ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 156 2011г. | ПУЛЬС | МИНУВШЕЕ | РЕЗОНАНС | ИУДАИКА | РЕПАТРИАЦИЯ |
НЕКРОПОЛЬ | ЛИЦА | СУДЬБА | ЗА ЖИЗНЬ | ОКНО | СЛОВО | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2011 |
Как человека, как гражданина России и как главного раввина Москвы попытка поджога синагоги в Москве потрясла меня до глубины души! Двое подростков, бросили в здание синагоги в Сигнальном проезде четыре бутылки с горючей жидкостью.
Слава Б-гу обошлось без человеческих жертв.
Мне часто приходиться видеть оскверненные кладбища, памятники.
19 июня в Феодосии неизвестные облили краской памятник жертвам Холокоста и сожгли над ним пластиковую бутылку.
По заявлениям следственных органов, во всех случаях вандализма принимали участие молодые люди!
Это война не с мертвыми и памятниками, это вызов всему обществу. Злоба и ненависть к людям, к тому, что для них дорого, к их религиозным святыням, как страшный яд, может отравить человеческое сознание. И в первую очередь этот яд проникнет в головы молодых людей – опоры любого государства. Особенно такого большого и многонационального как Россия.
История неоднократно приводила нам подобные примеры.
Много лет работая в Конференции европейских раввинов, я вижу, как борются в странах Евросоюза с любым проявлением экстремизма, неофашизма, ксенофобии. И полностью согласен со словами главы Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимира Легойды, что необходимо воспитывать детей так, чтобы даже «сама мысль о возможности осквернения того, что дорого другому человеку», не приходила им в голову. В противном случае россиянам грозит жизнь в «предельно жестоком и страшном мире».
На состоявшемся 22 июня в Лондоне заседании постоянного комитета Конференции европейских раввинов, общественной организации, объединяющей еврейские общины и их религиозных лидеров из сорока европейских стран, новым президентом Конференции был избран главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт.
В этом статусе он сможет не только представлять интересы московских евреев на новом уровне, но и способствовать эффективному неформальному взаимодействию между Россией и структурами Европейского Союза.
Пинхас Гольдшмидт давно участвует в работе Конференции европейских раввинов и возглавляет ее постоянный комитет с 1999 года. Он сменил на посту президента главного раввина Франции Йосефа Хаима Ситрука, руководившего Конференцией с 1999 года.
Рав Гольдшмидт стал четвертым президентом за всю историю организации и первым представителем Восточной Европы на этом посту.
Главной целью созданной в 1956 году Конференции является помощь еврейским общинам Европы. В Конференции европейских раввинов, крупнейшем в Европе объединении еврейских лидеров, представлены 400 еврейских общин из более чем сорока стран. В нее входят все главные раввины и главы раввинских судов континента. Конференция имеет статус консультанта при Совете Европы и в учреждениях Европейского Союза. Как президент Конференции раввин Гольдшмидт будет координировать ее работу и представлять объединение еврейских организаций в структурах Европейского Союза, с которыми проводятся регулярные встречи по различным актуальным проблемам.
«Конференция европейских раввинов была одной из основ возрождения еврейских общин в послевоенный период. Мне посчастливилось быть свидетелем поразительного возрождения еврейских общин в бывшем СССР. Сегодня меняется уровень самоопределения и возрастает значение общин, а значит меняются и задачи раввинов Европы, – заявил Пинхас Гольдшмидт. – Наша работа будет не только укреплять отношения между российскими и европейскими еврейскими общинами, выводить имеющиеся в России проблемы на европейский уровень, но также даст возможность предоставлять российским органам власти неформальную обратную связь и определенные возможности влиять на принимаемые в Брюсселе решения. Конференция станет еще одной прочной нитью, связывающей Россию с Европой».
В Москве представители руководства Евроазиатского еврейского конгресса совместно с коллегами из Федеральной еврейской национально-культурной автономии и Федерации еврейских организаций (Ваада) России провели рабочую встречу с делегацией Американского еврейского комитета (AJC) во главе с исполнительным директором Дэвидом Харрисом и руководителем Русского отдела с Сэмом Клигером.
Представительная делегация одной из наиболее авторитетных еврейских структур США прибыла в российскую столицу в рамках запланированной серии визитов в ряд европейских стран. Цель этих поездок – проведение встреч и консультаций с представителями политических кругов и неправительственных организаций по вопросам, связанным с возможным односторонним провозглашением палестинского государства.
В Москве делегация AJC встретилась с рядом политиков и общественных деятелей. На встречах была высказана чрезвычайная озабоченность американского еврейства возможным признанием палестинского государства и последствиями этого шага для региона и мира в целом. Кроме того, неоднократно затрагивалась тема иранского ядерного досье. Представители AJC подчеркивали, что обладание Ираном ядерным оружием несет в себе прямую угрозу не только еврейскому государству, но и общей стабильности.
На встрече с представителями ведущих еврейских организаций также обсуждалась тема предстоящего в сентябре голосования в ООН по вопросу о палестинском государстве и продолжающий оставаться актуальным вопрос о попытках делегитимации Израиля. Представители ЕАЕК подчеркнули в беседе, что позиция Конгресса солидарна с подходом AJC. ЕАЕК также считает, что одностороннее провозглашение палестинского государства является прямым продолжением усилий определенных кругов по делегитимации Израиля и несет угрозу сложившемуся миропорядку.
24 и 25 июня израильский раввин Моше Пантелят давал прихожанам уроки в Большом зале Хоральной синагоги «на горке». Он находился в столице России по приглашению Московской еврейской религиозной общины (МЕРО).
Моше Пантелят |
Рав Моше Пантелят – один из крупнейших и авторитетнейших русскоязычных раввинов, известный лектор, автор многих книг, учебных программ, постоянно дающий уроки во многих странах мира.
Моше Пантелят родился в России в 1956 году. В 1978 году репатриировался в Израиль. Здесь он учился в ешивах «Итри» и «Швут Ами» и получил раввинские удостоверения у раввинов Гольдберга и Колица.
В течение всех лет после своего приезда в Эрец рав Моше Пантелят читал многочисленные лекции, проводил семинары, организовывал учебные программы для тысяч евреев как в Израиле, так и в диаспоре. В последнее время, с 2004 года, он руководит колелем «При Ицхак» в Иерушалаиме в районе Рамат Шломо.
Он выступил автором многочисленных статей, ответов на вопросы раввину, аудиолекций и т.д. Самые известные его книги (вышедшие в издательстве «Швут Ами») – это «Крылья для полета» (1991), «Руководство по кашруту» (1994), «От Синая до наших дней» (1996) и «Царица-суббота» (2001).
В своих размышлениях рав Моше Пантелят уделяет внимание, в частности, интересному вопросу о роли мелочей в Галахе. В книге «Царица-суббота» он рассуждает:
«Среди законов Песаха есть и такой, который запрещает ломать кости пасхальной жертвы: надо есть мясо, но кости оставлять целыми. В книге «Сефер-Ахинух» так объясняется смысл заповеди. Пасхальной ночью народ Израиля обрел свободу. Пример самой высокой свободы – царь. Поэтому каждый еврей в ночь Песаха должен вести себя, словно он царь. Царю же не пристало грызть кости, поскольку так делают только бедняки и плебеи. Именно в этом весь смысл: если царь – то царь до конца, везде и во всем! И в мелочах должно чувствоваться царское поведение. А поэтому – не разламывай кости пасхальной жертвы.
По такому же принципу построена вся Устная Тора, включая величественное здание Талмуда. В нем каждая идея разбирается с необычайной детализацией.
Но вот вам более глубокая идея, объясняющая талмудическую мелочность. Сказано в сборнике «Танхума»: «Если Письменная Тора – это общие положения, то Тора Устная – это частные детали. Именно на основе Устной Торы заключил В-вышний союз с Израилем. Ее трудно учить... она подобна тьме, как сказано: «Народ, идущий во тьме, увидит великий свет», – это об изучающих Талмуд... В-вышний заставил народ Израиля принять Устную Тору, когда над ними нависла гора Синай... Устная Тора полна мельчайших частностей и тонкостей, она «сильна, как смерть», учить ее способен только тот, кто любит В-вышнего всем сердцем и всей душой». (Мидраш перефразирует известный стих из Песни Песней: «Сильна, как смерть, любовь».)
Идея, высказанная в сборнике «Танхума», в высшей степени нетривиальна: «Учить его (Талмуд) способен только тот, кто любит Творца». Т.е. мы видим, что причина талмудической мелочности заключена ни больше – ни меньше как – в любви.
И, действительно, о том, кого мы любим сильно и страстно, нам хочется знать все до мельчайших подробностей. Другими словами, если любимый нами человек каким-то образом выражает свое желание, мы стараемся познакомиться с его желанием до мельчайших деталей – чтобы исполнить его. Такова природа любви. Правда, здесь мы говорим о любви более высокого порядка – по отношению к Творцу мира. Но ее природа та же самая, а именно, мы хотим понять волю В-вышнего во всех подробностях. Вот эта любовь и создала Талмуд, гордость еврейского духа».