ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 181 2013г. | ПУЛЬС | ТРАДИЦИЯ | СЛОВО | ПАМЯТЬ | ПАРАЛЛЕЛИ |
ТЕНДЕНЦИИ | МИР | ГОРИЗОНТЫ | СУДЬБА | МЕДИЦИНА | ПАРНАС | ОБСТОЯТЕЛЬСТВА |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2013 |
Выпускники и преподаватели иешивы Махон РаН |
Рассказывает председатель Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Авраам Танхум Бусин.
В XIX веке еврейская община России, в основном находившаяся в черте оседлости, была самой многочисленной в мире. В первой половине XIX века абсолютное большинство еврейских детей получало традиционное еврейское образование в хедерах и талмуд-торах.
В дореволюционной России еврейского мальчика в три года и один день отец заворачивал в талес и нес вместе с родственниками и знакомыми в хедер. Ребенок учился в хедере до 13-и лет. Там в процессе изучения Торы, книг пророков, Мишны и Талмуда он учился мыслить. С помощью наводящих вопросов учителей дети сызмальства вслух занимались осмыслением святых книг. Общеобразовательных предметов в хедере вообще не было. В тринадцать лет – после Бармицвы – часть мальчиков выходила из хедера, как сейчас принято говорить, в «светскую жизнь» и при желании получала дополнительные знания на занятиях в местной синагоге. Другая часть до восемнадцати-двадцати лет продолжала религиозное образование в иешивах. Кто-то учился в иешиве за счет родителей, образование некоторых особо одаренных детей из бедных семей оплачивалось из средств общины. После иешивы ее ученики становились раввинами, сойферами, шойхетами, бодеками, менакерами, моэлями, меламедами. Особо преуспевшие в учебе оставались работать в общине, при которой была иешива или возвращались в свою общину.
Тогда было основано много иешив: наиболее известная из них – Воложинская (основана в 1808 г.). Знаменитая иешива была также в Вильно. Во второй половине XIX века возникли иешивы движения мусар, в которых изучение Талмуда сочеталось с изучением нравоучительных книг. Наиболее крупная из таких иешив – Слободская иешива в Ковно. В конце XIX – начале ХХ века возникают хасидские иешивы, из которых особенно знаменитая – любавичская – «Томхей тмимим» (основана в 1897 г.). Попытка правительства ограничить деятельность хедеров и иешив не увенчалась успехом, и закон 1893 г. года легализовал их существование. Так складывалось до установления советской власти. После разгрома иешив и закрытия синагог и до горбачевского времени еврейское образование практически находилось в подполье. Иешивы были только у ХаБаДа и размещались в основном в Средней Азии – в частных домах подальше от чужих глаз. В качестве исключения в Москве при Хоральной синагоге открылась иешива «Огалей Яаков», находившаяся тогда под плотной опекой властей.
Сейчас Москва по праву считается одним из центров еврейского образования. В столице России есть хедер ХаБаДа («Хедер Менахем») и хедер литвакского направления. При «Хедере Менахем» имеется детский сад. Естественно, с трех до пяти лет игра превалирует над образованием. В дальнейшем акцент делается на религиозное просвещение. К тому же в Москве присутствуют детские сады с еврейским этнокультурным компонентом «Эц хаим» и «Ган хама». С еврейскими школами в столице РФ картина довольно пестрая. Существуют государственные школы с еврейским этнокультурным компонентом – №1311 («Тхия»), известная как школа Григория Липмана, школа № 1621 «Лаудер эц хаим». Есть специализированная религиозно-светская еврейская школа полного дня с проживанием «Месивта» при ФЕОР, сочетающая еврейское образование с общеобразовательными предметами. Сейчас при Московском еврейском общинном центре организовалась школа для продвинутых детей «Интеллект-2», в которой самый высокий образовательный уровень призван соответствовать рамкам кашрута. При ХаБаДе существует специализированная школа для девочек. В этой школе первая часть дня – еврейское образование, вторая часть дня – общеобразовательная (присутствие по желанию родителей). Аналогичная система – в уже упомянутом «Хедере Менахем» для мальчиков.
Юноши, окончившие «Хедер Менахем», едут учиться в израильские иешивы или направляются в иешиву в подмосковной Истре на базе лагеря «Ган Исроэль». Надо отметить, что для многих учащихся истринской иешивы – детей религиозных евреев, приехавших из Европы, родным языком является идиш. Если же молодой иешиботник женится, то продолжает свое образование в колеле при синагоге в Марьиной Рощи. По окончании истринской иешивы многие продолжают религиозное образование в США, а иногда в Израиле. Часть же ребят продолжает образование в светских российских вузах. Некоторые же предпочитают дальше учиться в Институте XXI века при ФЕОР, где можно получить как еврейское, так и светское образование по ряду специальностей. Существует еще «Еврейская религиозная семинария «Томхей тмимим» от ФЕОР – в Софрино. Туда широко принимают на обучение из любых уголков России. Большая часть продвинутых «семинаристов» выходит из стен этого учебного заведения со смихой раввина. Сейчас возникла договоренность о том, что учащиеся в Софрино могут параллельно сдавать экзамены на получение светской специальности в Институте XXI века. Кстати, ряд выпускников Института XXI века оказывается востребованным на предприятиях, которыми руководят люди, спонсирующие этот институт.
В зданиях бывшей спортивной базы «Спартак» в Сокольниках фунционирует женский кампус «Махон хамеш», где помимо религиозного образования по договоренности с различными институтами преподаются и светские дисциплины, защищаются светские дипломы. И все это – не покидая стен кампуса.
Высшая гуманитарная школа (ВГШ) им. С. Дубнова представляет собой некоммерческий негосударственный ВУЗ, существующий на частные пожертвования. До 2003 г. этот ВУЗ назывался Еврейский университет в Москве. Преподавательский состав ВГШ составляют профессора и ученые, чья репутация известна во многих зарубежных странах. Кроме того, Высшая гуманитарная школа имени С. Дубнова сотрудничает с Московским государственным открытым педагогическим университетом (МГОПУ), поэтому, абитуриент, поступивший в ВГШ им. С. Дубнова автоматически становится студентом сразу двух высших учебных заведений и по окончании обучения получает на руки два диплома. ВГШ сотрудничает с различными институтами и Центрами, такими, как Центр иудаики и еврейской цивилизации (ЦИиЕЦ) Института стран Азии и Африки при МГУ, Центр гебраистики и библеистики и Институт происхождения языков мира. Специализация Высшей гуманитарной школы имени С. Дубнова – еврейская история, литература, культура, религия, язык иврит и некоторые другие дисциплины, например, русистика, общее языкознание, английский и немецкий языки, латынь, история разных стран, психология. В ВГШ имеются три факультета – истории, психологии и иностранных языков.
«Информпространнство» уже многократно рассказывало об иешиве «Махон РаН» при синагоге на Большой Бронной («Агудас Хасидей ХаБаД»), выпускающей раввинов, шойхетов и других представителей религиозных профессий. Здесь отдается предпочтение практическому прикладному образованию, когда человек обучается специальности, уже реализовывая себя в конкретном деле. Раввин, выходящий из «Махон РаН», обязательно овладевает и профессиями шойхета и бодека – такой «многоумеющий» раввин бывает просто остро необходим в небольших российских (и не только) городах. При Хоральной синагоге продолжает работать с советских времен иешива «Огалей Яаков» с колелем для женатых. В общине литваков также есть иешива «Торат хаим» в Хрипани, а на Моросейке – религиозный образовательный центр для молодых евреек. Эта система работает при КЕРООР. При общине «Дор ревии» готовят программистов: половину времени обучения будущие специалисты отдают изучению Торы, а вторую половину времени глубокому освоению своей специальности. В самых крупных синагогах – на Большой Бронной, в Марьиной Роще, Большом Спасоглинищевском переулке – ведутся систематические вечерние занятия преподавателей с теми, кто днем занят на основной светской работе. В общинах, в том числе небольших, почти повсеместно регулярно проводятся лекции. Особое место занимает система подготовки геров (она по-разному организована в ФЕОР и КЕРООР, но является неотъемлемой частью всего учебного процесса).