ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 167 2012г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ПАМЯТЬ | СУДЬБА | АРХЕОЛОГИЯ |
ЗЕМЛЯ | ИСТОКИ | ЗА ЖИЗНЬ | ПАРНАС | ЛИЦА | ВПЕЧАТЛЕНИЯ | ПРЕОДОЛЕНИЕ |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2012 |
Осип Мандельштам как-то сказал, что Библия читается, как свежий, злободневный газетный репортаж. Три тысячи лет ушли в прошлое со времен царствования Давида, а споры о том времени буйно вторгаются в политическую злободневность Израиля.
В многолетнем противопоставлении светского и либерального Тель-Авива, развенчивающего патетику «древнего великого народа», – религиозному и национальному Иерусалиму, начиная с книг Хаима Йосефа Бреннера и Шмуэля Йосефа Агнона, немалую и порой доходящую до юмора роль играет столкновение ученых мужей – историков и археологов Тель-Авивского университета – с историками и археологами Еврейского университета в Иерусалиме.
Тель-авивские «новые историки» в последние годы пытаются доказать, что «град Давидов» вообще не был городом, тем более, столицей центральной власти, а маленькой забытой Б-гом деревней, и в Священном Писании роль «града Давидова» сильно преувеличена. Согласно их мнению, вообще не были найдены реальные археологические доказательства написанному в Танахе о царствовании Давида в то время, как, начиная с его преемника царя Шломо и следующих за ним царей, такие доказательства существуют.
Иерусалимцы же отстаивают «державность» Иерусалима эпохи царя Давида.
Археолог, профессор Хайфского университета Райх говорит о том, что единственным доказательством в археологии могут служить материальные остатки, обломки сосудов и стен, ибо «текст всегда имеет определенную направленность, в отличие от черепков, у которых нет никакой направленности, и единственная их слабость – техническая. Их следует откапывать с тщательной осторожностью, чтобы найти ясную связь между временем их создания и местом их нахождения, ибо если строения и черепки разновременны, то, по сути, ничего нами не найдено».
Уже достаточно долгое время группа археологов Иерусалимского университета под руководством доктора Аелет Мазар, внучки одного из самых известных израильских археологов ныне покойного профессора Бениамина Мазара, занимавшегося раскопками западной стены Иерусалимского Храма («Стены Плача») и прилегавшей к ней западной части города тех дней, ведет раскопки «града Давидова».
Тель-авивские археологи обвиняют фонд «Керен Шалем», субсидирующий эти раскопки, в правой политической направленности и, естественно, национальной, если не сказать, националистической, тенденциозности.
Так или иначе, в последние дни по всему мировому археологическому сообществу прокатилась волна сенсации, обозначенная в израильской прессе так: «В Иерусалиме обнаружен дворец царя Давида».
Эта, по сути, тщательно скрываемая информация пришла из американского источника, причем, достаточно детальная, информация о событии, которое может стать одним из самых потрясающих в истории раскопок Иерусалима.
Уже долгое время ведутся раскопки в районе «города Давида», находящегося южнее Старого города, вне его стен, у подножья Мусорных ворот, на склоне холма Офел, где сегодня расположена арабская деревня Силуан. По этому склону пролегает дорога, ведущая к источнику Гихон, рядом с которым и возник Иерусалим, и к древнему Силоамскому бассейну.
В результате этих раскопок обнаружены следы огромного даже по современным масштабам здания одиннадцатого и десятого века до новой эры, то есть времен царя Давида.
Из американских источников также следует, что примерные расходы на эти раскопки составят около одного миллиона долларов, и все это держится в секрете, ибо существует опасность вмешательства всяческих сил, сопротивляющихся раскопкам.
Несмотря на то, что раскопки еще не завершены и обработка материалов находится в самом разгаре, американские источники считают, что возраст большинства из находок говорит об их принадлежности десятому веку до новой эры – периоду объединенного Давидова царства. Здание, чьи остатки раскопаны, охватывает пространство в 300 квадратных метров. У здания характерные признаки царского сооружения в отличие от обычного жилья. Найденные между камнями стен черепки относятся к двенадцатому и одиннадцатому веку до новой эры. Это приводит археологов к мнению, что, возможно, это – дворец Давида, который был построен для него финикийским царем Хирамом в благодарность за то, что Давид воевал с филистимлянами и победил их.
Источником предположения являются строки из Второй Книги пророка Самуила, части пятой, стихов 11 и 12: «И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду. И уразумел Давид, что Господь утвердил его царем над Израилем, и что возвысил царство его ради народа Своего, Израиля».
Еще в 1997 году доктор Мазар опубликовала в международном археологическом журнале статью о предполагаемых в этих местах раскопках, где еще в 60-е годы был обнаружен древний греческий архитектурный ордер, характерный для царских зданий. Большие размеры строения, время его постройки, и тот факт, что оно построено вне стен города позволяют сделать вывод, что речь идет о дворце царя Давида.
По сей день найдено 14 фрагментов из свитков времен Бар-Кохбы. Совсем недавно, археолог, профессор Ханан Эшель, купил у грабителей древности 15-й фрагмент. Причем, это первый и единственный фрагмент из Книги Моисеевой «Ваикра» («Левит»).
Известно, что бежавшие в Иудейские горы воины Бар-Кохбы скрывались в пещерах два-три месяца, пока часть из них не была пленена римскими легионерами, а часть сумела сбежать в Галилею. В двух почти рассыпающихся обрывках 15-го фрагмента расшифровывается воистину историческая тайна.
Известно, что свиток Книги «Левит» раскатывают с двух сторон и читают лишь срединную его часть. Один из ассистентов профессора Эшеля – Йоси Брухи открыл, что огонь сжег лишь скатанные края свитка, впитавшие в себя влагу, а срединная часть осталась сухой, и уцелела. Из этого текста ясно, что он был последним, который беженцы Бар-Кохбы произносили до своего побега.
Текст этот из книги «Левит», который читают в Песах.
Таким образом, нам стало известно, что беженцы восстания Бар-Кохбы читали этот отрывок Торы весной 135 года новой эры, в праздник Песах. Остатки сезонных диких плодов в пещерах, созревающие в сентябре-октябре, указывали на то, что беженцы покинули пещеры осенью. Обрывки 15-го фрагмента опровергают это предположение, указывая на то, что беженцы вели нормальную религиозную жизнь до весны. Этого мы до сих пор не знали.
Теперь ясно, что в течение лета 135 года новой эры они готовились к бегству, ибо жизнь их стала невыносимой.
Вообще упрятываемые, закапываемые свитки, по сути, считаются бесценными находками.
Дело в том, что священные свитки, ставшие до того ветхими, что ими уже нельзя было пользоваться, не разрешалось уничтожать, а лишь прятать или закапывать. Невероятная ценность этих свитков заключается в том, что они являются историческими предтечами священных книг иудаизма и христианства, по сути, их черновиками. Нет цены тем изменениям и поправкам, которые мы находим в них, сравнивая с канонизированным текстом.
Обнаружение этих свитков бедуинским мальчиком-пастухом Мухаммедом эд-Дибом в первые годы государства Израиль в пещерах Мертвого моря, их лихорадочные поиски в течение всех последующих лет, стали своего рода наркоманией всех историков, археологов, коллекционеров во всем еврейском и христианском мире. В течение первых семнадцати лет после 1948 года в местах этих работали, сменяя друг друга, археологические экспедиции и, таясь от них, с такой же интенсивностью, банды грабителей древностей.
15 тысяч обрывков пергамента, от самых малых, с оставшейся на них одной буквой, до более крупных, – постепенно и терпеливо складывались в мозаику. Из этих обрывков, подобно чуду, возникали тексты Священного писания и скрытые в них тайны черновых вариантов Торы.
Значительная часть этих находок, которая прошла в течение этих лет через явно непрофессиональные руки, теперь находится на сохранности в «Дворце Книги» в Иерусалиме, после тяжелейшей работы реставраторов по спасению пергаментов.
Время от времени на археологических рынках возникают новые обрывки, за которые требуют баснословные цены. К примеру, обрывок свитка, почти начисто стертый, был куплен норвежским коллекционером за 800 тысяч долларов.
Обрывки 15-го фрагмента были обнаружены грабителями древности в русле ручья Аругот, впадающего в Мертвого море. И это через 40 лет после того, как были найдены последние фрагменты свитков Мертвого моря. В течение этого времени все экспедиции археологов и все банды грабителей не нашли ничего, так, что даже решили оставить это безнадежное дело.
Находка этих дней говорит о том, что отчаиваться рано.
История этой находки начинается в августе 2004 года, когда профессор Бар-Иланского университета Ханаан Эшель, известный в мире специалист по свиткам Мертвого моря, был тайно вызван на проверку древнего фрагмента. Эшель отказался, мотивируя отказ тем, что в отличие от древних монет, обрывок текста требует детального изучения. Тогда обратившиеся к нему связные разрешили этот обрывок сфотографировать. Через полгода профессор снова наткнулся на этот фрагмент, но уже в значительно худшем состоянии. Ему удалось на деньги фонда купить эти два обрывка почти за бесценок – 3000 долларов.
Так как это куплено было из рук грабителей древности, профессор передал находку в Департамент охраны древностей.
Итак, находка состоит из двух обрывков пергамента оленьей кожи величиной от пяти до семи сантиметров. Пергамент сохранился в течение более, чем 2000 лет, и был покрыт слоем пыли и катышками испражнений летучих мышей.
В двух этих обрывках – 36 строк из Книги «Левит».
В первом обрывке – стихи 38-39 из 23-й главы книги (прописными буквами отмечены слова, сохранившиеся на пергаменте):
«…КрОМЕ ВСЕХ ОБЕТОВ И кроме всего приносимого вами по усердию вашему, что вы даЕТЕ ГОСПОДУ.
А в пятнадцатый день СЕДЬМОГО месяца, когда вы собираете произведения земли…»
Во втором обрывке – стихи 41- 44 из той же 23-й главы:
«И празднуйте этот праздник Господень СЕМЬ дней в году: это постановление вечное В РОДЫ ВАШИ. В седьмой месяц празднуйте его.
В КУЩАХ ЖИВИТЕ Семь дней; всякий живущий в Израиле, должен находится в кущах,
Чтобы знали роды ваши, что в куЩАХ ПОСЕЛИЛ Я сынов Израиля, когда вывел их ИЗ ЗЕМЛИ Египетской. Я Господь, Б-г ваш.
И объявил МоШЕ сынам Израиля о праздниках Господних».