ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 146 2010г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ПРЕДАНИЯ | ДОСТОВЕРНО | БУДНИ | ДЕТСТВО |
ПРАИСТОРИЯ | КОРНИ | МИР | ГРАНДЫ | ВКУСЫ | СЛОВО | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2010 |
Книга израильского историка Шломо Занда «Кто и как изобрел еврейский народ?» (М.,Эксмо, 2010) могла бы стать событием в культурной жизни России. Впервые российский читатель получил возможность взять в руки книгу серьезного зарубежного специалиста, переведенную на русский язык, которая явилась бы проводником в современную проблематику древней истории Израиля, соприкасающейся с известными библейскими сюжетами.
Могла бы… Если бы ее оформление не намекало на близость с популярными книжонками известного сорта, если бы ее название звучало как-нибудь поскромнее и покороче, (например, как в предисловии редактора русского издания — «Введение в израильскую историографию», – так, по мнению редактора, «следовало бы назвать» книгу), если бы сочинение тель-авивского профессора издательство не рекламировало как бестселлер: «самая продаваемая», «19 недель в списке бестселлеров» и т.д. Иными словами, если бы с помощью известных уловок оно не вводило в заблуждение по-настоящему заинтересованных читателей и не привлекало любителей чтива про «явреев» и всемирный жидо-массонский заговор. Если бы…
Вот всем этим «если бы» посвящена наша статья.
Стела царя Меши |
Чтобы ответить на вопрос, поставленный в заглавии книги, историку пришлось доказывать несколько сомнительных исторических «теорем». Во-первых, по утверждению Ш. Занда, начиная с середины XIX века, ряд ученых с мировыми именами в Европе, Америке, России и Израиле иногда искренне заблуждались, но чаще совершенно сознательно дурачили общественное мнение, всеми правдами и неправдами доказывая соответствие исторической фабулы, изложенной в Библии, реальному ходу событий. Во-вторых, оказывается, на самом деле никаких патриархов, никакого Исхода из Египта и завоевания Ханаана, а тем белее, никакого Объединенного царства Давида и Соломона никогда не было. Также не было никакого изгнания после поражения в Иудейских войнах, а была простая смена религиозной идентификации, которую восполнило огромное число прозелитов, примкнувших к иудеям в разные исторические периоды. Это, в-третьих. В результате, по мнению тель-авивского историка, в середине XX века было создано «этническое государство» Израиль, где понаехавшие со всех сторон маргиналы, объявившие себя потомками израильских колен, колонизовали страну и угнетают местное население. Вот такая неприглядная получается картина.
Шломо Занд — специалист по истории Западной Европы. Он сетует на то, что коллеги упрекали его, зачем, мол, взялся не за свое дело, и «ловили на незначительных неточностях». Такое поведение коллег профессор считает некорректным, и мы не последуем примеру его собратьев по науке, тем более что автор этих строк вообще не историк, он – филолог, эссеист, писатель, в последние годы занимающийся библейской историей. Не последуем до тех пор, пока будем уверены, что «неточности» допущены автором по… неведению (нельзя же, в самом деле, знать все!), даже по небрежению, но только не из-за сознательного желания ввести в заблуждение читателей. Здесь уж автору книги, ничего не поделаешь, придется держать ответ по всей строгости…
Существенную часть книги занимает анализ исследований известных историков прошлого, в основе сочинений которых лежит признание библейской фабулы («библейского нарратива», как пишет автор книги) достоверным источником информации. Ш. Занд называет такой метод «мифоисторией», способствовавшей возникновению и распространению «библейского мифа об избранном народе». Далее он переходит к ближневосточной археологии, которую, в свою очередь, обвиняет в тенденциозном следовании «библейскому нарративу»; ангажированность «библейской археологии» доказать особенно легко, поскольку, следуя всеобщей моде, этой наукой в свое время увлекались «тузы сионизма» и видные деятели израильского государства Давид Бен-Гурион, Ицхак Бен-Цви (второй президент Израиля) и Моше Даян.
При этом надо сказать, что Ш. Занд виртуозно владеет маленькими литературными хитростями. Так, например, краткую справку о крупнейшем американском ученом, археологе, историке, палеолингвисте Уильяме Олбрайте он помещает среди других имен археологов сразу после рассказа об известном политическом деятеле и любителе древностей Моше Даяне. У читателей бестселлеров должно сложиться впечатление, что генерал Даян и профессор Олбрайт – примерно равные в науке величины. Выдающегося ученого XX столетия автор аттестует как «сына священника», «не перестававшего отстаивать достоверность библейских рассказов». О сравнительной типологии керамики и единой шкале датировки, о принципе сочетания информации об археологических находках с комплексными библейскими исследованиями в контексте изучения Древнего Востока в целом и других методах, впервые примененных У.Олбрайтом, тель-авивский профессор не говорит ни слова.
Так же лихо автор книги расправляется с израильскими коллегами и учениками У.Олбрайта Игаэлем Ядиным, Биньямином Мазаром, Иохананом Ахарони, которые, по мнению Ш. Занда, скрывали несоответствия между реальной наукой и библейской историей «при помощи хитроумной профессиональной аргументации», иными словами, просто морочили людям голову. Что же касается таких выдающихся археологов как англичане Флиндерс Петри и Кетлин Кеньон, ирландец Роберт Макалистер, американец Нельсон Глюк, немец Эрнст Зеллин и многих-многих других замечательных ученых, работавших в Палестине, то в книге Ш. Занда они просто не упоминаются.
По мнению профессора Занда, для «авторов» Библии особое значение имело престижное происхождение патриарха из Месопотамии, из Ура, который «был известнейшим очагом культуры, если не Нью-Йорком, то, самое меньшее, Парижем Древнего мира…» Поэтому, «когда его обрезанному сыну Ицхаку пришло время жениться, он, разумеется, не мог взять в жены простую местную ханаанскую девушку, вдобавок язычницу… За «кошерной» невестой к Нахору, брату Авраама.., был снаряжен специальный гонец».
Ох, уж эти маленькие хитрости! Мы, конечно же, не станем вступать в полемику с Ш. Зандом и рассказывать, по каким причинам Ицхак предпочел Ривку местной ханаанской простушке. Мы даже не будем обращать внимания на то, что текст написан в стилистике оголтелых борцов с сионизмом, не очень-то приличествующей ученому историку. Мы только заметим, что «специальный гонец» был отправлен отнюдь не в Ур, не в Вавилон, а в Харран, маленький городок на севере Месопотамии, отстоящий на сотни километров от «престижных центров». Это известно каждому, кто читал Библию хотя бы в переложении для детей! Невозможно поверить, что об этом не слышал Ш. Занд, поскольку он не специалист в древней истории! Значит, автору книги зачем-то понадобилось ущучить неких «поздних авторов», обвинив их даже не в недобросовестности, а в местечковой спеси…
Точно также и библейский рассказ об Исходе, по мнению историка, не более чем очередная «попытка связать свою родословную с центром высокой культуры». Из его объяснений невозможно понять, чем эта история так уж льстит самолюбию потомков Авраама. Только безумец для удовлетворения своего тщеславия станет городить странный миф о том, как его предки были рабами на чужбине.
Вывод Ш. Занда можно было предвидеть заранее: рассказ об Исходе и завоевании Ханаана «не имел ничего общего с действительностью» и был «очередным вымыслом, полностью развенчанным новой археологией».
Следующий «библейский миф» — комплекс рассказов об Объединенном царстве Давида и Соломона – подвергся особенно яростной атаке автора «бестселлера». Ведь, по словам историка, этот свод текстов имел особенно важное значение «в эпоху подъема еврейской национальной идеи и сионистского поселенческого движения». В сегодняшних ближневосточных реалиях вопрос об Объединенном израильском царстве X века до н.э. также имеет далеко не только научное значение, поскольку в сознании обывателя сопряжен с вопросом о территории. Поэтому, как пишет наш автор, «согласно теориям, выдвинутых большинством новых археологов и библеистов, великолепное Объединенное царство никогда не существовало, и у царя Соломона не было огромных дворцов, где бы он мог поселить свои семьсот жен и триста наложниц».
Но кто же такие, эти новые археологи и библеисты? Что это за чудо-богатыри науки, смело противостоящие отжившим классикам, вроде Флиндерса Петри, Уильяма Олбрайта и Биньямина Мазара, вытеснившие всю историю и археологию библейского периода на задворки научного процесса? Автор отвечает определенно: это… «выдающиеся израильские исследователи-первопроходцы так называемой Тель-Авивской школы – Надав Неэман, Исраэль Финкельштейн, Зеев Герцог и другие», выдвинувшие «смелую» гипотезу о том, что «исторические книги Библии» были написаны в период правления царя Иосии во второй половине VII века до н.э. Правда, по мнению Ш. Занда, теория первопроходцев «хотя и чрезвычайно интересна, но тем не менее основывается на проблематичных документах». Наш профессор еще более радикален. Оказывается, Библия – вовсе не книга; на самом деле речь идет о «библиотеке, создававшейся, оформлявшейся и перерабатывавшейся… с конца VI и до начала II века до н.э.», которая представляет собой систему «религиозно-философских рассуждений и теологических аллегорий», включающих, в назидательных целях, и «псевдоисторические описания». Ясно, что при такой постановке вопроса искать в библейских книгах хоть какие-то отголоски исторической реальности – напрасный труд. Однако усилиями идеологов сионизма Библия из «теологического и дидактического дискурса» «превратилась в секулярное историческое сочинение, из которого дети узнают, кем были их «древние предки», а взрослые, взяв его с собой, гордо отправляются на колониальную войну».
Вот так…
Археологические раскопки в древнейшей части Иерусалима |
Но если ничего не было – ни патриархов, ни египетского плена, ни Исхода из Египта, ни завоевания Ханаана, ни даже Объединенного царства Давида и Соломона, то спрашивается: а были ли евреи вообще? И что происходило на территории Ханаана в древности?
Шломо Занд рассказывает: из документов Эль-Амарны в Египте (вторая половина XV века до н.э.) известно, что на «очень раннем этапе истории» в горном районе Ханаана существовали два(?) крошечных (?) города-государства Шхем и Иерусалим, а в XIII веке до н.э. там проживал «коллектив» Израиль, упомянутый в надписи фараона Мернептаха.
И это все? Все.
Непонятно, почему тель-авивский профессор не говорит и о других городах Ханаана, упомянутых в переписке архива Эль-Амарны: Акко, Таанахе, Гезере, Лахише, Мегиддо, возможно, Хевроне. Ему об этом ничего неизвестно?
Почему Ш. Занд ничего не рассказывает о надписи в храме Амона в Фивах (Карнаке) в честь победы фараона Тутмоса III при Мегиддо (1468 год до н.э.) над коалицией городов Ханаана, Сирии и Финикии, с самым полным списком из 119 населенных пунктов?
Почему Ш. Занд не информирует читателей о двух походах Аменхотепа II (ок. 1420 года до н.э.) в Сирию и Ханаан и, соответственно, двух стелах, где упомянуты города Саронской равнины, Изреэльской долины и Верхней Галилеи.
Об этом ему тоже ничего неизвестно?
Между тем, профессор Занд продолжает свой рассказ… Между двумя горными районами – северным и южным – существовали серьезные материальные и социальные различия: плодородный север был гораздо более развитым, и «там процветали многие десятки поселений». В южных районах в X и IX веках до н.э. было «не более двадцати маленьких деревень». Таким образом, «в Ханаане с самого начала существовали два отдельных и соперничающих друг с другом политических образования». Однако, как отмечает Ш. Занд, оба эти «образования» представляли культурно-языковое единство, тем более что их жители «говорили на различных диалектах древнего иврита».
И что это были за люди, говорившие на иврите? Может, евреи? Нет, об этом ни слова. Как в той детской игре: «имен не называть, да-нет не произносить…»
Следующий пассаж израильского историка вообще вызывает некоторое недоумение…
«Израильское царство времен династии Омри было значительное могущественнее Иудейского царства династии Давида и затмевало его… Это было одно из самых богатых и густонаселенных государств региона…»
Имя Омри (882-871 годы до н.э.) действительно хорошо известно из Библии. Но не только. Есть немало артефактов, запечатлевших его письменно, в том числе и знаменитая стела моавитского царя Меши, которую упоминает Занд. Его династия продержалась около 50 лет, — следовательно, речь идет о середине IX века до н.э. Есть основания полагать, что в этот период Израильское царство, расширив свои границы, было действительно процветающим государством. Но дальше начинаются проблемы.
Поскольку, по мнению Ш. Занда, никакого Объединенного царства не было в помине, чтобы как-то свести концы с концами, ему пришлось объявить Давида царем Иудейского царства. На каком основании, непонятно. Давид (ок.1005-965 годы до н.э.) просто по исторической логике событий не был и не мог быть современником Омри… Конечно, было бы заманчиво вообще убрать из истории всякое упоминание о царе Давиде, но приходится принимать в расчет так называемую «надпись из Тель-Дана», где однозначно упоминается «дом Давида». Соломону повезло меньше: никаких надписей типа «здесь был царь Соломон» пока не обнаружено.
По Ш. Занду, Северное царство Израиль образовалось, может быть, еще в X веке до н.э., поскольку в IX веке оно было уже «мощным и стабильным государством». Иудея оформилась как государство «лишь на исходе VIII века до н.э». Если Давид был царем Иудеи, стало быть он правил… (когда?) получается, в конце VIII или даже в VII веке до н.э. – на несколько веков позже, чем считалось до сих пор. Ну прямо наш доморощенный академик Фоменко! А что дальше? Понятно что: Израиль был разгромлен Ассирийской империей во второй половине VIII столетия, тогда как Иудее удалось продержаться аж до VI столетия до н.э. А что евреи? Их все еще нет.
Но раз не было евреев, следовательно, не было и никакого изгнания евреев из Палестины римлянами, – Шломо Занд объявляет этот факт очередным досужим мифом сионистских историков. Но при этом он говорит о «массовой эмиграции», почему-то противопоставляя ей «массовое изгнание», хотя, по его словам, она, эмиграция, «как правило, не была добровольной – ее вызывали текущие беды и проблемы каждой эпохи». «Помимо взятых в плен, – пишет он далее, – многие жители Иудеи попадали в безвыходное положение и оставляли любимою родину… «Нормальные» люди не покидают дом добровольно». При такой постановке вопроса невозможно понять, чем же отличается «недобровольная эмиграция» и «изгнание».
Цифры Иосифа Флавия, свидетельствующие, что население Иудеи накануне войн с римлянами составляло два-три миллиона человек, израильский автор считает сильно завышенными. По оценкам историков, с которыми он готов согласиться, на территории Иудейского царства проживало не более восьмисот тысяч человек, значит, полагает автор, речь может идти о нескольких десятках тысяч эмигрантов. Однако число иудеев в диаспоре быстро достигло нескольких миллионов… Как это могло произойти? По мнению Ш. Занда, только за счет новообращенных… Тем более, что, по его словам, начиная с Персидской эпохи, а особенно в эпоху Хасмонеев и далее власти не брезговали миссионерством. В результате уже в I веке иудаизм получил значительное распространение в Риме, которое затормозилось только в III и, особенно, IV веке, когда христианство стало официальной религией Римской Империи.
На самом деле формирование еврейских общин происходило по всей Европе, в Северной Африке и, возможно, Центральной Азии без всякой особой системы и последовательности. Евреи селились там, куда приводили их торговые пути, и где оказывались благоприятные условия для жизни. Когда эти условия нарушались, они перемещались в другое место и основывали новые поселения. Вряд ли при этом речь шла о какой-то сознательной миссионерской деятельности. Просто иногда естественным путем к иудеям примыкали местные жители, еще не воспринявшие христианство, но уже интуитивно тянущиеся к монотеистическому восприятию мира. Ш. Занду важно показать публике, что еврейские общины в диаспоре состояли не из потомков «жителей Иудеи», а преимущественно, из местного населения, поэтому и претензии их на Эрец Исраэль не могут являться основательными и «законными». В самом деле, вряд ли уже в средневековье на берегах Тахо, Сены или Рейна можно было бы отыскать чистокровных ханаанейцев, а уж тем более, в конце XX века где-нибудь в Риге, Киеве или Ленинграде. После арабского завоевания Палестины многие «жители Иудеи» приняли ислам, – как подчеркивает Ш. Занд, не по каким-то религиозным соображениям, а просто потому что это сулило материальные выгоды, особенно, в том, что касалось налогообложения. Начался «процесс смены религии, он же процесс «исчезновения» еврейского большинства в стране». Кавычки, обрамляющие слово «исчезновение», означают, вероятно, не физическую смерть, а смену религиозной идентификации.
Поняли, куда клонит профессор? Истинные уроженцы страны – это и сегодня проживающие там потомки арабских феллахов, принявших ислам, а не понаехавшие невесть откуда граждане, по недоразумению считающие себя евреями – потомками колен израилевых…
При такой постановке вопроса тель-авивский историк вместе со своими доверчивыми читателями (если таковые имеются) оказывается в безнадежном тупике, ибо проблем возникает множество, а ответы далеко не всегда очевидны.
Были ли в диаспоре общины, в которых преобладающее место занимали обращенные иудеи? Несомненно, были. Но сколько было таких общин, и какой процент составляли в них бывшие «жители Иудеи», а какой новые адепты иудаизма – этого мы не узнаем никогда, такой статистики нет и быть не может. Да и была ли какая-то единая модель, по которой формировались еврейские общины на огромном пространственно-временном поле, которое именуется «диаспорой»?..
Принимали ли евреи ислам после арабского завоевания Эрец Исраэль? Несомненно. Но сколько было таких людей, мы также никогда не узнаем.
Есть ли в природе этнически чистые потомки какого-либо древнего народа, проживавшего на земле много тысяч лет назад? И вообще, с какой стати «национальная», «этническая» идентификация предпочтительнее, чем религиозная? Почему человек, предки которого сотни лет назад приняли иудаизм и с тех пор неизменно существовали в лоне этой религии, не вправе ассоциировать себя с землей Израиля и Иерусалимом как центрами этой религии? Кто сказал, что понятие «предки» должно иметь именно этническую, а не духовную, религиозную наполненность?..
На многие из этих вопросов общество сегодня еще не выработало однозначных ответов. И потому вывести соотношение потомков «жителей Иудеи» и понаехавших москвичей и ленинградцев никогда не удастся. Это бессмысленный, бесплодный и совершенно не научный дискурс.
Печатается в сокращении