ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 


Галина Климова



Михаил Письменный

Не стало Миши Письменного, прозаика, поэта, переводчика, автора «Информпространства», знатока и интерпретатора библейской истории.

– Светловолосый, светлоглазый, как Есенин... Такой же сумасброд и хулиган, и стихи продирают до самых печенок…

Еще не выветрилось тепло хрущевской «оттепели», когда подмосковное Лито провожало в армию Михаила Письменного – первого поэта города Ногинска. Местные литераторы – взрослые, семейные, в основном работяги, собирались в здании горкома партии, где размещалась редакция газеты «Знамя коммунизма». Сюда заглядывали городские сумасшедшие, чудики и библиофилы. Но куда им было до руководителя Лито Фавста Иннокентьевича Тимирязева, «маленького» гоголевского героя! Завтра его любимое чадо, поэт Письменный, уходит в армию, и надо бы дать парню напутствие, найти слова… Главное, не бросать писать – талантливый малый, почти самородок. Вот таким – в ореоле славы и любви – я впервые увидела Мишу Письменного в свои 15 и его 18 лет.

Мы переписывались, письма с треугольным штемпелем летели в Москву из ГДР: «Прошу, суди меня строго, бей по строчкам!» Литературные штудии и баталии. Как же мы были беспощадны! Бились насмерть.

«Когда я жил дома, помню, снилось мне слово Inhalt, напечатанное готическим шрифтом. И это было так красиво, но теперь так надоела Германия! …все наши писания страшно мелки и незрелы. Нужно найти свое поле и пахать на нем, сеять или картошку сажать, растить, полоть… Нужно, чтобы поле было свое и урожай бы хорошим, пускай все придут и будут сыты».

По возвращении Михаил поступил на филфак пединститута, а через год, став ленинским стипендиатом, сын осмотрщика вагонов, Письменный уехал учиться в университет Я. Коменского в Братиславу на отделение словацкого и немецкого языка. После введения Советских войск в Чехословакию в 1968 году иностранцы, работавшие в Радиокомитете, в знак протеста отказались от работы в СССР. Радиокомитет направил на учебу за рубеж талантливых студентов, среди них был и Михаил Письменный. Приехать в страну, где еще недавно советские войска наводили «порядок» было делом не шуточным, да еще без знания языка. Обстоятельства заставили учить словацкий язык так, чтобы в тебе не видели русского.

Из Братиславы Михаил вернулся через пять лет с великолепным знанием словацкого и почти сразу стал известным диктором на радио. Его сильный теплый баритон, узнаваемо свой в чехословацких, а потом – в словацких домах, стал «голосом Москвы» на 30 лет. Влюбленные в Мишу девушки засыпали и в Братиславе, и в Москве, с транзисторами под подушкой, чтобы вновь услышать: «Говорит Москва! Говорит Москва!»

Но главный стержень жизни – литература. Письменный давно перерос юношеские стихи и обосновался в прозе: рассказы, повести, романы… Помню, в середине 1970-х «квартирник» на улице Горького. В присутствии главного редактора «Советской России» Миша читал свою повесть «Пуст»… Там на мавзолее вместо красной надписи «Ленин» выведено: «Пуст». Чистая антисоветчина. Напечатать невозможно… Потом роман «Маракис» – социальные и остроактуальные внутренние перекрестки, по которым автор бесстрашно проходит, рассекая броуновское движение жизни и антижизни… Но тоже – цензура! Чемоданы неизданного. А после 1991 года все это в одночасье стало якобы пережившим себя… Проза Письменного, попавшая в беспощадные ножницы времени, – очень национальна, хотя в гоголевской, салтыков-щедринской, булгаковской и платоновской тональностях различимы чапековские, кафкианские и маркесовы мотивы. Много крылатых выражений, талантливого хулиганства, фонетико-семантической игры. Взрывчатая смесь в масштабе эпохи, ее абсурда, парадоксов и трагедий. Все это сбивает наповал читателя, редактора и издателя: «Жития Гагоровы», «Пуст», «Колпачок», «Витязь», «Литературы русской Истории», «Сквозидол», «Маракис» и другие.

Михаил Письменный – литератор многожанровый: блистательный переводчик (сколько словацких поэтов зазвучало на русском языке!), публицист, литературный критик, мастер литературного пересказа: тут и гетевский «Фауст», и житийная литература. Наконец, он – знаток библейской истории, сюжетов Заветов, бережно и вдумчиво изложенных для детей. Неотпускающая боль писательского сердца – тысячестраничный роман «Время Б-га». Найдется ли издатель для такого масштабного труда? Отдельные главы этой книги были опубликованы в газете «Информпространство».

Однажды, когда нам обоим было за 30, Миша спросил:

– Пишется?

– Да что-то не очень.

– У меня тоже. Наверно, все. Наверно, конец. Не станем же мы писать лет этак в 50 или в 60? – он насмешливо вскинул глаза.

– Уж точно не будем, – согласилась я, уверенная, что в этакие лета не пишут, и если живут, то жалобно и по-стариковски.

Михаил писал до последнего дня, до последней ночи, он не выключал компьютер до четырех утра – правил обещанную статью.

Январь 2012

 

Облака

Михаилу Письменному

Пришлые варяги – ушлые, как греки,

облака на небе, тучи знатные

шли на дело ратное,

в форменные ватные,

в русские одеты телогрейки,

не заморского армейского сукна,

серо-синие, но красная цена,

шли в затылок, и макушка лета

брита – стрижена под ноль

того же цвета.

Помнишь, звезды в телогрейках и луна,

помнишь, как мы взапуски с ветрами

зимними слетались вечерами

в легких куртках на стакан вина?

И стихи бубнили, как молитвы,

веруя безбожно все подряд,

в пресный рай, в остросюжетный ад,

где военный театр и сцены битвы…

Телогрейки по небу летят,

рукавами ангельскими машут.

Никакие не варяги... Наши!

                                                              2002

 



Ирина Маулер



Родина, родинка, родники

Предлагаем вашему вниманию новые стихи Ирины Маулер, лауреата премии имени Давида Самойлова за 2011 год Федерации союзов писателей Израиля.

 

Музыка

Когда звучала музыка в саду,

Нетерпеливо август тряс осину,

Которая прижалась телом длинным

К скворечнику,

И было все едино,

И только яблоки срывались на ветру.

Носились по двору сухие листья,

Над ними поработал август кистью,

И клавиши в диезах и кудрях,

Завитых Моцартом, Бетховеном и Б-гом

Ложились укрощено и полого

Мальчишке-пианисту прямо в ноги.

И стрелки замирали на часах.

***

Пустыня – пустите в пустыню,

Обычную – камни белые,

А ветер по щеке – синий,

А сверху – розовое небо.

 

Не один – к себе самому лицом,

Не в зеркало – в глубину колодца.

Круги по воде – кольцом,

Вода не зеркало – не разобьется.

 

Вопросы разложены

Все по своим местам

Большие, как эта гора напротив.

Раскинулась – руки свои распростав –

И отвечать на мои вопросы не хочет.

 

А рядом мелкие камешки на песке.

Тоже вопросы, вопросики, запятые.

Молчат и молчат,

Как сговорились все…

Зачем?

Пустили в пустыню –

Так будьте добры – впустите!

***

Весна врывалась в дверь открытую,

Повисли соловьи над лесом.

И ветер весело насвистывал

Забытую за зиму песню.

 

И пахли, забываясь пламенно,

На тонких ножках, как впервые,

У каждой придорожной впадины

Простые маки полевые

 

И наливалась, как озимые,

Душа в стремленьи лип коснуться,

Меняла сапоги резиновые

На крылья бабочек-капустниц.

 

Писал апрель такими красками,

Такою первозданной силой,

Что чувствовал себя лишь пасынком

Поэт и плакал… от бессилья.

***

Родина, родинка, родники –

Близкие звуки,

Стая воробушков у руки –

Наша разлука.

Длинная улица, ивы овал –

В зеркале пруда,

Что же ты сразу мне не сказал,

Что будет трудно.

 

Улица моется с головой,

Тучи над лесом –

Что же мне мается за тобой

Город черешен.

 

Родина, родинка, родники –

Разные страны.

Не заживает, как не крути

Родины ранка.