ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 146 2010г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ПРЕДАНИЯ | ДОСТОВЕРНО | БУДНИ | ДЕТСТВО |
ПРАИСТОРИЯ | КОРНИ | МИР | ГРАНДЫ | ВКУСЫ | СЛОВО | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2010 |
Галина Гагарина |
Красиво одеваться в России любили всегда. Одежда имела большое значение в общественном этикете. Яркие краски тканей, вышивка, жемчуг и драгоценные камни, меха создавали весьма достойные образцы одежды старорусского стиля. Уже в 1620-м году упоминается первый в Москве магазин готового платья – Кафтанный ряд в Китай-городе. Эпоха Петра Великого породила у русских женщин настоящий модный бум, заложив фундамент европейского стиля в русскую моду. Первые модные ателье появились на Кузнецком Мосту, когда в Москву по указу большой модницы Елизаветы Петровны в 1763-м году было позволено жить и работать французам. Во время войны 1812 года был запрет на вывески на французском языке. А патом все снова вернулось модное французское искусство. «А все Кузнецкий мост и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы, губители карманов и сердец», - так восклицал Фамусов в «Горе от ума», возмущаясь модной торговлей? Кузнецкий мост стал лицом отечественной моды, ее заповедным островком. Так историческая встреча двух культур состоялась на Кузнецком мосту, который оказался и мостом России в Европу.
Исторические традиции Кузнецкого моста сохранились и при советской власти. Знаменитый Дом моды притягивал женщин показами моделей и особенно продажей готовых выкроек. Его верхний зал украсили 50 деревянных фигур, представлявших историю костюма со времен древнейших цивилизаций. Да и магазин элегантной женской одежды «Светлана» появился на месте бывшего модного магазина Джемса Шанкса. Так что можно порадоваться живучести исторических традиций.
Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту, сокращенное «ОДМО», пользовался большой известностью. А создан он был под руководством великой и блистательно одаренной Надежды Ламановой. Без размаха ее таланта, смелости, способности к инновациям, сильной интуиции создание головной организации в сфере моды не было возможным. Ее талант организатора и понимание того, как должен быть устроен процесс работы для наиболее полного раскрытия дарований всех участников, актуальны и по сей день. Она сумела обобщить исторический путь развития моды в России, соединить его в единое целое с творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных и современных известных Домов Высокой Моды и pret-a-portee. Она создала особый мир творческого интеллектуального исследования образа современности.
Вячеслав Зайцев |
В начале 50-х годов началась активная работа по созданию отечественных модных коллекций. Появились на Кузнецком мосту и яркие модельеры: Вера Аралова, Татьяна Осмеркина, Галина Гагарина, Александр Игманд, Тамара Мокеева, Ирина Крутикова, Света Кочарава, три Лены – Иванова, Стерлигова и Телегина. Это лучшие художники-модельеры, уникальные специалисты. Запад с ума сходил, чтобы купить их вещи. Их идеи были подхвачены и развиваются по сей день. И, вместе с тем, они обладали необычайной скромностью. Стилем ОДМО было разнообразие тенденций, творческих поисков и почерков разных мастеров, но самое главное – высокий уровень представленных работ.
Вячеслав Зайцев, которому рукоплескали Милан, Нью-Йорк, Токио, Париж, стал звездой в мировой моде. Его называли «красный Диор», но за границу долго не выпускали. Боялись, что не вернется. Более десяти лет он работал главным художественным руководителем ОДМО. Простых вещей не делал, только от-кутюр. Днями жил в Доме моделей, а поставь раскладушку – и ночевал бы. Славу везде принимали и всегда. Вячеслав Зайцев – очень яркий художник, которого модельерши ценят особо. Работы Зайцева действительно поражали неожиданными решениями, они, как грозовые разряды, имели акустический эффект и существенно подпитывали творчество других модельеров. С годами, став знаменитым и богатым, Зайцев совершенно не изменился, остался таким же приветливым и доброжелательным, каким был всегда.
Приход в Дом моделей Славы Зайцева, его кипучая деятельность дизайнера костюма и активные выступления в СМИ изменили отношение общества к профессии художника по костюмам. Она стала востребованной, заметной и почитаемой.
Александр Игманд |
Регулярный выход журнала мод, сезонные демонстрации элегантной одежды, приезды зарубежных модельеров повернули как женщин, так и мужчин к моде. Красивая одежда все больше интересовала строителей коммунизма и ее лидеров. Министр культуры Екатерина Фурцева, советский эталон элегантности, постоянно шила себе одежду в Общесоюзном Доме моделей.
А Галина Уланова, Марина Ладынина, Клавдия Шульженко, Людмила Гурченко, Любовь Орлова, Надежда Пахмутова одевались у В. Зайцева. «С ними было легко, замечательно, – говорит В.М. Зайцев. Я и сегодня с удовольствием работаю с Верой Васильевой и помогаю Владимиру Зельдину обрести радость бытия через искусство одежды. В этом смысле я счастливый человек», – говорит сам мастер.
Л. Брежнев одевался у Александра Игманда. На примерках Леонид Ильич читал ему стихи Есенина – «Васенина». Или говорил: Зигмунд, покури! Самому нельзя было курить, а хотелось. У Тамары Макеевой одевалась Раиса Горбачева. Стихи не читала. Говорила: «Не вздумайте мне плохо сшить, все должно быть идеально…»
Галина Гагарина начинала свой творческий путь в Общесоюзном доме моделей одежды. В том самом доме моделей, где некогда работали неземные манекенщицы, загадочные художники-модельеры и витринные супер–леди в сказочных нарядах и с потусторонней улыбкой на застывших устах.
С тех пор минуло немало лет, но Галина Николаевна до сих пор верна лучшим традициям российского моделирования. Источником ее вдохновения является бессмертная классика с ее естественностью форм, лаконичностью силуэта и выверенными пропорциями
Галину Гагарину считали серебряной женщиной: она носила серебристые платья, при ходьбе извивалась серебряной змейкой, и ее голос журчал, как серебряный ручей.
– Мы, модельеры, делаем женщин красивыми, – говорила Гагарина с серебряными перекатами в голосе.
– Я из любой уродины могу сделать женщину с притягательной силой. Могу скрыть изъяны фигуры и выявить достоинства…
Мастер мужского костюма номер один, законодатель советской мужской моды – так называли Александра Игманда коллеги и друзья. Вся творческая жизнь прошла на Кузнецком мосту. И поскольку Дом моделей разрабатывал мужскую одежду для всех без исключения фабрик СССР, можно сказать, что у Игманда одевались все советские мужчины второй половины XX века. А среди «непростых» клиентов модельера были многие известные актеры и режиссеры отечественного театра и кино: Андрей Тарковский, Михаил Ульянов, Юрий Любимов, Василий Ливанов, Вениамин Смехов, Александр Збруев, Александр Абдулов. Но основным его “подопечным” был Л.И. Брежнев. В ноябре 1982 года, он умер, не успев получить из рук Игманда свой последний костюм. Во времена своего премьерства почему-то не забрал заказанный Александру Игманду костюм Владимир Путин...
Артисты театра и кино, музыканты, балерины, преподаватели, врачи и администраторы заполняли залы демонстрационных залов. Нарядное платье для Каннского фестиваля киноактрисе Кларе Лучко было сшито в ОДМО. На него ушло 15 метров органзы, что было обычным явлением для пышных платьев той поры. Споры между физиками и лириками завершился в пользу красоты, которая должна спасти мир.
Заполнились залы Дома моделей на Кузнецком мосту и в ГУМЕ. И все, как завороженные, смотрели на подиум, на красивейших женщин, которыми невозможно было не восхищаться. Они появились в СССР, словно тропические бабочки среди военных гимнастерок цвета хаки, разрухи и голода – первые манекенщицы «Кузнецкого Моста».
По фигуре манекенщицы Валентины Яшиной шили наряды для ее тезки – космонавтки Терешковой. Валентина Яшина была одной из самых знаменитых советских красавиц 50-60-х годов. Ее успех феноменален для манекенщицы. В столичном Доме моделей она проработала без малого полвека и выходила на подиум даже в возрасте 65-и лет!
Белокурая богиня, советская Грета Гарбо, лицо эпохи – так Яшину окрестили в зарубежной прессе. А соотечественники зачастую называли ее красоту непристойной. Оксана Фандера тоже начинала свою карьеру с подиума. Она изумительно демонстрировала молодежные коллекции. Сейчас хорошая актриса, а муж – младший Янковский.
Зрители прекрасно понимали, что большинство изделий – уникальны. Такими же штучными экземплярами казались и примы подиума Августина Шадова и Мила Романовская. Лилиана Баскакова – русская Клеопатра с невероятными голубыми глазами была приглашена в Голливуд – она отказалась, все-таки член КПСС.
Но самой прекрасной признавали Регину Збарскую.
Татьяна Михалкова, работавшая манекенщицей, стала супругой кинорежиссера Никиты Михалкова. На одном из выездов в Дом кино они познакомилась, и Татьяну на Кузнецком уже не видели. Только в 1997 году она громко заявила о себе, создав Благотворительный фонд «Русский силуэт», который стал знаковым явлением в мире моды и российской культуры. Этот смелый и уверенный выход из-за кулис на большую сцену ознаменовал новый этап жизни этой удивительной женщины, яркой и деловой, заботливой и тактичной. «Боттичеллиевская девушка» – так звал ее Зайцев – отражалась в многочисленных зеркалах. Зеркала царили на первом этаже Дома моделей.Звучит торжественная музыка. В зале, где стоят красные бархатные кресла, зрителям не протолкнуться. Три показа в день. Иногда – закрытые. Для членов ЦК, бомонда, иностранцев. Но обычно – открытые, для всех желающих. О показах на Кузнецком мосту и в ГУМе в 1957 году пишет американский обозреватель Джон Гюнтер в своей книге «Россия сегодня»: «Одной из невероятных достопримечательностей города является Дом моделей, модный дом на Кузнецком мосту. Это советский эквивалент Баленсиаги или Кристиана Диора. Вход стоит пять рублей. Там вы можете увидеть три или четыре раза в день демонстрации мод».
Общесоюзный Дом моделей в советское время представлял собой «коммуналку». Все коллекции выходили под маркой: «Авторский коллектив Дома моделей «Кузнецкий мост». Имен мастеров не знали. Когда «железный занавес» чуть-чуть приоткрылся, и наши модельеры смогли показывать свои коллекции за рубежом, триумфально прошли по Европе знаменитые женские сапожки, созданные Верой Араловой специально для показа в Париже, в комплекте с беличьей шубкой. После этого показа сапожки стали выпускать все обувные фирмы Европы, но никто не упоминал об авторстве Араловой. В 1968 году модный мир узнал Татьяну Осмеркину, автора нашумевшего в модном мире платья «Россия». Тогда же прогремело имя Вячеслава Зайцева. Но ни Осмеркина, ни Зайцев не имели возможности даже выйти на аплодисменты: их не выпускали из СССР. Им даже не рассказывали об успехах их коллекций. Зайцеву не сказали, что американцы, потрясенные одеждой, которую он сшил из тканей фирмы «Селаниз», предлагали ему открыть сеть магазинов в США под его именем. В 1974 году Славу Зайцева включили в галерею лучших модельеров мира последнего столетия, но увидеть мир за границами СССР он смог только в 1988 году.
Дом моделей создавал две коллекции в год. И каждую в двух вариантах. Первый служил образцом для промышленности, поскольку Дом моделей изначально создавался специально для помощи швейникам и был методическим центром всех Домов моды в СССР. Западные журналы мод до СССР не доходили. Передач о моде по ТВ практически не было. Вещи из наших коллекций должны были соответствовать возможностям швейных фабрик. Проблем было много! Сделают, скажем, хороший пиджак, а швейники: «Таких пуговиц у нас нет, поменяйте, а такую планку мы не сошьем, упростите, а с подкладкой получится дорого, уберите», и так чуть не по каждой детали. Потом покупатели смотрели на готовое изделие и качали головами: «Что ж это за такие модельеры у нас!». Второй вариант каждой коллекции предназначался для показов за рубежом. От него требовали обязательного национального колорита какой-нибудь из республик СССР.