ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 


Геннадий Разумов



По своей стране

Наверно, многие в своей эмигрантской жизни в Америке не избежали немудреного и каверзного вопроса-упрека:

– Какие вы евреи, если по израильской визе поехали не в Израиль, а совсем в другую сторону? Надо было брать в Сохнуте билет до Тель-Авива и лететь на историческую родину.

На это вы обычно не менее сердито отвечали:

– Ну, конечно, мы так бы и поступили, если бы не дети, которым здесь показалось лучше. Неужели, их можно было оставить одних? Как им было бы без нас?

Или давали ответ в другой, более общей, форме:

– Не могут же евреи всего мира поселиься в Израиле, нет всем места в этой крохотной стране. Да и не настало еще для этого время, Мошиах пока не пришел.

А было еще одно оправдание, реже высказывемое вслух, но крепче, чем первые два, угнездившееся где-то в глубине сознания:

«Увы, в этом Израиле опасно не только жить, но и просто ходить по улицам – не дай Б-г, попадешь под осколки от шахидского пояса».

И там же, на обочине совести, притаилась еще и этакая колбасная мыслишка:

«А уровень жизни? Разве сравнишь то, что мы с Розой имеем здесь, с тем, как живут они там?»

В предвзятости и лукавстве оправдательных тезисов я еще раз убедился, совершив очередную поездку в Израиль. Впервые довелось мне почти две недели плотно пожить на севере страны, в небольшом совсем молодом городе Кармиел.

Он свободно раскинулся на нескольких возвышенностях, переросших по высоте холмы, но до гор не дотянувшихся. Искустно используя рельеф, архитекторы удачно встроили город в местный ландшафт. Окружающая природа была использована и при возведении зданий – «подножным» материалом для строительства послужил тот же камень, на котором город стоит. Это красивый бежеватый известняк с коричневыми прожилками, его глыбы скульптурными композициями то там, то тут украшают перекрестки и улицы города. А дома, как невесты в фате, одеты в белую «иерусалимскую» облицовку, делающую их нарядными и парадными.

В городах «одноэтажной» Америки дома, как солдаты, выстраиваются обычно в одну шеренгу. Планировка жилой застройки в Кармиеле, впрочем, как и во многих других новых городах Израиля, восхищает целесообразностью и благоразумностью. Кварталы расположены так, что дома образуют уютные внутренние дворы. В каждом из них оборудованы детские площадки с горками, песочницами, качелями. Без страха и сомнения выпускают на них родители своих детей. Тем более что неподалеку под тенистыми деревьями сидят на скамейках соседские бабушки с вязаньем или дедушки с газетами.

Деревьев, кустов и вообще зелени в Кармиеле не меньше, чем в каком-нибудь ботаническом саду. Пальмы, фикусы, кипарисы мирно уживаются с соснами, елями и даже березами. А цветов! Нет перекрестка, где не было бы клумбы, нет улицы, где не было бы газона. Особенно много роз, красных, бордовых, розовых, желтых. И все благоухают. Также хороши белые, фиолетовые и оранжевые бугенвили, яркими покрывалами висящие на высоких решетчатых стендах. С ними по многоцветью соревнуются растущие по соседству гвоздики, маргаритки, бархотки, калы. А неподалеку на темнозеленых кустах цветут крупные алые мальвы.

Я шел по раскинувшемуся между жилыми кварталами большому скверу, любовался цветами, и вдруг мой взгляд споткнулся о нечто совершенно неожиданное. Рядом с проходящей мимо дорогой высились развалы старой крепостной стены, и вблизи них стояли остатки мраморных древнеримских колонн коринфского ордера. Когда я подошел ближе, то увидел на каменном полу многоцветные византийские мозаики, достаточно хорошей сохранности.

Меня поразил высокий уровень музеификации этого археологического раскопа – проложены дорожки, поставлен щит со схемой и описанием античных сооружений. И главное: древняя каменная кладка надежно законсервирована и защищена от дальнейшего разрушения. И это не в каком-нибудь традиционном центре туризма, не в Масаде и не в Цфате, а в небольшом провинциальном городе, в черте обычной жилой застройки! Какие молодцы израильтяне, что так бережно относятся к историческому наследию.

«Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей...» – пели когда-то, не подозревая, что эти слова смогут нами когда-нибудь быть отнесены еще к какой-нибудь стране, кроме СССР. Но вот наша «субару» вынырнула из жилых кварталов Кармиеля и понеслась по скоростной асфальтово-бетонной дороге на север. А глаза вместе с видео-камкордером жадно вонзились в летящие мимо пейзажи Галилеи.

Сначала обьектив долго прыгал по многокилометровым оливковым рощам и фруктовым садам, а потом побежал по клубничным, кукурузным и пшеничным полям. Но вот равнина перекосилась, вздыбилась и плавно перешла в холмы, покрытые яркой малахитовой травой и кудрявым темнозеленым кустарником. А вскоре к дороге подбежали отдельные деревья, перелески, которые потом слились в настоящий густой сосново-еловый лес.

– До 50-х годов здесь была каменная пустыня, турки когда-то все деревья вырубили. Пришлось леса заново насаживать, – обьяснил сидевший за рулем родственник. А его жена добавила:

– Жаль времени мало, а то бы маслят, рыжиков и белых пособирали. Уж не меньше, чем в бывшем вашем Подмосковье.

Вскоре машина повернула еще дальше на север, и по обе стороны дороги снова потянулись пустынные каменистые холмы и пригорки. Кто сказал, что Израиль – маленькая страна, и всем евреям там негде разместиться? Неправда – на этой земле полно свободного места. Здесь могут быть построены десятки таких пятидесятитысячников, как Кармиель!

Поехал я и в Иерусалим. Нет, не поехал и не пошел, а взошел, поднялся. И не только потому, что он стоит на возвышенности, а потому, что возвышает духовно, позволяет взглянуть на себя как на частичку чего-то очень важного в этом мире. Только пройдя пешком по «Кинг Джорджу», «Бен-Иегуде» или «Яффской дороге», можно ощутить ауру этого великого города.

На сей раз я побывал в Иерусалиме с экскурсией. Меня удивил гид, уделявший, на мой взгляд, излишнее время христианским святыням. Больше часа он водил нас по храму «Гроба Господня», предлагал ставить свечи, поднимал на Голгофу.

Внешне на улицах Иерусалима, как и всех других городов страны, все спокойно и мирно. Ходят машины и автобусы, работают рестораны, кафе, в магазинах и на рынках не протолкнешься. Одним из важных психологических факторов безопасности служат бродящие по улицам небольшие группки солдат с автоматами. Они, как все остальные, ходят по супермаркетам и универмагам, сидят в кафе, едут в автобусах. Их присутствие создает какое-то безотчетное чувство надежности и защищенности.

У этих ребят в военной форме молодые приятные лица.

В других армиях, таких, как, например, американская, девушки в камуфляже теряют всю свою женскую привлекательность и по внешнему виду мало отличаются от мужчин. А вот взгляните на девушек-израильтянок в военной форме – она их только красит, они ее носят легко, изящно и даже кокетливо.

Чувство защищенности возникает и при посещении любых торговых центров, концертных залов, ресторанов, городских учреждений.

Всюду на входах в здания стоят охранники. Посетители уже привыкли открывать перед ними свои сумки, портфели, чемоданы. И не видят в этом ничего усложняющего жизнь, это просто данность. Так надо, без этого нельзя.

Однако, наверно, все это главным образом видимая сторона суровой действительности. Чувствовать – еще не значит знать. А знаем мы, что жизнь жителей и гостей Израиля действительно находится под постоянной угрозой терактов. Вероятная опасность вот уже сколько лет ежечасно подстерегает их на улицах и автобусных остановках, в магазинах и на рынках.

Наверно, с применением уникальной системы капельного орошения было осуществлено чудо, увиденное мною из окна автобуса, шедшего от Иерусалима до Масады. Прямо на берегу Мертвого моря, почти у самой кромки пересоленной мертвой воды, стройными рядами стояли высокие финиковые пальмы. И это там, где выжженная солнцем каменная Иудейская пустыня, где по определению ничего расти не может и не должно.

Финики, фиги, апельсины, киви, клубника – нигде больше я не встречал таких вкусных свежих фруктов, ягод и овощей, как на израильских базарах. Здесь все натуральное, все высший сорт, экстра.. А взять, к примеру, молочные продукты, а кулинарные и кондитерские изделия – просто пальчики оближешь!

Конечно, еда – это еще не весь уровень жизни, хотя и важная его часть. Многое другое в Израиле, впрочем, как и в любом обществе, стране и государстве, требует улучшения, совершенствования, обновления. Одна из традиционных острых проблем – это нехватка дешевого жилья для малообеспеченных людей. Особенно пожилых, которым вообще живется не очень-то хорошо. Многие одинокие старики в долголетнем ожидании субсидированного жилья вынуждены снимать одну квартиру на двоих или даже на троих.

У израильского государства недостаточно средств для социальных нужд. И это притом, что его работающие граждане отдают в виде налогов до 50% своего дохода. А что делать, когда львиная доля бюджета уходит на оборону.

В сложных условиях враждебного окружения, в условиях постоянной внешней угрозы израильскому госудаству, как никому другому, позарез нужно единство, даже авторитетное единовластие… Как далеко от него израильское общество! Откройте газету, включите телевизор, радио – только и слышишь: «Ликуд» против «Кадимы», «Авода», против «Ликуда». А ведь это вовсе не способствует... Может быть, я неправ. Дай Б-г, чтобы я был неправ.

Проблемами-дилеммами, мнениями-суждениями занята голова, а сердце продолжает радоваться встрече с прекрасной землей Израиля. И ни на минуту не исчезает ощущение, что ты не где-то там в гостях, а дома, у себя на родине. Это чувство не возникает ни в США, ни в Германии, ни в Австралии, ни в какой другой стране диаспоры. Там мы – эмигранты, и только здесь – репатрианты, вернувшиеся домой, на землю предков.

Вот почему очень многие из евреев диаспоры, по какому бы поводу они друг с другом не спорили, никогда и нигде не скажут, что им безразлична судьба Израиля. Ежедневно и ежечастно они напрягают слух и вглядываются в экран телевизора, когда идет речь о событиях в этой стране. И не только оттого, что там живут их кровные братья и сестры, тети и дяди или близкие друзья, одноклссники и однокурсники. А именно потому, что они – евреи.