ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 


Леонид Гомберг



От Петри до Эйлат Мазар

Археологические исследования Палестины начались во второй половине XIX века. А в 1920 году было основано Палестинское восточное общество, объединившее ученых разных стран. В том же году на землю, где разворачивалась главные события библейской истории, прибыла большая группа археологов, языковедов и этнографов.

В те годы ученым удалось идентифицировать многие места, упомянутые в Библии, соотнести их с руинами поселений, часто сохранивших свои древние названия. Развитие археологической методологии применительно к древнейшим эпохам связано с именем крупного британского археолога Флиндерса Петри, который еще в конце позапрошлого века при раскопках древних телей начал использовать керамику для установления относительной хронологии.

В начале XX века особое значение приобретает деятельность выдающегося английского ученого Уильяма Олбрайта (1891-1971). Во время своей работы в Тель Бейт-Мирсим с 1926 по 1932 годы он провел сравнительные исследования остатков керамики в соответствии со стратиграфическими наблюдениями на местности. Анализ артефактов позволил Олбрайту построить хронологическую шкалу, начиная с раннего бронзового века. В последующие годы в результате дальнейших научных исследований некоторые датировки Уильяма Олбрайта были пересмотрены, но общий принцип остался неизменным и сохраняет свое значение до сегодняшнего дня. Именно Олбрайт сформулировал концепцию библейской археологии, создав свою школу.

Новый этап археологических исследований относится к периоду после образования государства Израиль в 1948 году. Пионеры израильской археологии Беньямин Мазар (1906-1995), Игаль Ядин (1917-1984), Нахман Авигад (1905-1992), Иоханан Ахарони (1919-1976) и другие были последователями Олбрайта, для которых археология тесно связана с библейской историей.

Важнейшим археологическим открытием эпохи стало обнаружение в 1947 году свитков Мертвого моря. С тех пор в пещерах Кумрана и других районах, прилегающих к Мертвому морю, были найдены десятки тысяч рукописей – от больших свитков до мелких клочков пергамента, датированных от II века до н.э. до I века н.э. Среди кумранских рукописей найдено до 180 списков библейских книг, в основном, фрагментов, а также цитат. Нет сомнений, что читатели, авторы и переписчики видели в библейских текстах отражение реальной исторической памяти.

Сменялись поколения ученых, но археологические исследования на Земле Израиля не прекращались. В последние годы в печать просочились сообщения о важных находках группы американских ученых во главе с деканом Колледжа археологии и библейской истории при Университете штата Нью-Мехико (США) Стивеном Коллинзом. После нескольких лет работы с комплексом развалин в иорданском селении Тель эль-Хаммам американцы пришли к выводу, что его окрестности могут оказаться местом расположения Содома, который, согласно Книге Бытия был уничтожен Всевышним за непомерные грехи его жителей. Ученые считают, что Содом был самым южным и самым крупным в группе упоминаемых в Пятикнижии пяти городов в районе Мертвого моря. По мнению С. Коллинза, «пять комплексов руин на восточной части равнины соответствуют по месту и времени Содому и располагавшимся поблизости городам, – это настолько явственно археологически и исторически, что просто не верится». По его словам, исследователям удалось также обнаружить городские ворота Содома, у которых сидел племянник Авраама Лот.

Одно из самых выдающихся открытий конца прошлого века, подтверждающее соответствие Библии реальным историческим событиям, принадлежит израильскому археологу Адаму Зерталю, который в 1983 году на горе Эйваль возле Шхема (ныне палестинский город Наблус) обнаружил сооружение, заполненное пеплом и костями животных, как оказалось, ритуально чистых самцов. Именно таких животных обычно приносили в жертву древние израильтяне. По мнению профессора Зерталя, это хорошо сохранившийся жертвенник всесожжения около 1200 года до н.э. – как раз в том месте, где согласно библейскому описанию его возвел Иешуа бен Нун после переправы войска израильтян через Иордан.

Несколько лет назад профессор Зерталь обнаружил в долине реки Иордан крупные строения в форме человеческих ступней огромного размера. По мнению археолога, эти сооружения были «первыми, построенными израильтянами при входе в Ханаан, что вполне соответствовало библейскому понятию утверждения права собственности на землю, – кто на землю первым ступил, тому она и принадлежит». Как считает ученый, речь идет о библейском месте Гильгаль, первой стоянке израильтян в Обетованной земле, где был воздвигнут Мишкан, переносной Храм. Остатки подобных сооружений в форме человеческой ступни, датированные XIII-XII веками до н.э., были обнаружены в других местах в районе реки Иордан. Вероятно, они использовались как место сбора общины.

Любая активность археологов в некоторых районах Иерусалима, особенно поблизости от Храмовой горы, вызывает немедленный протест среди арабов, а часто и во всем мире по причинам, далеким от науки. Из-за неблагоприятной политической конъюнктуры вынужден был прекратить работы израильский археолог Габи Баркаи. И тогда он принял нестандартное решение просеять грунт, который арабский Общественный земельный фонд выбросил во время работ в 1999 году.

«На Храмовой горе была вырыта яма площадью 30 на 40 метров и глубиной 12 метров, – рассказал археолог. – В этом уникальном историческом месте – святом для трех мировых религий – землю рыли бульдозеры, вывозилась она на самосвалах и сбрасывалась, как попало… Было бы очень важно, производить раскопки на самой Храмовой горе – ведь там сохранена последовательность культурных слоев, а следовательно, есть контекст. А у нас – только грунт, и нам практически не попадались целые вещи. Неясно, где эти предметы находились ранее: в жилом ли доме, в мастерской или в культовом сооружении…»

Однако и в ходе работы с мусором археологи обнаружили немало ценных находок. Так, в 2005 году была найден фрагмент печати времен Первого Храма (1000-586 годы до н.э.). На кубике с ребром 1 см, несмотря на отбитый фрагмент, все-таки можно прочесть несколько слов на иврите. Баркаи считает, что на булле, своеобразной личной печати, было записано имя храмового священника Пашура бен Иммера, о котором упоминается в Книге пророка Иеремии. Таких печатей вообще-то найдено немало, но уникальность этого артефакта заключается в том, что в нем речь идет о конкретном деятеле времен Первого Храма.

Археолог Габи Баркаи работал в Иерусалиме с 1975 по 1994 год – почти двадцать лет. В числе его важнейших археологических открытий – серебряный амулет в виде свитка с цитатой из Благословения Священников, найденный в Кетеф Геном, легендарной Геене Огненной, древней долине, рассекающей Иерусалим по границе колен Иеуды и Биньямина. Находка датируется VII веком до н. э. – не менее чем на 300 лет старше текстов Кумранских рукописей. Очевидно, что Благословение Священников существовало уже в период Первого Храма, и это опровергает мнение Ш. Занда и других «новых историков», что Библия — «всего лишь фикция, художественная литература, идеологический заказ», созданный «дабы доказать постфактум право евреев на владение Палестиной».

Еще в 1968 году Беньямин Мазар, ученик Уильяма Олбрайта, производил раскопки неподалеку от Храмовой горы. Сегодня исследования в городе Давида к югу от стен Старого Города продолжает его внучка, доктор археологии Эйлат Мазар из Еврейского университета в Иерусалиме. Несколько лет назад она обнаружила следы здания XI-X веков до н.э. площадью около 300 квадратных метров с характерными признаками царского сооружения. Возможно, это и есть легендарный дворец Давида, о котором говорится в Библии.

В феврале 2010 года доктор Эйлат Мазар выступила с очередным заявлением. Она считает, что открытая ранее 70-метровая часть древней стены с помещением для привратной стражи, расположенная у современных границ Старого Города, рядом с Храмовой горой, является частью фортификационных укреплений, которые относятся ко времени правления царя Соломона. Найдено подтверждение, что этим мощным стенам около трех тысяч лет, — это служит доказательством того, что Иерусалим действительно являлся центром сильного государства, которое обладало ресурсами, необходимыми для строительства в X столетии до н. э. таких массивных сооружений.

Датировка, которую отстаивает Эйлат Мазар, соответствует библейским данным, согласно которым цари Давид и Соломон именно в это время правили в Иерусалиме. Новые находки служат ей серьезными аргументами в научном споре с теми историками и археологами, которые считают библейское повествование мифом, не имеющим никакой связи с действительностью.