ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

 


Владимир Петрухин



Хазарские парадоксы и культурное наследие Восточной Европы

Для читающей аудитории не секрет, что 200 лет, которые были отпущены А.И. Солженицыным на совместную историю евреев и россиян, — это лишь последний, хотя и самый насыщенный документально период «соседства» (в том числе, в черте оседлости).

Предшествующие периоды, однако, не столь известны и удобны для беллетристики — резня эпохи восстания Хмельницкого в XVII веке (каковую советская историография пыталась представить исключительно в виде национально-освободительной борьбы народных масс), борьба с «жидовствующими» (каковую тоже можно было изобразить только в качестве «антифеодальной») в эпоху становления Российского централизованного государства на рубеже XV и XVI веков.

Что уж говорить о хазарах, о которых только и знали из школьной программы (пушкинской «Песни о Вещем Олеге»), что они «неразумные», и им сбирается отмстить за буйный набег Вещий Олег в самом начале русской истории, в XIX веке. Пушкин позаимствовал известие о конфликте Олега с хазарами у Карамзина, драматизировав сюжет: Карамзин, читавший древнейшую русскую летопись, полагал, что хазарский правитель, пребывая в «восточной неге», просто проспал вторжение варяжской руси с севера в Киев, плативший дань хазарам. Последующий акт русско-хазарской истории не привлек специального внимания Карамзина: в эпоху крещения Руси к князю Владимиру являются «хазарские иудеи», пытающиеся склонить его к своей вере. Карамзин пересказал летописный сюжет о посольстве иудеев живших в Хазарии, но не знал о том, что это были не вполне евреи…

Уже в послекарамзинской науке XIX века стали известны документы т.н. еврейско-хазарской переписки и свидетельства арабских авторов о том, что верхушка степного народа — хазар — приняла иудаизм. Эти известия вызывали у ученого сообщества недоверие, такое же, какое вызвали первые слухи о еврейском государстве на краю ойкумены — к северу от Кавказских гор — у влиятельного чиновника при дворе арабского халифа середины X века Хасдая Ибн Шапрута, еврейского книжника: Хасдай думал о том, что рассказы эти — очередные романтические легенды о десяти потерянных коленах. Лишь когда он получил письмо от правителя хазар по имени Иосиф с рассказом о том, как его тюркские предки — потомки Тогармы из колена Иафета, но не Сима (значит, хазары - яфетиды, а не семиты), приняли иудейскую веру. Даже после критического исследования документов еврейско-хазарской переписки (изданной знаменитым российским семитологом П.К. Коковцовым в 1932 году, но с тех пор не переиздававшейся) скепсис в отношении реальности этого действительно уникального события раннесредневековой истории не прекратился: современные исследователи понимали логику древнерусского князя Владимира, отвергшего иудаизм. Ведь евреи признавали, что Господь за грехи «рассеял их по странам», такая религия не подходила для строительства сильного государства.

Не вызывал доверия и сам акт принятия иудаизма в описании Иосифа — он напоминал исторический анекдот о проделках хитрецов. Хазары оказались в VIII веке меж двух огней — враждовавших великих держав: арабского Халифата, распространявшего ислам, и христианской Византийской империей. Арабы и греки прислали послов к хазарскому правителю, склоняя его к своей вере (схожая ситуация была на Руси при Владимире). Правитель, носивший еще тюркское языческое имя Булан, притворился поочередно, что готов принять ислам или крещение, но спросил у каждого из соперников, ревнителей своей веры, как они относятся к вере иудеев. И те вынуждены были признать истинной веру пророков и Священное писание. Булан избрал веру иудеев, которую признавали враждующие державы.

Рассказ оставался бы благочестивым историческим анекдотом, если бы не современные открытия археологов. Далеко от Хазарии, на балтийском острове Готланд в 1999 году нашли огромный клад серебра, относящийся к первой трети IX века. Среди 15 тысяч серебряных восточных монет — дирхемов было обнаружено несколько монет со штемпелем, обозначающим, что они чеканены в «земле хазар», а легенда (арабским письмом!) гласила: «Муса расул Алла» — «Моисей посланник Божий». К викингам на Готланд попало серебро, чеканенное в Хазарии, и правитель, от которого зависел чекан, демонстрировал свою принадлежность к Моисееву закону; хитрость заключалась в том, что такая монета не вызывала подозрений ни своим внешним видом, ни содержанием легенды: ведь и для мусульман Моисей был посланником Божьим.

Почему материальное свидетельство иудаизма в Хазарии оказалось так далеко от хазар? Парадоксально, но в самой Хазарии обнаружено мало кладов — дело было не только в том, что кочевники, к каковым относилась большая часть подвластных хазарам степняков, не зарывали кладов – в эту эпоху серебро использовалось для производства украшений, хазарские пояса и сбруя коней были покрыты серебряными бляшками. «Серебряный век» наступил и у викингов: точнее, викингами они называли себя на Балтике, в Восточной Европе на реках они звали себя «гребцами» — русью. Используя пушные богатства лесов и работорговлю, ни выкачивали серебро из стран Халифата, выплачивая десятину — пошлину хазарам, контролировавшим речные пути.

Топор и копья.
Хазарский каганат. VIII — X вв.

Подвластные хазарам племена степи — болгары, аланы и другие — оставались язычниками. Это должна была учитывать иудейская верхушка Хазарии; арабские авторы — любители диковинок пересказывали удивительные истории о священном царе хазар, который считался ответственным за все несчастья, происходившие в его стране. Если жители требовали его казни, царя выдавали на расправу как «жертвенное животное», обычай, несовместимый с иудаизмом, зато понятный подданным, которым внушали, что царь готов пожертвовать ради них жизнью. Дело было не только в этой «пропаганде». Ведь хазарский правитель должен был принять иудейскую веру, стать потомком Авраама; но ведь царь Иосиф не скрывал от своего корреспондента Хасдая, что он принадлежит не к потомкам Авраама, а к яфетидам — Тогарме. Легитимным для подданных-язычников его правление оставалось только в том случае, если он восходил к аристократическому роду тюркских каганов Ашина, а не к потомкам Авраама.

Едва ли мы можем рассчитывать на открытие новых письменных источников по хазарам: корпус раннесредневековых памятников ограничен. Зато практически неограниченны возможности материальных — археологических источников. Немало было сделано классиками хазарской археологии, М.И. Артамоновым, С.А. Плетневой, В.К. Михеевым, М.Г. Магомедовым, но картина далека от определенности и в отношении археологических памятников. Даже знаменитый Саркел, образцово раскопанный Артамоновым на рубеже 1940-х и 50-х годов, не был исследован полностью и ныне затоплен Цимлянским морем: теперь уже подводники мечтают об исследовании оставшихся на дне руин.

С 2000 года группа энтузиастов из разных институтов и университетов Москвы, Петербурга, Ростова и Харькова участвует в инициированном Российским Еврейским Конгрессом (прежде всего, при поддержке Е.Я. Сатановского) «Хазарском проекте». Экспедициями Хазарского проекта исследуются центральные памятники Хазарии. Возможно, в дельте Волги южнее Астрахани, на острове Самосделка обнаружена, наконец, его столица Итиль: найдены и артефакты, связанные с распространением ислама и христианства (эти общины жили в Итиле по свидетельствам арабских авторов). Крепость ближайших союзников хазар аланов Горное эхо раскопана в Кисловодске, необходимы ее консервация и превращение в музейный комплекс. Напротив затопленного Саркела, на правом берегу Цимлянского моря ведутся спасательные работы на рушащейся в водоем хазарской белокаменной крепости. Эти работы на гибнущих памятниках бросать нельзя — необходимы новые подходы и методы исследования, привлечение геофизиков и т.п., все это требует новых вложений и средств, каковыми наука в ее современном состоянии не располагает. Нет регулярного финансирования и от РЕКа.

Власть в лице губернских Министерств культуры и местные туристические фирмы, наконец, заинтересовались результатами раскопок и готовы участвовать в исследовании древних городов. Но дальше слов дел не идет. На остатках крепостей — городищах — нет даже знаков, маркирующих охраняемые археологические объекты (такие знаки имеются повсюду в цивилизованных странах) — они открыты для грабительских раскопок. Единственный способ спасти наше общее культурное наследие — продолжать полевые работы.

Наиболее интригующей остается проблема иудейских древностей в Хазарии. В городах Причерноморья, на Тамани, принадлежавшей Хазарии, найдено много античных надгробий с иудейской символикой, но все они использовались при строительстве поздних зданий — ни одного иудейского некрополя до сих пор не обнаружено. Судя по количеству памятников, это была одна из крупнейших общин всего Средиземноморья (сосланные императором Адрианом участники восстания в Палестине?). Экспедиция «Хазарского проекта» на Тамани (станица Вышестеблиевская) работает на месте разрушаемого распашкой иудейского некрополя дохазарского времени — обломки надгробий свидетельствуют, что древнее кладбище где-то рядом…

Успеем ли мы спасти наследие, без которого не поймем наше прошлое?

 


Леонид Гомберг



Библейская сага: история или миф?

Чтобы там ни говорили пуристы и снобы от науки, но в общественном сознании основной вопрос археологических исследований в Израиле, да, в сущности, и во всем Восточном Средиземноморье сводится к вполне обывательской фразе: соответствуют ли результаты исследований тексту Библии? Иными словами, насколько этот текст соотносится с историческими фактами, установленными наукой.

Развалины древнего Иерихона

Вдумайтесь, — перед нами уникальная ситуация: мы имеем редчайшую возможность подтвердить или опровергнуть события, изложенные в древнем тексте, охватывающем несколько тысячелетий развития огромного региона Древнего Востока. Ведь текст, с одной стороны, и археологический артефакт, другой, взаимно подкрепляют уверенность в том, что историческое событие действительно произошло, практически не оставляя место для скепсиса.

Это так. Но в то же время такая ситуация оставляет простор для различного рода превходящих, «ненаучных» выводов и суждений; это особенно опасно, когда связано с политической конъюнктурой. А тем более, сегодня на Ближнем Востоке, где все, что имеет отношение к религии, до предела политизировано.

Прежде, вплоть до начала XIX века, историческую фабулу библейского текста никто всерьез не подвергал сомнению. Среди ученых существовал консенсус, что около 3500 лет назад на Ближнем Востоке сформировался народ — израильтяне, что он находился в египетском рабстве, вернулся в Ханаан, долго отвоевывал территорию у местных племен, создал, наконец, могущественное царство Давида и Соломона, которое потом распалось и было завоевано… И так далее — вплоть до разрушения Второго Храма римским императором Титом Веспасианом.

Однако в XIX веке возникло так называемое критическое направление, поставившее себе задачей, под тем или иным соусом, доказать внеисторический характер библейских текстов, подчеркивая их художественно-мифологическую основу. Один из столпов нового направления Юлиус Вельхаузен (1894-1918) назвал библейское повествование «величественным миражом». Дело дошло до того, что Библию объявили странной компиляцией текстов, сначала будто бы четырех разных авторов, а потом — и гораздо большего их числа.

Серьезные исследования начались только в начале XX века вместе с великими археологическими открытиями на Ближнем Востоке, которые связаны, в первую очередь, с именем выдающегося американского ученого-гуманиста Уильяма Олбрайта (1891-1971), основавшего целое историко-археологическую направление, позиции которого доминировали на протяжении значительного времени. Он, а впоследствии и его ученики проводили раскопки в Палестине примерно с середины 20-х до середины 80-х годов прошлого века. Именно они заложили основы научного изучения библейской истории на широком фундаменте археологических, исторических, лингвистических знаний. За эти годы было сделано немало важных открытий, в основном подтвердивших фабулу библейского текста.

Однако время идет, и в 90-е годы, а потом и в 2000-е, уже в новом веке, была предпринята фундаментальная попытка пересмотра выводов, сделанных У.Олбрайтом и его учениками. Все большее число ученых заявляют, что факты, изложенные в библейских текстах о праотцах, египетском пленении, Исходе, завоевании Ханаана не достоверны, что библейская история в ее «олбрайтовском» виде была выдумана с целью ввести в заблуждение мировое сообщество и умалить некую «палестинскую» версию, якобы берущую начало в древнюю ханаанскую эпоху. И не беда, что о «палестинцах» на Ближнем Востоке заговорили только со времен Ясира Арафата и Шестидневной войны, а об израильтянах — даже если оставить в стороне библейскую фабулу — высечено на знаменитой стеле фараона Менептаха в XII веке до н.э., — все равно, согласно мнению этих ученых, «давнее прошлое отдано на потребу Израилю и Западу». Вот они — плоды той самой политизации научного пространства, о котором мы говорили в начале.

К сожалению, идея переоценки библейской истории нашла своих последователей и среди израильских ученых. Историки из Тель-Авивского университета, так называемые минималисты, во главе с Исраэлем Финкельштейном и Зэевом Герцегом сообщили изумленной публике, что, оказывается, объединенного израильского царства Давида и Соломона в природе никогда не существовало, что это всего лишь «историософская выдумка», не подтвержденная «никакими доказательствами». Что же касается Иерусалима времен царя Давида, то это, мол, «всего лишь жалкая деревушка».

А что же выводы У.Олбрайта и его американских и израильских учеников? А ничего. Просто «новые археологи» пересмотрели прежнюю хронологическую схему, и оказалось, что массивные сооружения и внушительные артефакты времен израильских царей переместились по исторической шкале на столетие вперед. Конечно, выводы тель-авивских профессоров были подвергнуты критике серьезными учеными в серьезных научных журналах, но, как известно, специальную литературу широкая публика не читает, а в СМИ, как израильских, так и европейских, понятное дело, преобладание «новых археологов» абсолютное.

 

Археологические раскопки
в Старом городе Иерусалима

Что же нового происходит сегодня в библейской археологии? Существуют ли какие-то новые находки и открытия, подтверждающие традиционную точку зрения? Конечно, особый интерес у публики вызывают мало относящиеся к науке сенсации, связанные с поисками Вавилонской башни, Ноева ковчега, Содома и Гоморры. В поисках этих диковин из земли вынуты многие тонны грунта, на их описания израсходованы декалитры чернил и центнеры бумаги. Эти проблемы представляются исчерпанными и не достойными внимания серьезных ученых. И напрасно…

Не так давно в печать просочились сообщения о важных исследованиях группы американских ученых во главе с деканом Колледжа археологии и библейской истории при Университете штата Нью-Мехико (США) Стивеном Коллинзом. Американцы после нескольких лет работы с комплексом развалин в иорданском селении Тель эль-Хаммам пришли к выводу, что его окрестности могут оказаться местом расположения Содома, который, согласно Книге Бытия был уничтожен Всевышним за непомерные грехи его жителей. Ученые считают, что Содом был самым южным и самым крупным в группе упоминаемых в Пятикнижии пяти городов на территории к югу и юго-востоку от Мертвого моря.

По мнению С. Коллинза «пять комплексов руин на восточной части равнины соответствуют по месту и времени Содому и располагавшимся по близости городам (Гоморра, Адм, Цвоим и Цоар — Л.Г.), — это настолько явственно археологически и исторически, что просто не верится». По словам ученого, исследователям удалось также обнаружить хорошо сохранившиеся городские ворота Содома, у которых сидел племянник Авраама Лот. Разумеется, пока не следует делать никаких выводов, но если гипотеза Коллинза и его коллег подтвердится, это станет важнейшим археологическим подтверждением библейского текста.

Но Бог с ними, — с сенсациями… Попробуем все-таки сформулировать, какие же факты изложенные в тексте Библии, сегодня не подлежат сомнению, поскольку у большинства ученых здесь имеется консенсус…

Установлено, например, что войны в ходе завоевания израильтянами Ханаана, описанные в Книге Иисуса Навина (Иехошуа Бин-Нуна), имеют вполне надежное археологическое подтверждения, хотя и далеко не во всех случаях. Иными словами, археологические исследования подтверждают, что в конце XIII – начале XII века до н.э. в Ханаане происходили серьезные военные столкновения. Причем это явно была не однократная военная компания, — скорее это выглядело как длительный процесс проникновения на новую территорию сильного военно-племенного союза, что и подтверждается Книгой Судей. Как бы то ни было, после 1200 года до н.э. в Ханаане распространяется совершенно новый тип поселений, особенно, в гористых районах Галилеи, Самарии, Эфраима, в Северном Негеве, а также Центральном и Северном Заиорданьи. Историки определенно связывают новую археологическую культуру с приходом израильтян. При этом на значительных пространствах, особенно прибрежных, все еще остаются традиционные ханаанские и недавно возникшие филистимлянские города.

Такова общая картина.

Одно из самых выдающихся открытий конца прошлого века, подтверждающее эту концепцию, принадлежит израильскому археологу Адаму Зерталу, который в 1983 году на горе Эйваль возле Шхема (ныне палестинский город Наблус) обнаружил сооружение, заполненное пеплом и костями животных, как оказалось, ритуально чистых самцов, именно таких, которые обычно приносили в жертву древние израильтяне. По мнению Зертала, это хорошо сохранившийся жертвенник всесожжения — как раз в том месте, где согласно библейскому описанию его возвел Иисус Навин (Иешуа Бин Нун) после переправы войска израильтян через Иордан. Сооружение датировано около 1200 года до н.э.

Как водится, вокруг этой археологической находки разразились бурные споры, причем, в процессе полемики высказывались мнения, часто не имеющие никакого отношения к археологии.

Так, Адама Зертала, воспитанника «левого» кибуца, обвинили в политической ангажированности, едва ли не потаканию ультраправому поселенческому движению, что вызвало у ученого настоящее потрясение. Но это — к слову.

Стела фараона Мернептаха

В 1993 году при раскопках в Тель-Дане был найден фрагмент стелы с арамейской надписью, где сообщалось о битве против царя «из дома Давида». Это была сенсация: первое небиблейское упоминание о царе Давиде! Ведь как ни относись к этой надписи, все же получается, что в этом регионе действительно правил некий Давид, основавший династию. Однако вскоре была обнаружена подделка, — к сожалению, дело вполне обычное в современной археологии. Но вот недавно британский египтолог К. Китчен высказал предположение, что имя царя Давида все-таки упомянуто в победной надписи египетского фараона Шешонка, совершившего поход в Ханаан около 925 года до н.э. В этой надписи, запечатленной в храме Амона в Карнаке, содержится более ста топонимов, связанных с Ханааном, и один из них определенно можно перевести как «высоты (или холмы) Давида».

Археологические работы в Иерусалиме — особая тема.

Как известно, любая активность археологов в некоторых районах Вечного города, особенно, поблизости от Храмовой горы вызывает немедленный протест среди арабов, часто и во всем мире по причинам далеким от науки. Как и многие до него, из-за неблагоприятной политической конъюнктуры вынужден был прекратить свои работы израильский археолог Габи Баркаи. И тогда он принял оригинальное решение: просеять грунт, который арабский общественный земельный фонд выбросил во время работ на Храмовой горе в 1999 году. В результате археологи обнаружили немало ценных находок. Так, в 2005 году была найдена небольшая керамическая булла времен Первого Храма (1000-586). На кубике с ребром 1 см, несмотря на отбитый фрагмент, все-таки можно прочесть несколько слов на иврите, и в том числе — [imer]. Баркаи считает, что на булле, своеобразной личной печати, было записано имя храмового священника Пашура Бен-Иммера, о котором упоминается в Книге пророка Иеремии. Таких булл вообще-то найдено немало, но уникальность этого артефакта заключается в том, что в нем упоминается конкретный деятель времен Первого Храма.

Археолог Габи Баркаи почти двадцать лет работал в Иерусалиме — с 1975 по 1994 год. Ему принадлежит значительное количество археологических открытий, сделанных в Иерусалиме за последние десятилетия. Самое важное среди них — серебряный амулет в виде свитка с цитатой из Благословения Священников (Числ. 6:24-26), найденный в Кетеф Геном, легендарной Геене Огненной, древней долине, рассекающей Иерусалим по границе колен Иеуды и Биньямина. Находка датируется VII веком до н. э. Это самая древняя цитата из Библии среди тех, что пока удалось найти — не менее чем на 300 лет старше текстов Кумранских рукописей, так называемых свитков Мертвого моря.

По мнению Баркаи, находка доказывает, что Благословение Священников существовало уже в период Первого Храма, и это опровергает мнение некоторых ученых, что Библия — «всего лишь фикция, художественная литература, идеологический заказ», созданный «дабы доказать постфактум право евреев на владение Палестиной».

Собственно на этом можно было бы закончить наши беглые заметки.

Но вот еще одно сообщение самого последнего времени…

Как сообщает американский источник, несмотря на активное противодействие, в Иерусалиме в полуконспиративных условиях ведутся раскопки в районе города Давида — к югу от Старого Города — под руководством археолога Эйлат Мазар, внучки знаменитого Биньямина Мазара (1906-1995), ученика Уильяма Олбрайта. Несколько лет назад там были обнаружены следы огромного здания XI-X веков до н.э. Причем в нем имеются все характерные признаки царского сооружения. Возможно, это и есть легендарный дворец Давида, о котором говорится во Второй Книге пророка Самуила. Конечно, до окончания работ все прогнозы преждевременны. Подождем официальных сообщений и выводов ученых…

 




В поисках потерянного дворца

Израильский археолог доктор Эйлат Мазар утверждает, что обнаружила в Иерусалиме неопровержимые факты, свидетельствующие о существовании легендарного дворца царя Давида. Заявление вызвало огромный интерес в археологическом сообществе; если ее гипотезу удастся подтвердить, это выдающееся открытие поможет разгадать многие тайны библейских текстов.

Но где он, этот затерянный в тысячелетних толщах земли дворец? Действительно ли царство Давида было одним из центров тогдашней геополитики, а его столица — непреступной крепостью, а не обыкновенным городом, в котором жили разрозненные племена?

Дискуссии о попытках найти духовные корни в древней земле ведутся в Израиле очень давно. Однако в последние годы некоторые ученые и политики стремятся переписать важнейшие эпизоды библейской истории. Они заявляют, что все это — не более чем выдумка. «Перед нами попытка вписать исторические факты в библейский контекст, — сказал палестинский профессор археологии из университета «Аль-Кудс» Хани Нур эль-Дин. — Связь между исторической фактурой и библейским повествованием, написанным много позже, давно утрачена. Библия — это своего рода художественное произведение, созданное в Х веке. У них есть пуговица, и они хотят сделать из нее костюм!»

Профессор археологии Иерусалимского университета и родственник Эйлат Амихай Мазар называет находку чудом. Он считает, что найденное строение — это крепость, которую Давид захватил после победы над иевусеями. Археологи спорят о том, «был ли Иерусалим важным городом во времена Давида и Соломона, и даже был ли он вообще городом? — прокомментировал открытие профессор. — Некоторые считают, что он был очень маленьким, а само царство не имело большого значения».

Другой известный археолог, Исраэль Финкельштейн, полагает, что Иерусалим в то время был, «может быть, не больше обычного горного селения».

Находки экспедиции Эйлат Мазар дают повод усомниться в подобных высказываниях. В последнее время археологам удалось реальными фактами подтвердить то, что многие называют мифом.

Впрочем, стопроцентной уверенности пока еще нет даже у исследователей, прощупывающих своими руками каждый сантиметр земли у подножья Храмовой горы в Восточном Иерусалиме.

Иерусалим эпохи царств Давида и Соломона (реконструкция)

В самом деле, древний Иерусалим, основанный царем Давидом, между двумя долинами на горном перевале к югу от Храмовой горы действительно был не слишком велик: его площадь составляла всего десять акров. Но благодаря выгодному месту расположения город быстро вырос в важный центр Древнего Востока. Это произошло во многом благодаря построенному сыном Давида, царем Соломоном, Первому Храму, в котором находился Ковчег Завета — важнейшая святыня народа Израиля.

Доктор Эйлат Мазар много лет идет к своей цели, она настойчиво пытается доказать, что Иерусалим действительно был столицей Израильского царства, описанного в Библии. Внучка всемирно известного профессора-археолога Биньямина Мазара полна решимости завершить начатое им дело. Ведь недаром же перед самой смертью знаменитый ученый завещал Эйлат рукописи и научные гипотезы, которые он собирал по крупицам на протяжении многих лет. Незадолго до своей кончины между дедом и внучкой состоялся приватный разговор. Однако известно, что последние слова Биньямина Мазара были: «Найди дворец царя Давида…»

В ходе раскопок, ведущихся на небольшом участке земли, вплотную примыкающем к Восточному Иерусалима, археологи нашли стену шириной около двух метров и протяженностью не менее 30 метров. На полу из известняка значительной площади были обнаружены обломки гончарных изделий, датированных XI-X веками, и небольшая правительственная печать диаметром 1 сантиметр, на лицевой стороне которой четко просматриваются слова на иврите с именем неоднократно упоминающегося в Библии важного государственного чиновника, занимавшего свой пост в период Объединенного царства, в канун разрушения Первого Храма.

Многие ученые признают, что сделаны редкие и важные находки. Но даже оптимисты пока не могут с уверенностью сказать, что Мазар нашла именно тот самый дворец, который царь Тира Хирам построил для победителя, как об этом сказано в Книге пророка Самуила. По их мнению, это может быть крепость, которую Давид отвоевал у иевусеев или другое строение, о котором в Библии ничего не говорится. Однако Мазар пришла к мысли, что найденные ранее рукотворные каменные уступы, скорее всего, были частью крепости, завоеванной Давидом, а его дом должен был находиться с внешней стороны городских стен, неподалеку от горы, на которой его сын Соломон построил Храм.

«В Библии сказано, что, когда нападали филистимляне, Давид спускался из своего дома в крепость, — рассказала доктор Мазар. — Откуда он спускался? Скорее всего, из дворца. И я подумала: наверное, он где-то там…»

Археологическую экспедицию под руководством Эйлат Мазар спонсировал американский финансист Роджер Гертог. Он назвал свои инвестиции в раскопки (полмиллиона долларов) «филантропией, которая повлечет за собой важные последствия». На этот раз банкир не ошибся.

 

По материалам зарубежной прессы