ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 159 2011г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ТАЛМУД | ВРЕМЕНА | АКТУАЛЬНО | НЕЗАВИСИМОСТЬ |
ЭКСКУРС | ДОСТОВЕРНО | ИНТЕРПРЕТАЦИЯ | СЛОВО | ГРОТЕСК | ИЗЫСКАНИЯ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2011 |
Слово председателю Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Танхуму Бусину.
Наша традиция говорит, что вместе с письменной Торой Моше получил на горе Синай от В-вышнего Тору устную, которую передал своему последователю Иошуа бен Нуну. И устная Тора через старейшин и мудрецов переходила из поколения в поколение. При этом процесс передачи знаний от учителя к ученику в древности считался завершенным, если ученик мог слово в слово передать все, что узнал от учителя. В этом случае получивший устную Тору имел право передавать Ее другим. При этом ученики вели свои конспективные записи, но полной записи – Талмуда (слово означает на иврите «совершенство», а на арамейском – «учение») тогда не было. В эпоху жесточайших римских гонений на еврейскую традицию закономерно встал вопрос о необходимости сохранения этого комплекса знаний путем записывания. После разрушения Второго Храма положение становилось еще тяжелее – евреи потеряли независимость, враждебность Рима постоянно возрастала. Во всех областях, в которых только это было возможно, римляне пытались помешать иудеям соблюдать заповеди.
Когда императором в Риме стал Антонин Пий, отношение к евреям изменилось. Император симпатизировал им, дружил с еврейским лидером того времени – рабби Йегудой а-Наси. Рабби Йегуда а-Наси (Рабби) знал, что когда власть в Риме переменится, гонения на еврейский народ возобновятся с удвоенной силой. Поэтому, видя доброе отношение императора к себе и к народу вообще, Рабби понял: пришло время позаботиться о том, чтобы устная Тора не была утрачена. Он решил собрать всех мудрецов Земли Израиля, а также великих знатоков Торы из Вавилонии, чтобы они сверили различные варианты, передававшиеся до сих пор устно, и после тщательной сверки записали бы лучшие варианты.
Расширенное устное толкование библейских законоположений было собрано и отредактировано Йегудой а-Наси к 210 году и получило название Мишна (буквально на иврите «повторение» закона). Мишна была в своем роде «конспективными» записями. Но евреи последующих поколений не всегда могли вспомнить, что имели в виду предшественники, когда записывали Мишну. Так Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) одновременно в Эрец Исраэль и в вавилонском галуте, где уже ко II веку н.э. находилось много евреев. Собрание толкований Мишны называется Гемара (буквально «учение» по-арамейски). Мишна, Гемара и более поздние комментарии на Гемару составляют Талмуд. Так как толкование Мишны происходило на Обетованной Земле и в Вавилонии, то имеются два Талмуда – Иерусалимский Талмуд (Талмуд Иерушалми) и Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавли).
Исследователи Талмуда отмечают различия в подходе к Мишне амораев Эрец Исраэль и амораев Вавилонии. В Иерусалимском Талмуде нет педантичного обсуждения языковых особенностей Мишны, которыми изобилует более обширный Вавилонский Талмуд; способы цитирования и обсуждения отличны от принятых у амораев Вавилонии. Так, нередко амораи Вавилонии, толкуя какой-либо фрагмент, произвольно меняли огласовку составляющих его слов, что в свою очередь изменяло значение и позволяло сделать новое галахическое заключение. Подобного метода комментирования почти нет в Талмуде Иерушалми. Дискуссии в Иерусалимском Талмуде гораздо короче и в них отсутствуют некоторые этапы диалектического процесса, характерного для Вавилонского Талмуда. В Иерусалимском Талмуде нет признаков поздней редакции, которая делает эти дискуссии в Талмуде Бавли законченными литературными произведениями.
Иерусалимский Талмуд написан на западном диалекте арамейского языка с включениями ивритских, греческих и латинских слов, Вавилонский – на восточном диалекте арамейского языка с включениями персидских слов. Талмуд Бавли изобилует цитатами из учения амораев Эрец Исраэль, Иерусалимский Талмуд также содержит немало цитат из учения вавилонских законоучителей. Однако значительная часть тех и других цитат отсутствует в каждом из текстов, дошедших до нашего времени. Исследователи видят в этом свидетельство того, что творцы Иерусалимского Талмуда были знакомы не с Вавилонским Талмудом как таковым, а с различными его устными версиями разных эпох и разных академий. Создатели Талмуда Бавли были также знакомы с Иерусалимским Талмудом не в том виде, в каком он дошел до наших дней, а с различного происхождения учениями амораев Эрец Исраэль. Обмен информацией осуществлялся через законоучителей, кочевавших между Эрец Исраэль и Вавилонией (наиболее известные из них – Ула, рабби Ицхак, рабби Дими, Рабин). Иерусалимский Талмуд был завершен около 400 года, а Вавилонский на столетие позднее. Вавилонский Талмуд содержит приблизительно 2,5 миллиона слов, Иерусалимский – в три раза меньше. Именно Вавилонский Талмуд составлял и составляет основной предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития возможностей галахи, таких, как пилпул (метод доказательства в Талмуде) и псика – конкретного вынесения галахических решений.
Талмуд – уникальный оригинальный объемнейший труд, в котором описываются и регламентируются всевозможные стороны жизни евреев и еврейского государства. Явления, подобного Талмуду, нет ни у одного другого народа. Структура Талмуда носит системный характер. (Разноплановая справочная литература только за последние сто с небольшим лет освоила «параллельные» комментарии и взаимные отсылки на полях, которые присутствовали в Талмуде еще без малого две тысячи лет назад.) В Талмуде – на центральной части листа – Мишна и сразу Гемара, справа и слева – комментарии, а по полям еще ссылки. Композиция каждого листа Талмуда не меняется со времен его первопечатных изданий. Само построение Талмуда являлось величайшим культурным достижением своего времени. Талмуд не просто дает постановления по многочисленным вопросам. Он учит человека думать, ибо создавался, как живой обмен мнениями авторитетных раввинов на ту или иную тему. И всякий раз на основании такого рода глубокой «дискуссии» выносится взвешенное заключение. Это очень естественно для евреев, ибо нам изначально и во все времена свойственно мыслить непрекращающейся цепочкой вопросов и ответов.
До XIII века Талмуд был достоянием изучающих его и почти не был известен за пределами еврейских общин. Только в XIII веке Талмуд оказался в центре внимания католических богословов. Их знакомство с Талмудом произошло через евреев-выкрестов, получивших традиционное еврейское образование. Почерпнутые сведения стали одним из средств в идеологической борьбе против иудаизма. Католические идеологи обвиняли Талмуд в том, что он создает собственную теологию, подменяющую истинную теологию пророков, что это сочинение, содержащее «богохульные» высказывания против Творца и против Иисуса, что сочинение алогично, аморально, кощунственно. Для подтверждения этих положений использовались выдержки из Талмуда, где слова «гой» или «идолопоклонник» были переведены как «христианин»; немногочисленные и зачастую туманные высказывания об Иисусе и о его последователях были преувеличены и истолкованы тенденциозно. В 1239 г. в ряде булл папы римского Григория IX Талмуд был определен как книга чрезвычайно вредная, которая служит причиной болезненного упрямства евреев в их приверженности вере предков.
На самом деле христианство вовсе не представляло проблемы для амораев Вавилонии, хотя бы потому, что они жили далеко от стран, где эта религия распространялась. Амораи Эрец Исраэль вели полемику с христианами-евреями и византийцами, однако документальных свидетельств этого в Талмуде немного, и их полемический запал значительно уступает резкости антиримских, антиидолопоклоннических выпадов. Сведения об Иисусе и христианах носят характер хроникальных сведений, приведенных между прочим. Современники, вероятно, не видели в христианстве серьезной идеологической опасности. В Талмуде содержится критика верований идолопоклонников, но отношение к христианским догмам не выражено за исключением упоминания евангелий в числе книг отступников.
В 1236-38 гг. выкрест Николай Донин из города Ла-Рошель (Франция) подал папе римскому Григорию IX донос о «злодейских измышлениях» Талмуда, состоявший из 35-и параграфов, снабженных цитатами из Вавилонского и Иерусалимского Талмудов в переводе на латинский язык. Перевод в большинстве случаев был точным, однако интерпретация текста имела явную тенденцию представить Талмуд еретическим сочинением. 9 июня 1239 г. Григорий IX велел духовенству Англии, Арагона, Наварры, Кастилии, Леона, Португалии произвести расследование о верности изложенного в доносе. 3 марта 1240 г. утром, в час субботней молитвы, по указу папы были конфискованы еврейские книги в ряде городов Европы. 28 июня 1240 г. в Париже в присутствии короля состоялся диспут по поводу Талмуда. Диспуту был придан характер судебного разбирательства с заранее предопределенным исходом. Защитниками выступали четыре раввина, возглавляемые крупнейшим знатоком Талмуда той эпохи рабби Иехиелем бен Йосефом из Парижа, однако они не смогли повлиять на исход диспута. 17 октября 1244 г. было публично сожжено множество еврейских книг. Этот день впоследствии стал днем поста. Публичные сожжения Талмуда устраивались в 1230, 1235, 1240, 1242 и 1248 гг. Папа римский издавал буллы, требовавшие прекращения распространения Талмуда. Волна гонений распространилась и в Испании. 20 июля 1263 г. во дворце короля был организован диспут. Защитником «еврейского учения» выступал Нахманид, а обвинителем – отступник Пабло Кристиани. Массовые конфискации еврейских книг, завершившиеся их публичным сожжением, произошли во Франции в 1319–20 гг. и в Риме в 1322 г.
После изобретения книгопечатания подвижными литерами в начале XVI века Доминиканский орден развил бурную антиталмудическую деятельность и наделил выкреста-антисемита И. Пфефферкорна правом проверять и приговаривать к уничтожению еврейские книги. Пфефферкорн подготовил сожжение Талмуда во Франкфурте-на-Майне, однако евреям Германии удалось опротестовать и предотвратить готовившееся судилище. Согласно постановлению властей, тяжба о судьбе Талмуда должна была быть передана третейскому судье – беспристрастным христианским интеллектуалам. Эта роль была возложена на известного христианского ученого-гуманиста И. Рейхлина, который своими полемическими сочинениями и публичными выступлениями склонил общественное мнение к тому, что свобода вероисповедания предполагает свободное пользование существующей у евреев литературой. В результате конфискации и сожжения Талмуда были заменены жесткой внешней цензурой, которая сочеталась с не менее жесткой внутренней цензурой самих еврейских издателей, которые боялись гнева католиков и пытались его предотвратить. Начиная с 1520 г., с разрешения папы римского в Венеции издатели-христиане издали полный Иерусалимский и Вавилонский Талмуды для нужд еврейского населения. Однако уже в середине XVI века возобновились антиталмудические гонения, и в 1553 г. в Риме было публично сожжено немало печатных изданий и рукописей Талмуда. С 1553 г. по 1559 г. в разных городах Италии состоялись публичные сожжения Талмуда и других еврейских книг. По свидетельству инквизиции, только в Кремоне было сожжено двенадцать тысяч экземпляров.
Базельское печатное издание Талмуда 1581 г., издателем которого был христианин, а цензором – еврей-выкрест было подвергнуто жесткой цензуре. Каждое слово «гой» или «мин» («отступник») было заменено на «саддукей», «самаритянин» и т.д., нередко в ущерб прямому смыслу текста. Слово «Талмуд» заменили на слова «Гемара» или «Шас» (шесть разделов «Мишны»), поскольку считалось, что само название Талмуд имеет еретическое значение.
В конце XVI века католические церковные власти составили так называемые индексы – списки запрещенных еврейских книг, подлежащих конфискации. В 1590 г. из этих индексов выкрест Доминик ди-Джерусалеми составил настольную книгу для цензоров. Последнее публичное сожжение Талмуда состоялось в Каменец-Подольском в 1757 г.
Еврей-выкрест из Праги О. Роллинг написал книгу «Талмудический еврей» (1871), в которой, невзирая на свою неосведомленность в Талмуде, пытался обосновать справедливость кровавых наветов «аргументами», взятыми из Талмуда. В 1892-95 гг. в Германии протестантские теологи в антиталмудической полемике не гнушались ни подложными аргументами, ни клеветническими измышлениями. Среди такого рода сочинений, например, книга протестантского теолога И. Эйзенменгера «Открытие иудаизма».