербургские начальники покататься на коньках, то могли бы организовать катание на реках и каналах Петербурга. Это было бы очень в традициях основателя города и его любимой Голландии.

И вот самое последнее обнадеживающее известие — под натиском выступлений архитекторов, художников, жителей Санкт-Петербурга там отказались от строительства высотного монстра Газпрома на Охте, грозившего уничтожить знаменитую петербургскую горизонталь — «небесную линию города на Неве». «Наше наследие» тоже выступило против этого кощунственного замысла и, наверное, толика наших усилий есть в его своевременной и разумной отмене, если оно действительно состоится. Во что верится с трудом.