ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 167 2012г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ПАМЯТЬ | СУДЬБА | АРХЕОЛОГИЯ |
ЗЕМЛЯ | ИСТОКИ | ЗА ЖИЗНЬ | ПАРНАС | ЛИЦА | ВПЕЧАТЛЕНИЯ | ПРЕОДОЛЕНИЕ |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2012 |
В статье использованы как публикации известных ученых-хазароведов М.И. Артамонова, С.А. Плетневой, Л.Н. Гумилева, В.Я. Петрухина, так и собственные знания, полученные при раскопках хазарских археологических памятников в 1980–86 гг. в Крыму и на Северном Кавказе.
Поскольку сегодня история первого государственного образования под названием Хазарский каганат стала предметом политических спекуляций как со стороны палестинских историков, так и их израильских левых «друзей», таких, как Шломо Занд, то вначале я коротко ознакомлю читателей с историей вопроса.
Поводом для споров, сначала в научном мире, а потом и среди современных политиков и ученых, послужила работа А. Кестлера «Тринадцатое колено», в которой автор, английский писатель и философ еврейского происхождения, доказывал, что современные евреи-ашкеназы (т.е. выходцы из европейских стран) являются не потомками древних евреев, а остатками реликтовых этносов Восточной Европы, входивших когда-то в состав Хазарского каганата (хазар, болгар, печенегов и пр.), принявших иудаизм на рубеже IX-X веков на территории Хазарского каганата и расселившихся после разгрома Хазарии войсками русских князей по всей территории средневековой Восточной Европы.
В своей работе «Тринадцатое колено» Кестлер ссылается на польских историков, не называя конкретных лиц и не приводя в пример их работы, но, тем не менее, принимает их точку зрения совершенно не критически. Артур Кестлер не историк, не археолог, не этнограф и не лингвист, а польские историки 1930-х – 1940-х годов не были знакомы с трудами советских археологов, которые занимались исследованием памятников Хазарии в 50-х – 80-х годах прошлого века. Хазарский каганат располагался на территории южного Поволжья и северного Причерноморья, а не на территории Польши или Венгрии, поэтому мы не можем считать польских, а также и других европейских историков, компетентными в вопросах хазарского суперэтноса и происхождения иудео-хазар.
Идею А. Кестлера радостно подхватили лидер палестинских террористов Я. Арафат и его соратник Абу Мазен, т.к. отныне можно было заявить, что современные евреи-ашкеназы не принадлежат к древнееврейскому этносу, генетически с ним не связаны и соответственно не имеют никакого права на Государство Израиль. И уже 90-х годах прошлого столетия и в начале XXI века идею о «тринадцатом колене» вслед за Арафатом раздувают израильские левые журналисты (Ярон Лондон), так называемые «новые историки» (А. Поляк, Шломо Занд), арабские политики и лидеры палестинских террористов.
«Теория» Кестлера при ближайшем рассмотрении ошибочна в своих основных постулатах, так как: а) Язык евреев-ашкеназов (идиш) не содержит тюркских корней, а основан на северо-германских диалектах с примесью ивритских и арамейских слов; б) Ссылки на «смешанную» антропологию европейских евреев ничего не доказывают – естественно, что популяция ближневосточных семитов, очутившаяся сначала в Западной (VIII–X века н.э. или еще раньше), а затем и Восточной Европе, в течение свыше тысячи лет подвергалась всевозможным воздействиям (как природных факторов, так и дрейфа генов), поэтому основывать такими аргументами доказательство, что евреи-ашкеназы не принадлежат к «еврейской расе», невозможно. «Еврейской расы» как некоего отдельного этноса никогда не существовало. Большинство евреев –ашкеназов ( свыше 70%) принадлежат к Большой средиземноморской расе (к коей принадлежат и евреи-сефарды, и современные арабы, южные французы (Прованс), итальянцы, испанцы, греки, большая часть южных славян и т.д.); в) Среди населения Хазарского каганата евреи составляли незначительный процент (см. Плетнева С.А. «Очерки хазарской археологии»), иудаизм приняла лишь часть хазарской военной аристократии, практически уничтоженная в ходе войны с русскими князьями. После разгрома каганата волжские хазары приняли ислам, донские и приднепровские (основа будущего казачества) – православие. В свете современных данных о хазарах гипотеза А. Кестлера не выдерживает никакой критики. О судьбе хазар и Хазарии поговорим ниже.
Важные свидетельства истории того или иного этноса – письменные источники. По свидетельствам современников Хазарского каганата, арабских и византийских авторов( аль-Масуди, Константин Багрянородный), а также документа «Письмо царя Иосифа Хасдаю ибн Шафруту», собственно хазары – тюркский этнос, выходцы из Центральной Азии,расселившиеся в VII в.н.э. в регионе Нижнего Повольжья и равнинной части Дагестана. Здесь они столкнулись с этнической группой иранских евреев, бежавших из северного Ирана после восстания «маздакитов» (см. также Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и Великая степь») от преследовавшего их царя Хосроя Ануширвана. Вероятно, эти евреи и принадлежали к остаткам одного из 10-и израильских колен, угнанных ассирийцами в VIII веке до н.э. из разгромленного Израильского царства.
Но, прожив на территории северного Ирана в окружении диких горных племен свыше тысячи лет(!), они были уже в какой-то мере ассимилированы соседними этносами, иудейские законы помнили нетвердо (по свидетельству царя Иосифа, соблюдали только обрезание и чтили субботу). Они вели оседлый образ жизни, занимались виноградарством и отгонным скотоводством. Отношения с тюрками-хазарами были добрососедскими.
Союз между этими двумя этносами, приведший к становлению и укреплению государства Хазария, произошел в результате долгой и жестокой арабо-хазарской войны в северокавказских степях (721-735 г. н.э.) Войско хазар возглавил вождь смешанного еврейского-хазарского этноса, князь Булан (Сабриэль). Война с арабским полководцем Мерваном сначала была неудачной, после нескольких поражений хазары даже вынуждены были отступить и принять ислам, но война была кровопролитной, и в итоге Мерван с арабской конницей ушел в Закавказье, а затем хазары перенесли военные действия в Грузию и Армению. Князь Булан, помнивший о своих еврейских корнях, дал обет – если вернется с победой, то он и его дружина примут иудаизм. Хазары победили, Булан принял иудейское имя Сабриэль, изгнал из страны идолопоклонников и приблизил к себе знатоков Священного писания, приказал отлить из золота ковчег, ритуальные столы, сосуды и др. предметы иудейского культа. Вслед за Буланом-Сабриэлем иудаизм приняла дружина, а затем и часть высшей тюрко-хазарской знати.
Так гласит предание, изложенное в «Письме хазарского царя Иосифа Хасдаю ибн Шафруту», а также в другом документе, названном «Кембриджский аноним». Впоследствии вождь хазар, принявших иудаизм, принял титул кагана. Само это название происходит вовсе не от ивритского «коэн», а от тюркского – «ха- каан», что означало – верховный вождь. Принятие же иудаизма в государственном масштабе произошло при потомке Сабриэля, кагане Обадии, на рубеже VIII и IX веков. Таковы свидетельства письменных источников.
Судя по погребальным комплексам (курганным могильникам, погребениям в «катакомбе» и «каменным ящикам»), напрашиваются выводы, что преобладающим населением причерноморских, приазовских и донских степей, а также Северного Кавказа в эпоху расцвета Хазарского каганата являлись предки осетин – аланы (оседлое земледелие) и болгары (кочевой этнос).Союзниками хазар в IX–X веке были также печенеги и мадьяры. Оказавшиеся под властью хазар болгары составили основу полукочевого населения Хазарии, а также главную военную силу. Аланы жили как в северо-кавказском регионе, так и в донской лесостепи (Салтово-маяцкая культура). Собственно хазарскими считаются курганные погребения богатых воинов-всадников, обнаруженные в основном в калмыцких степях и Приднепровье.
Что же касается иудейских памятников, то погребения с характерными символами иудаизма (изображения меноры, лулава, этрога, украшения магендавидом) обнаружены в основном в Крыму (Керчь, Феодосия, Чуфут-Кале) и кавказском побережье (Фанагория, Таматарха), а несколько еврейских могил (каменные ящики) и разрушенная синагога в крепости Саркел на Дону.
За пределами Хазарии в могильнике на Дунае (Венгрия), где в воинских погребениях с оружием и конями обнаружены кирпичи с изображением меноры, лулава и этрога, что подтверждает летописные свидетельства о присутствии в составе мадьярской орды иудео-хазар (кабаров).
Все эти данные говорят о том, что еврейский этнический компонент в населении каганата был незначительным, и еврейское население Хазарии сосредотачивалось в основном в Крыму и кавказском Причерноморье.
На самом деле, скорее всего, хазарский вождь и часть знати приняли иудаизм в противовес исламу Арабского халифата и христианству Византийской империи, чтобы показать свою независимость. Хазарская держава быстро разрослась, подчинив себе города Причерноморья и большей части Крыма (кроме Херсонеса), на севере наложили дань на славянские племена (полян, северян и вятичей), угро-финнов(мордву) и кочевников-венгров. Хазары контролировали практически все торговые пути – с севера на юг, в халифат и Византию, и с востока (из Китая) на запад (в Причерноморье). На международной торговле (взятии огромных пошлин за товары) была основана экономика каганата.
Что же касается иудаизма хазар, то принятый Буланом (Сабриэлем) древний иудаизм Торы допускал лояльное отношение к неевреям -прозелитам (Аль Масуди отмечал эту веротерпимость хазар к язычеству , а также к исламу и христианству). Но при кагане Обадии, который «поправил царство и утвердил веру надлежащим образом», ситуация меняется. Прослышав про «иудейское царство на Востоке», в Хазарию начинают стекаться евреи из Византии и мусульманских стран, которые там подвергались гонениям. Но эти иудеи исповедуют уже «новый» иудаизм – иудаизм Талмуда, который распространился в период жесточайшего преследования евреев во II–V веках н.э., в период изгнания народа в галут. Еврейские общины Византийской империи были унижены враждебными окружением и управлялись раввинами, «толкователями Закона». Хазарский каган Обадия окружает свой трон именно толкователями, которые были непримиримы к чужакам-прозелитам, встретили в штыки пережитки язычества и потребовали соблюдения жестких предписаний Талмуда. Что же на деле означала эта «поправка царства»?
Иудаизм Талмуда как религия галута (раввинистический иудаизм) не мог стать государственной религией разноплеменного каганата. Раввины с большим трудом обосновали иудейское происхождение кагана Обадии (от князя Сабриэля) и его ближайшего окружения, но не смогли или не пожелали сделать это для тюркской и аланской аристократии, несшей основную тяжесть военной службы в хазарских гарнизонах. Вместо объединения раввинистический иудаизм отрезал кагана и его двор в столичном городе Итили от остального народа. Такое разделение привело к гражданской войне, усердно подогреваемой как Византией, так и арабами. В результате часть восставших против кагана тюрко-хазар была перебита, болгарская орда разделилась и ушла частично на Каму, частично к границам Дуная. Туда же ушли и мадьяры, бывшие союзники хазар, и с ними часть иудео-хазар (так называемые кабары), несогласные с новой политикой кагана.
Потеряв основную военную силу – конницу болгар и мадьяров, аристократическо-купеческая верхушка Хазарии нанимает за плату воинов из мусульманских областей Закавказья, а также «русов», т.е. появившихся на северных границах Хазарии воинов скандинавско-славянского происхождения (варягов). И, чтобы держать в подчинении эту разношерстную массу чужеземных воинов, каган и его окружение время от времени стравливают между собой мусульман и «русов».
К середине X века Хазария достигает вершины могущества за счет налогов торгового капитала, одновременно резко сокращаются посевные площади из-за засухи, население сосредотачивается в нескольких крупных городах (Итиль, Семендер, Беленджер, Саркел, Таматарха), но каган и аристократия все более отдаляются от остального народа. В западную (причерноморскую) часть проникает православное христианство, а в поволжские кочевья – ислам. Армия состоит из мусульманских наемников, религиозно враждебных каганату.
Ослабление Хазарии использует киевский князь Святослав. В 965 г. войско Святослава неожиданно нападает на столицу Хазарии – Итиль, сжигает ее и громит плодородные земледельческие районы побережья Волги и Терека. Каган, его двор и приближенная аристократия погибают в этой войне. Окончательный удар Хазарии наносит сын Святослава, Владимир, разгромив черноморские города (Таматарху, Фанагорию) и западные крепости хазар (Саркел). На Хазарию накладывают дань, часть хазарских пленников Владимир уводит на Русь и расселяет в Приднепровье и Киеве. Но, по свидетельству русских летописей, в Киеве уже проживает еврейская община выходцев из Европы, т.е. евреев-ашкеназов, говорящих на идиш. Население Киева четко различает хазар и евреев (т.е «козаре» и «жидове»). Хазары, расселенные в Поднепровье и Подонье, принимают православие и вливаются в древнерусский этнос. Остатки хазар Поволжья принимают ислам и в дальнейшем (в период Золотой Орды) преображаются в этнос астраханских татар. Иудео-хазары равнинного Дагестана отходят в горы и, по одной из гипотез, существуют до настоящего времени в виде этноса кавказских евреев (татов). Часть смешанного еврейско-хазарского этноса Крыма приняла особую форму доталмудического иудаизма – караизм и существует до настоящего времени в виде караимской общины. Другая часть образовала общину евреев-крымчаков. Часть иудео-хазар, ушедшая в IX веке н.э. на Дунай к мадьярам, слилась с мадьярами и исчезла как самостоятельный этнос.
Такова история хазар, исчезнувших как отдельный этнос к XI веку или же сохранившихся ввиде небольших реликтовых этнических групп (кавказские евреи, крымчаки и т.д.). К евреям-ашкеназам Европы они не имели никакого отношения. Языки, на которых говорят караимы и крымчаки, относятся к тюркским (половецко-огузским) диалектам, в отличие от языка ашкеназов (идиш). В языке идиш нет и намека на родство с тюркскими языками.
Евреи-ашкеназы как часть еврейского народа выделяются из числа евреев Европы, называемых в V–VI веках н.э. – «сфарадим» (сефарды), т.е. выходцы из Сфарада. Так на иврите называли Испанию, где евреи поселились еще во времена Римской империи. Они говорили на диалекте «ладино», т.к. основой его являлась латынь с примесью ивритских и арамейских слов. После изгнания евреев из Палестины они расселяются в пределах Западной Римской империи на территории Италии, Франции и южных областей Германии, и все говорят на ладино. Но еще при первых франкских королях – Меровингах и особенно в период Крестовых походов еврейские общины Франции подвергаются погромам и уничтожению, многие общины изгоняются из пределов страны. Евреи, бежавшие на восток, в германские княжества и далее в Польшу, Чехию и Литву, в течение X–XIII столетий теряют связь со своими испанскими собратьями, в новой среде развивается новый диалект – идиш (смесь северо-германских диалектов и иврита), и к XIII веку популяция евреев Германии, Польши, Венгрии и восточных славянских земель называется уже «ашкеназим» ( т.е. «северяне»). Они в известной мере являются и ветвью тех же сефардских евреев Средиземноморья (однако известно, что в Германии при этом первые еврейские общины выходцев из Палестины появились еще в самом начале так называемой новой эры) и в любом случае не имеют прямого отношения к иудейскому этносу Хазарии. Уже в XII веке мы не находим никаких упоминаний о Хазарии и ее этносах.