ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 


Менахем Мендл Шнеерсон



Избавил Он в мире душу мою

85 лет назад – в октябре 1927 года – будущий VII Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон вместе с VI Любавичским Ребе Йосефом Ицхоком (Раяцем) и его дочерью Хаей Мушкой, своей будущей женой, покинул СССР. Отъезду предшествовали жестокие гонения на движение ХаБаД и заключение Шестого Ребе в ленинградскую тюрьму Шпалерка.

Посланник Ребе Менахема Мендла, главный раввин Агудас Хасидей ХаБаД СНГ, раввин синагоги на Большой Бронной Ицхак Коган продолжает в наши дни дело любавичских Ребе в России. Публикуем краткий пересказ маамара Менахема Мендла Шнеерсона, произнесенного в ночь на 10 кислева 5744 года (16 ноября 1983). Текст предоставлен синагогой на Большой Бронной (Москва).

«Избавил Он в мире душу мою от нападения на меня, ибо во множестве были они возле меня». (Псалмы 55-19. Царь Давид говорит, что даже противник – люди Авешалома – воевавшие с ним, были на самом деле «за меня».)

…Миссия, ради которой создан человек – служение Тв-рцу. И служение это, как правило, начинается с войны. Ведь даже когда ест человек свой хлеб, должен он перебороть в себе голод по материальному и превратить трапезу в освобождение искр святости, заключенных в пище.

И таким же образом строится служение человека в течение всей его жизни: от простого к сложному. Как было сказано в Мишне – сначала ребенок начинает разбирать по буквам текст Торы, потом изучать его и постигать: «В пять лет должен изучать Тору, в десять – Мишну, в пятнадцать – Талмуд» и т.д. И только после этого приступают к изучению внутренней части Торы. (Истинный мир составляет суть внутренней части Торы. Ведь если в открытой части Торы мы имеем дело и с добром, и со злом, и нашей задачей как раз и является отделение добра от зла, как, например, отделение разрешенного от запрещенного. Во внутренней части Торы нет вопросов и споров, порождаемых стороной зла, а есть только простое единство – полный мир).

Но таков был обычный путь изучения Торы до той поры, пока тьма изгнания не преобладала над светом. Перед тем, как приступить к изучению внутренней части Торы, занимались ее открытой частью, переходя от простого к сложному. Но в последних поколениях из-за усилившегося сокрытия Света Тв-рца постановили, что изучать тайны Торы следует в более раннем возрасте – с тем, чтобы привнести в мир больше святости. И известен обычай учителей хасидизма, и, в частности, об этом рассказывал мой тесть, Ребе Раяц. В раннем детстве, когда пришло время обучать его буквам алфавита, показали ему титульный лист книги Тания Алтер Ребе. В своих беседах ребе Раяц пояснял, что, хотя смысл написанного ребенок начнет понимать позднее, все-таки правильно будет с самого начала внушить ему истинность, сердечность и тепло учения хасидизма. И тогда ребенок будет способен с течением времени усвоить написанное учителями хасидизма. Совершенно очевидно, что сказанное Ребе Раяцем является прямым указанием каждому, кто услышит или прочитает.

Алтер Ребе также объяснял в «Законах изучения Торы», что в начале обучения малышей надо заставлять слушать учителя – и это проявление «войны». И таким же образом происходит служение человека – принуждает себя исполнять Волю Небесного Отца – учить Тору и исполнять заповеди. Однако конечной целью служения является состояние, о котором можно сказать: «Избавил в мире». То есть животная душа не будет находиться в состоянии «войны» с Б-жественной душой, так как и сама устремится к Тв-рцу и будет служить Ему. И об этом говорит Писание: «И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими», – и добрым, и дурным началом.

Каждому человеку дарованы силы, чтобы придти к состоянию «избавил в мире». А дарование этих сил произошло посредством самого первого «избавления в мире», о котором и говорится в псалме. Ведь говорит царь Давид о себе самом. И его служение сначала проходило как война.

Недаром сказано о великом царе, что много крови он пролил. Вел он войны, чтобы очистить мир и в духовном плане. И вступал он в бой лицом к лицу с силами зла. И к концу дней своих пришел царь Давид к «избавлению в мире», когда не смели больше враги приближаться к нему. И проявилось это в том, что при жизни сына его – царя Шломо – прибывали с миром искры святости в Святую Землю. Так, например, царица Савская сама приехала издалека к царю Шломо, и прибыли с ней искры святости, бывшие в плену в далекой стране. Сказано о мудрейшем из людей, что восседал он на троне в святом городе Иерусалиме и приносили ему камни драгоценные и сосуды ювелирной работы. А это и означает, что служение царя Шломо приводило к такому раскрытию Света Тв-рца, что силы зла сами исчезали, и не возникало состояния войны. И поэтому сказано о поколениях царей Давида и сына его Шломо, что были они подобны полной Луне (народ Израиля сравнивают с Луной, которая светит отраженным светом Солнца; подобно Луне народ Израиля светит отраженным Светом С-здателя).

Настоящий мир и покой на земле проистекает из Храма в Иерусалиме. Царь Давид подготовил все для его постройки, а царь Шломо возвел. Говорится далее в псалме: «Ибо во множестве были они возле меня». Объясняет Второй Любавичский Ребе (Миттельребе), что «избавление в мире» стало возможным благодаря помощи «множества». И надо добавить, что полное совершенство подразумевает, что все «множество» аспектов материального мира придет к сотрудничеству, как говорилось об этом выше: «всем сердцем твоим» – любовь к Тв-рцу проявится и в дурном начале.

И именно таков смысл фразы псалма: «Избавил Он в мире душу мою от нападения на меня, ибо во множестве были они возле меня», – вначале тяжелая война с дурным началом, а затем «избавление в мире». И с приходом нашего праведного Машиаха избавление это будет полным и окончательным. Исчезнет с земли дух зла. Сбудется пророчество Цефании: «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали Имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно». И исчезнет тогда само понятие«война», и воцарится мир на земле.

Все сказанное здесь основано на учении Миттельребе. И да удостоимся мы учить его книги так, как будто он сам стоит перед нами. Более того, не как будто, а действительно автор трудов стоит перед изучающим их. Ведь праведники подобны своему С-здателю, который сказал о Себе, что всего Себя поместил в Тору. Так и праведники помещают себя в свое учение. Так и Миттельребе поместил себя в свои труды и будет пребывать в них, пока не восстанет из праха сразу же вслед за приходом нашего праведного Машиаха. Ведь сказано в «Зогаре» и ряде других книг, что праведники встанут сразу по приходе Машиаха и не должны будут ждать несколько лет, подобно некоторым сынам нашего народа. И еще сказано, что Моше и Аарон восстанут среди первых. А ведь в каждом поколении есть свой «Моше». И таким «Моше» был в своем поколении Миттельребе.

И да будет Воля Его, чтобы Источники Учения Жизни распространились в мире. А это приведет к полному и истинному избавлению. И мы пойдем со знанием открытой и внутренней частей Торы. И тайны Торы раскроются. (И такое уже было – во время дарования Торы были сняты все «покровы». Тогда сокровенное учение Тв-рца было более очевидным, чем законы открытой части Торы. Ведь законы только слышали, а тайны – видели! А известно, что увиденное производит на человека более сильное впечатление, чем услышанное.)

И да удостоимся мы встретить нашего праведного Машиаха и вместе с ним всех праведников, восставших из праха, и в их числе Миттельребе, в нашей Святой Земле, в святом городе Иерушалаиме, на святой горе, в Храме – в ближайшее время, в наши дни!