ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
|||||||||||||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 2 (103) 2008г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ПОЗИЦИЯ | ВСТРЕЧА | САМОДЕРЖЦЫ | КУМИРЫ |
МАСТЕР | ПУТЬ | ФЛОРА | БЫЛОЕ | ВОСПОМИНАНИЯ | НЕКРОПОЛЬ | СЛОВО |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2007 |
В Москве завершилась 9 Международная ярмарка интеллектуальной литературы (non/fictioN9) — одно из главных книжных событий минувшего года в стране, перекрывшее все прошлые рекорды — как по представительности, так и по масштабности многодневного действа. Шутка сказать, в этом году ярмарка заняла громадное помещение Центрального дома художников на Крымском валу целиком. Среди двух десятков специальных проектов значительной популярностью пользовались выставка «Астрид Линдгрен — 100 лет», экспозиция памяти Дмитрия Александровича Пригова, Книжная антикварная ярмарка и другие. И, конечно, детская площадка «Открытый мир». Ведь главной темой ярмарки стала детская литература. Среди гостей — Василий Аксенов, Григорий Остер, француз Жан-Клод Мурлева, израильтянин Давид Гроссман и даже Винниту нашего детства — актер Гойко Митич, многие другие российские и зарубежные литераторы. Вообще в работе Non/fictioN9 участвовали издатели и писатели из 20 стран мира.
Обо всем этом не без гордости говорили журналистам на пресс-конференции организаторы ярмарки, представлявшие уважаемые организации и ведущие издательства страны.
Но хотелось бы все же сказать пару слов не о том, чем стала сегодня ярмарка non/fiction, а о том, чем она не стала, точнее, перестала быть…
Ведь первые non/fiction, которые проходили еще в 90-е годы, носили особенный привкус «иной» литературы, особого неформального общения, насыщенной интеллектуальной среды, которых в повседневной жизни не встретишь, и даже ощущения чего-то такого запретного, оставшегося от предыдущей эпохи, когда имена Зиновьева и Беленкова пьянили, не меньше знаменитых коктейлей Венички Ерофеева. Естественный ход событий, предполагающий неуклонную коммерциализацию интеллектуального пространства, сыграл с нами коварную шутку: тусовка единомышленников превратилась в огромный книжный супермаркет, вольготно раскинувшийся посреди Москвы. Так non/fiction стал ярмаркой, что, собственно, нашло отражение и в названии этого масштабного действа. Интеллектуальная литература, в том виде, в каком этот феномен понимают сегодня заинтересованные лица, приобрела все атрибуты коммерческого успеха.
И я с удивлением обнаружил, что не только мои коллеги-журналисты, но даже и некоторые издатели и писатели не до конца отдают себе отчет в том, что же такое non/fiction. На самом деле, это отнюдь не просто «высокоумные книги», как думают некоторые. Литература non/fiction — это все, что не относится к художественной литературе, с одной стороны, и к научной, с другой, — что невозможно однозначно фиксировать с точки зрения жанровой принадлежности. Еще совсем недавно невозможно было вообразить, что такие книги в своей массе могут иметь коммерческий успех, что под «интеллектуальщину» начнут «косить» желающие сорвать большой куш. При такой ситуации из ассортимента оказались вытесненными многие интересные научно-популярные издания. Битых два часа я бродил по стендам различных издательств, пытаясь найти хоть что-то серьезное по альтернативной истории, и почти ничего, кроме все тех же анекдотических творений А. Фоменко и Г. Носовского, мне обнаружить так и не удалось. Зато я увидел немало нормальной коммерческой беллетристики: романов, повестей, поэтических сборников, а также различных календарей, гороскопов, «сонников», низкопробной мистики, что язык как-то не поворачивается назвать литературой.
Коммерциализация сделала книги non/fiction ходким товаром, походя изменив сущность самой идеи: бескорыстные писания чудаковатых интеллектуалов превратились в перспективные проекты. Конечно, ярмарка в ЦДХ в этом не виновата. Она лишь отражает тенденции, которые сегодня преобладают в книготорговле и в книгоиздании.