ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

 


Надежда Железнова



Отечество — русский язык

В Большом зале Центрального Дома литераторов в одиннадцатый раз прошла ежегодная церемония вручения одной из самых престижных литературных наград страны — премии «Венец», учрежденной Союзом писателей Москвы. Лаконизм ее названия не требует, думается, долгих пояснений: венец — это от века «головной убор» победителей, лучших из лучших…

Лев Аннинский
Сергей Белорусец
Александр Журбин
Владимир Вишневский
Александр Нежный

Как-то попалось в прессе ехидное суждение о том, что литературных премий должно быть «очень много»: « В идеале их количество должно быть приближено к числу пишущих людей».

Шутка — для богатых, но, как говорится, рассчитанная на перспективу. Может быть, внуки и правнуки наши оценят плодотворную идею ее автора. Тем более что Союз писателей Москвы и впрямь объединяет около двух тысяч известных российских прозаиков и поэтов, драматургов, публицистов, критиков. Широкое поле для выбора самых достойных… Верно говорят, «правильная номинация — половина успеха». В секретариате Союза писателей Москвы отбор номинантов на премию «Венец» идет не один месяц и не менее скрупулезно, чем в Империи Оскароносцев. Напомню, что в числе лауреатов предыдущих лет — Белла Ахмадулина и Николай Шмелев, Андрей Вознесенский и Михаил Рощин, Римма Казакова и Анатолий Жигулин, Татьяна Кузовлева и Владимир Корнилов… Только законы газетной полосы заставляют прервать перечень… В этом году церемония вручения премии имела особую, знаковую ценность. Не только потому, что отмечены истинно достойные (с нашей премией по-другому и не бывает), а потому что этот вечер в ЦДЛ заставил многих задуматься о широте горизонтов и многообразии жанров литературы, о роли ее новых устремлений в нынешнюю эпоху «собирания разбросанных камней».

Собственно, об этом и новая книга Льва Аннинского «Родная нетовщина» («Хроникер», 2008). Всенародно известный критик, один из самых ярких и оригинальных исследователей российской литературы, анализирует ее разные периоды в условиях строительства нового общества — от времен падения искусственных конструкций «прозы соцреализма» до дней сегодняшних, и воздавая должное труду «собирателей камней», не согласных с угрозой падения морального веса литературы в жизни молодых поколений. «Родная нетовщина» — одна из двух новых книг Льва Аннинского, особо отмеченных в его лауреатском дипломе — «за самобытный и глубокий анализ произведений современной литературы». Вышедшая в издательстве «Согласие» книга «Русский человек на любовном свидании» (изящный парафраз с известной статьей Чернышевского!) подарит любителям поэзии немало радостных открытий…

Сергей Белорусец отмечен премией «Венец» за «существенный вклад в современную литературу для детей». Известный детский поэт и лауреат нескольких литературных премий (диплом особо отмечает его последние книги 2006 года — «Игрослов» и «Веселую аРИФМетику») впервые выступил с книгой лирики «для взрослых». Его «Магический квадрат» («Продюсерский центр», 2007) и впрямь заставляет задуматься над ответами на заданные им же самим вопросы: «В каждом чете узнавая нечет,// Может быть, когда-нибудь пойму// То, что все всему противоречит,// Не противореча ничему…»

Александра Журбина, еще одного лауреата «Венца», отмеченного «за разносторонность таланта и творческую активность», представлять читателям ни к чему: кто же не знает замечательного композитора, песни которого, едва слетая с уст их первых исполнителей, сразу становятся «народными»! Кто не помнит (из « взрослых» поколений, особенно) ошеломительного успеха — в обеих наших столицах — его первого мюзикла «Орфей и Эвридика»; в 1975 году автор этих строк сама была в рядах, штурмовавших Дом культуры «Правда» в день журбинской премьеры…

Солидная швейцарская газета называет его «русским Леонардом Бернстайном». И я не знаю, для кого из двоих это комплимент. Хотя бы потому, что на вечере в ЦДЛ предстал новый Александр Журбин — талантливый прозаик, прекрасный рассказчик и оригинальный эссеист, что подтверждают пять его книг, вышедших в последние годы. Диплом венценосца выделяет одну из последних — «Орфей, Эвридика и я» (ЭКСМО, 2007), но как обойти вниманием автобиографические заметки «Как это делалось в Америке» («Захаров»), полную любопытных наблюдений о жизни страны, в которой он жил и работал не один год, или талантливые эссе, собранные в книге «Александр Журбин. Композитор» («Хроникер»), серьезную и мудрую книгу «Композитор, пишущий слова», в которой автор емко определил свою задачу: «Я собираюсь написать здесь все, что я помню о моих сочинениях и о процессе их создания». А пятое произведение, которым Журбин порадовал нас совсем недавно — «Звуки мюзикла», аудио-книга, — сложный и в то же время органичный сценарий общения автора с читателем-слушателем, объединивший рассказы писателя-композитора, его очерки и размышления о музыке и — фрагменты из мюзиклов. Их, мюзиклов, у нашего лауреата — сорок! По городам, где с блеском проходили их премьеры, и счастливо протекала — годами — послепремьерная жизнь, можно составить атлас мира.

Если говорить о «количественном показателе» — это почти мировой рекорд. 41 мюзикл — результат творчества американского композитора Ричарда Роджерса. Но, во-первых, еще не вечер, а во-вторых, Журбин к тому же — автор шести опер и трех балетов!..

«За оригинальное мастерство сатирика» лауреатом премии СПМ стал главный поэт-пересмешник страны Владимир Вишневский со своей недавно вышедшей книгой веселых и мудрых поэтических откровений. Не сосчитать, сколько замечательных, по-доброму остроязычных «одностиший» давно стали формулой народного общения… Думается, так же растащат на цитаты и новую, «венценосную» книгу поэта «Быть заменимым некрасиво»…

Стал лауреатом и автор двадцати книг прозы и публицистики Александр Нежный: « За нравственную позицию в литературе и гражданское мужество», как сказано в лауреатском дипломе. Основа творчества Александра Нежного — публицистические циклы об отношениях государства, церкви и общества — в разные годы и в разных обстоятельствах (вспомним хотя бы «Погружение во мрак»), сочетание с трудом добытых в закрытых архивах документов и художественности в повестях, подобных «Допросу патриарха»…Его многолетний труд — сагу «Там, где престол сатаны» мы скоро увидим и в книжном издании.

Конечно, надо сказать слово благодарности и тем, кто помогает Литературе, писателям, чье «Отечество — русский язык» (по словам Риммы Казаковой), — не только выживать, но и развиваться в своем творчестве. И в первую очередь, президенту банка «Москва» Андрею Бородину. Вот уже десять лет банк «Москва» — верный помощник Союза писателей Москвы в организации праздника отечественной литературы. Большое спасибо и «группе частных лиц — повторю вслед за первым секретарем СПМ Риммой Казаковой, — доброжелательно относящихся к развитию литературы». Однако хочется верить, что забота о будущем нашей культуры, наконец-то, перестает быть «частностью», становясь знаковой приметой времени.

 


Издательство «Время» представляет



Александр Осокин.
Великая тайна Великой Отечественной.
Новая гипотеза начала войны

Тайна первого дня Великой Отечественной войны до сих пор не разгадана. Почему все-таки Сталин столь слепо верил Гитлеру и игнорировал поток предупреждений о скором начале войны? Почему в советских приграничных частях не было снарядов и горючего? Почему страна узнала о начале войны лишь через восемь часов непрерывных бомбежек?.. Есть множество версий, но ни одна из обнародованных до сих пор не дает внятных ответов на сотни подобных вопросов. Александр Осокин выдвинул еще одну версию, на первый взгляд невероятную, переворачивающую все былые представления. Но невероятность эта — кажущаяся. Стоит вчитаться в документы, оценить остроумие гипотезы и кропотливость анализа — и версия приобретает характер прозрения, которое уже невозможно будет игнорировать ни сегодня, ни в будущем.

Документальный фильм «Тайна 22 июня» получил статус национального проекта и грант на бюджетное финансирование в 2007 году. Этот фильм снят на студии «Встреча» (авторы сценария А. Осокин и С. Головецкий, режиссер С. Головецкий, продюсер Н. Гугуева)

Новая книга с новой исторической гипотезой и снятый по ней фильм вышли практически одновременно — это беспрецедентный случай.