ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 6 (107) 2008г. | ПАМЯТЬ | ФОТОВЗГЛЯД | РЕЗОНАНС | СОЦИУМ | АРХЕОЛОГИЯ |
КОРНИ | ЛИЦА | ЖУРНАЛЫ | МОДА | ПРОХИНДИАДА | ВСТРЕЧИ | СЛОВО |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2008 |
Мы продолжаем публикацию «Записок о культуре» писателя, культуролога, главного редактора журнала «Наше наследие» Владимира Енишерлова (См. «Информпространство», № 1 - 3 2008)
Прошло уже 20 лет с того дня, как было создано «Наше наследие». Конечно, его первым шагам, становлению помогло то, что академик Д.С.Лихачев, председатель Советского Фонда культуры считал издательскую деятельность и, в частности, журнал «Наше наследие» основной задачей Фонда. Необходимо помнить, что 1987 год — это венец перестройки, когда уже начали открываться шлюзы и препоны, ширился поток публикаций произведений писателей, поэтов, художников, философов и т.д., чьи имена в недалеком прошлом и произносить было нельзя. Еще в «Огоньке», где я работал до «Нашего наследия», мы активно и настойчиво «пробивали» публикации ранее запрещенных литераторов и ученых.
Академик Дмитрий Лихачев |
Я помню, какой огромный резонанс имела в мире большая огоньковская публикация стихов Н.С. Гумилева, его портрета, выполненного М.Наппельбаумом, и статьи о поэте, где я написал, что в 1921 году Н. Гумилев «трагически погиб». У меня до сих пор хранятся письма разгневанных советских «любителей литературы» в ЦК, МК и т.д., где они требуют самой жесткой кары для журнала и автора, который осмелился добрым словом вспомнить расстрелянного «за контрреволюцию» поэта. А западные радиостанции «Би би си», «Голос Америки» восприняли эту публикацию как прорыв в политике, как изменение курса советской власти. На этой волне перемен и было создано «Наше наследие». Конечно, присутствие Д.С.Лихачева и «первой леди» Р.М.Горбачевой в Президиуме Советского Фонда культуры, который учредил журнал, очень помогло нашим начальным шагам. Ведь это был настоящий эксперимент — мы делали абсолютно новое периодическое издание, посвященное культуре, в котором содержание было адекватно дизайну и полиграфическому исполнению. Нам, конечно, повезло, что первые четыре года мы печатались в Англии. Это позволило достичь образцового полиграфического исполнения, которое было невозможно в СССР в то время. Кстати, до сих пор возникают там и сям (например, в интернете) повизгивающие голоса неких «искусствоведов», когда-то близких к нашему журналу, а теперь успешно подвизающихся во всякого рода маргинальных издательских нишах, обвиняющих и Д.С.Лихачева, и вашего покорного слугу в том, что журнал издавался за границей. Но он и сейчас там издается (не в Англии, но в Финляндии), и это в нашем случае совершенно правильный путь. Великая культура должна быть представлена на журнальных полосах адекватно. Мы были первыми во всем. Я с удовольствием вижу сейчас огромное количество журналов, в том числе связанных с искусством и культурой, которые идут по нашим стопам. Но свою нишу — синтетического издания по культуре — мы занимаем уверенно и особой конкуренции не ощущаем. Наш журнал принадлежит к тем изданиям, кстати, достаточно сейчас редким, которые не выбрасывают, а хранят в своих библиотеках. У нас много подписчиков, которые собирают подборку нашего журнала с первого номера. До 1992 года нас издавало государство, и тогда тираж «Нашего наследия» был 250 тысяч экземпляров, теперь редакция «в свободном полете» вот уже 16 лет и, к сожалению, тираж наш не всегда достигает 10 тысяч экземпляров. И я с печалью вижу, как с падением покупательской способности у наших читателей — а это интеллигенция — многие не могут купить журнал.
А ведь «Наше наследие» задумывалось как уникальное, общенародное, не имеющее аналогов в стране и мире издание, посвященное самым широким проблемам отечественного историко-культурного наследия, призванное сохранять в публикациях самое хрупкое и ранимое в нашем прошлом — культуру.
Стихи сейчас, конечно, читают, хотя и меньше, чем это было, например, лет 15-20 тому назад. Но есть и молодая поэзия, часто очень радикальная, однако весьма интересная. Каждому веку свойственны свои песни. И Блок, и Белый были бы невозможны сейчас. А.Блок, например, ненавидел буржуазию. Помните: «Отойди от меня, сатана, отойди от меня, буржуа… тошно мне, рвотно мне…». Человек стихии, леса, поля, морей и ветров, романтик и лирик петербургских окраин, он, конечно, задохнулся бы в нашем мире, который исповедует власть денег и ей поклоняется. А в наше время один из любимых и раскрученных лозунгов — «Обогащайтесь!» Что было бы совершенно невозможно для интеллигентных людей Серебряного века в России. И если Блок писал, что «Пушкина убило отсутствие воздуха», то сам бы он и не родился как поэт в наши дни, задохнувшись от окружающего смрада еще во чреве матери.
Но, слава Богу, книги и символистов, и акмеистов, и имажинистов выходят, стоят на полках магазинов, абсолютно доступны читателям. И это, конечно, большое достижение наших дней. Появляются интересные, содержательные исследования и публикации, проходят серьезные конференции и симпозиумы. В общем, как шутил когда-то Зиновий Паперный – «Литература стоит на месте, а литературоведение движется вперед!» Конечно, о Блоке, например, уже почти все опубликовано — вышли шесть томов классического «Литературного наследства», несколько Собраний сочинений, неспешно правда, но издается академическое Собрание. Прекрасные издания книг А.Блока, в том числе и факсимильные, выпускает издательство «Прогресс-плеяда» под руководством С.С.Лесневского. Они находят своего читателя, и это значит, что истинная поэзия не умирает. Биография А.Блока счастливо пока избежала наскока литературоведов-дилетантов, с их «непричесанными биографиями» А.С.Пушкина или чепухой, которую пишет о Пушкине и его времени В.Есипов, «писатель-пушкинист», не умеющий даже отличить апокрифические «записки» А.О.Смирновой-Россет, сочиненные ее талантливой дочерью, от истинных записок этой выдающейся женщины, дружившей с Гоголем и Пушкиным.
Так что «романов-исследований», предназначенных для массового читателя о писателях Серебряного века, нет или почти нет. Правда, появилась некая компиляция, какой-то роман о Гумилеве, нечто о Цветаевой — «Антиахматова», но всерьез о них и говорить нечего. Тот, кто интересуется этим временем, может читать серьезные исследования А.Лаврова, Н.Богомолова, С.Лесневского, Н.Котрелева, Е.Коркиной… И этому периоду русской литературы, я верю, забвение не грозит.
Александр Блок. 1914 |
Культурно-историческая программа журнала подразумевает возвращение широкому читателю работ несправедливо забытых философов, историков, литераторов, художников, публикацию мемуаров, писем, архивных материалов по истории страны и ее культуре, рассказы о частных коллекциях произведений искусства, архитектурных памятниках, музейных запасниках, культуре российской провинции.
В вышедших 78 книжках журнала опубликованы неизвестные материалы А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Грибоедова, З.Гиппиус, М.Цветаевой и многих других писателей. Особое место занимают материалы, связанных с русской философской и духовной жизнью, среди которых можно отметить публикации наследия В.Соловьева, С.Булгакова, Н.Бердяева, П.Флоренского, Г.Федотова. Большой интерес общественности вызвали целевые номера журнала, посвященные культуре русской усадьбы, два специальных выпуска к 850-летнему юбилею Москвы, специальные номера к 200-летнему юбилею А.С.Пушкина, к 2000-летию Рождества Христова, номер, посвященный художественным итогам ХХ века, а также специальный номер к 300-летию Санкт-Петербурга.
Благодаря авторитету журнала за рубежом, после публикаций в «Нашем наследии» в библиотеки и архивы России были переданы более пяти тысяч томов книг русских зарубежных писателей, философов и общественных деятелей, письма, рукописи, дневники и другие материалы из архивов З.Гиппиус и Д.Мережковского, И.Бунина, уникальный архив М.Алданова, архив Верховного Главнокомандующего Русской армии генерала М.А.Алексеева, произведения выдающихся художников И.Билибина, В.Серова, И.Репина, ноты, письма и фотографии выдающихся русских композиторов А.Лядова, И.Стравинского, А.Гречанинова, Н. и А.Черепниных и других.
Книжная издательская программа журнала «Наше наследие» включает выпуск забытых произведений отечественной литературы и мемуаров замечательных русских людей. Впервые в России изданы воспоминания княжны М.Васильчиковой «Берлинский дневник. 1940–1945», генерала от инфантерии Н.А.Епанчина «На службе трех императоров», воспоминания князя Бориса Васильчикова. Событием стал выход книг-альбомов: «Азбука “Мира искусства”» Мстислава Добужинского и «Серебряный век в фотографиях А.П.Боткиной».
Журнал «Наше наследие» и в нашей стране и за рубежом заслуженно называют «визитной карточкой русской культуры». И мы стараемся эту марку держать.
Мы активно готовим следующие номера журнала…У работающих в журнале искусствоведов, журналистов, художников, фотографов, редакторов, многие из которых пришли в «Наше наследие» в день его основания, есть цель выпустить в этом составе 100 номеров журнала. Для этого потребуется еще примерно 4 года. Но не будем загадывать так далеко. Осуществление такого в принципе некоммерческого проекта, как издание журнала «Наше наследие» зависит от очень многих факторов, а астролог бы сказал — от расположения звезд. Увы, не всегда оно благоприятно.
А так как культурно-просветительский проект «Наше наследие» подразумевает не только издание журнала, то в наших ближайших планах — выпуск полной аннотированной библиографии журнала за 20 лет, продолжение выставочной деятельности, вручение премии журнала, которое совпадет с открытием выставки и графики из собрания редакции.
Мы будем бороться за восстановление усадьбы Д. И. Менделеева Боблово, активно сотрудничать с блоковским Шахматово, помогая формированию его коллекций, организуя в наших стенах выставки из Шахматова, продолжим помощь восстановлению памятника архитектуры XVIII века церкви Михаила Архангела, где венчался А.А.Блок с Л.Д.Менделеевой.
…И все это тоже проект «Наше наследие», направленный на сохранение прошлого, нашей культуры, сбережение исторической памяти.