ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2007
Зимний день на Ордынке
Художник Борис Карафелов

Дина Рубина

Чувство жизни

Роман Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» (М., Эксмо, 2006) недавно был удостоен премии на российском конкурсе «Большая книга». В текущем литературном процессе сочинение это из ряда вон выходящее, заслуживающее, без всякого сомнения, особенного разговора. Естественным образом роман продолжил процесс развитие писательского стиля Рубиной и, вместе с тем, стал новым, совершенно неожиданным шагом на ее творческом пути. Как и прежде, читатель встретил здесь традиционное для сюжетов писателя переплетение женских судеб: «сводные сестры», заочные соперницы, автор и ее alter ego — мало знакомые в общем-то люди — идут по жизни параллельными курсами, пересекаясь порой в совершенно неожиданных точках — и непредсказуемый финал с далеко идущими последствиями где-то почти за пределами сюжета...

Фабула романа построена на обочине криминальной истории, где-то подслушанной или вычитанной, но точно взятой не с потолка, находящейся, кажется, в центре какого-то иного повествования — грандиозного действа, возможно, никогда реально и не происходившего, а существовавшего только в виде фольклора советской поры.

В книге сотни персонажей, и все они, иногда появившись на миг в каком-то эпизоде и исчезнув навсегда, оставляют неизгладимый след в вашей памяти. Это редкий дар — подмечать, порой краем глаза, и рассказывать в нескольких словах, да так, чтобы смысл эпизода запечатлевался на обширном полотне времени и места.

 

Дина Рубина.
Фото 2001 года

— Наконец-то вы, «фигурант» многих лонг- и шорт-листов, получили в России престижную награду. Причем читатели присудили вам вторую, а не третью премию — «официальную». По моему мнению, это более справедливо, учитывая, что роман вашей главной соперницы активно «раскручивался». Вы как-то пытались это объяснить для себя: почему, несмотря на очевидную любовь и признание читателей, литературные премии в России долгие годы проходили мимо вас и доставались совсем другим писателям, куда менее почитаемым публикой? Может , от того, что вы с 1990 года живете в Иерусалиме?

— Знаете, я ведь человек самодостаточный и вполне насыщенный известностью и популярностью, — в силу обстоятельств биографии. Начала публиковаться очень рано и в очень тиражном журнале. Все моряки военно-морского флота листали журнал «Юность», многие заключенные советских тюрем прямо из-за решетки делали мне предложение руки и сердца. Я как-то сразу стала лицом известным, а если учесть мое природное чувство юмора и склонность к клоунаде, к гротеску…так и получилось, что мне себя, моих книг а, главное, любви и симпатий читательских было достаточно. Ну, а позже, когда я оказалась русским писателем в нерусском пространстве, я была уже взрослым человеком, все понимающим и опять-таки вполне ироничным. И понимала, что из-за границы люди до премии не дотягиваются обычно. К номинациям и к участию в «коротких списках» относилась хорошо. Ведь именно это некий «знак качества»…Точно так же была довольна, когда мой роман попал в «золотую» дюжину. И вдруг — ах, какой пассаж. Еще и премия. Приятно… Ну вот. А что касается «раскрутки» — это очень хорошо, это свидетельствует о хорошей работе издательства, о профессионализме сотрудников отдела рекламы. Не могу пожаловаться, что ко мне в ЭКСМО относятся хуже. Мною, моими книгами тоже много занимаются. Все бы издательства так.

Цыганка

— Без сомнения, роман «На солнечной стороне улицы» получил особенное признание читателей. А что значит этот роман для вас? Ведь он охватывает значительный период детства героини, и именно из детства тянутся в будущее основные нити сюжета. А с годами, как известно, детские воспоминания становятся все более живыми, яркими, да, пожалуй, и актуальными… Есть ощущение, что к этой книге и у вас какое-то особенное отношение. Это так?

— Для меня этот роман — «ныне отпущаеши»…Это роман-расставание. Много лет я жила с постоянными мыслями о людях моей юности, моего детства, персонажи громоздились беспорядочным грузом, как в заваленной чемоданами и ящиками подсобке. Я наконец разобрала этот завал. Разборки со своим подсознанием — обычная творческая рутина любого писателя. У каждого писателя обязательно есть роман о городе (деревне, пригороде и т.п.) своего детства. Это — что касается темы. Что касается исполнения. То есть, результата работы, то — да, я удовлетворена. Это новая для меня форма, новая структура крупной вещи, когда герой виден одновременно во всех временах и с разных точек зрения, знаете, как одновременно оба глаза на профильном портрете авангардиста.

— Читателей всегда волнует, каково соотношение правды и вымысла в романе. Есть ли у героев реальные прототипы? Тождественны ли друг другу автор и героиня? Подчас все эти «наивные» вопросы отнюдь не праздны. Ведь в вашей жизни чисто литературоведческая проблема «автор — герой» иногда выливалась в отнюдь не умозрительные судебные иски…

— О да, да. Все это замечательно для творческой биографии. Судебный иск, разборки, иногда мордобой, – это свидетельствует о литературной качественности фантомов. Значит, фантом оказался настолько живым, - как пражский Голем, который охранял ворота гетто, - что посторонние его очень боятся. Если же отвечать серьезно – ни одни аптекарские весы на свете не покажут вам точного соотношения в тексте правды и вымысла. Вымысел беспределен; он проникает в каждую пору так называемой «правды», которой вообще-то не существует, вернее, которая существует в бесчисленном множестве вариантов, и лепит истинную правду – художественную.

— Ваш муж, замечательный художник Борис Карафелов, часто оформляет ваши книги. Достаточно вспомнить сборники «Холодная весна в Провансе» и «Цыганка». Почему же книгу «На солнечной стороне улицы» оформлял другой художник? Вообще, как вы работаете с Борисом Карафеловым и другими художниками?

В ресторане Иерусалима

— Дело в том, что текст диктует колорит и стиль будущей книги. Борис не оформляет мои книги, а просто дает использовать свои работы, хотя иногда — как в сборнике «Цыганка» пишет специально какую-нибудь акварель. На тот момент, когда выходил роман, у него не нашлось такой по настроению вещи, а издательство торопилось скорее выпустить книгу, — отдав обложку Антону Ходаковскому, который, на мой взгляд, отлично справился с задачей. А вот сейчас будет перепечатка романа уже с картинкой Бориса. Посмотрим. Как работаю с художниками? Ну, с художниками я всегда дружу. Это рабочие искренние люди, далекие от подсиживаний и дрязг (в большинстве своем). Очень корпоративны. Я их люблю. С «чужими» художниками всегда предупредительна и мягка. Из «своего» личного предварительно вытрясаю душу. Таким путем.

— Недавно вышел новый сборник рассказов и повестей «Цыганка», в котором вы пишите об истории своей семьи часто через призму детских воспоминаний героини. Но ведь это одна из основных тем романа «На солнечной стороне улицы»! Вообще к своим корням вы возвращались не раз. Чем вызван ваш настойчивый интерес к этой теме?

— Так мы же с чего-то начинаемся. Сердцевина наша, то, что составляет квинтэссенцию личности, она произрастает из детства, из семьи, из непосредственного «чувства жизни»…Это самое интересное, что в человеке есть. Остальное — изделия головного производства.

— Традиционный вопрос о ваших планах… За последние месяцы в своих интервью и беседах с читателями вы не раз обмолвились о своей новой книге, над которой работаете без устали. Может, приоткроете секрет?..

— Да, сейчас пишу, не поднимаясь. Это будет новый, очень острый, стремительный по действию, неожиданный по теме (цирк, зеркала, фокусы, телепатия) — любовный роман. Вернее, роман о любви. Но поскольку я не могу не вздернуть героя (героиню) на дыбу, то это еще и роман о борьбе человека с самим собой.

Живопись
Бориса Карафелова
Беседу вел
Л. ЧУДНОВСКИЙ