ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 172 2012г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ТРАДИЦИЯ | НАРОД | КАТАСТРОФА | АШКЕНАЗЫ |
СУДЬБА | ЭГО | ПАРНАС | ЛИЦА | ИСТОРИЯ | ЭССЕ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2012 |
28 октября исполнилось 75 лет главному раввину России (КЕРООР) Адольфу Шаевичу. Приводим некоторые из его размышлений последнего времени.
За советские годы очень многое было разрушено. Вот даже на примере Русской православной церкви – самой мощной, самой массовой. Подавляющее большинство ничего не знает о самой религии, не представляет корней православия. Крестик повесил, на церковный праздник сходил – и человек считает себя религиозным. Это несерьезно. Все-таки вера, как мне кажется, требует очень много вложения духовного, требует от человека дополнительных усилий в жизни. Больше ответственности перед другими людьми, перед собой в первую очередь. Когда человек Б-гобоязненный по-настоящему, а не для показухи, подразумевается, что он не может совершить подлостей против других людей. К какой бы конфессии он ни относился.
У нас, иудеев, сейчас на молитву приходит довольно большое количество людей пожилого возраста, которые начали учиться в 65-70 лет. Азы религии осваивать. Пенсионеры, которым негде было это все почерпнуть раньше. То же самое – у мусульман, православных, католиков – люди ищут себя. Но это требует довольно больших усилий. Тяжело, наверное, соблюдать многие вещи – посты в православии, кошерность и субботу в иудаизме, пятиразовую молитву в исламе. Но когда это все воспитывается с детства, когда это прививается с молоком матери – религия становится образом жизни, и все нормально согласуется с течением обычной жизни за стенами синагоги, церкви, мечети. Представители совершенно разных конфессий вполне уживаются и делают общее дело. Вот это и есть нормальное существование людей в сегодняшнем мире.
Слава Б-гу, у нашей общины очень хорошие отношения с Русской православной церковью. Очень хорошие отношения с мусульманами, буддистами, протестантами, католиками. То есть мы ищем совершенно нормальные пути взаимодействия. Есть такой Всероссийский межрелигиозный совет, куда входят представители четырех основных конфессий, и мы там часто собираемся и обсуждаем злободневные вопросы, которые волнуют нас всех независимо от конфессиональной принадлежности. И, конечно, взаимодействуем в вопросах воспитания, образования, борьбы с наркоманией, проституцией, пьянством – с негативными проявлениями, которые беспокоят все общество. Стараемся находить действительно понятные, приемлемые для всех пути, чтобы это не разделяло людей, а объединяло.
Когда я сижу рядом с патриархом, рядом с муфтием – это не потому, что нужно напоказ, а это действительно у нас нормальные отношения. Я с уважением отношусь к их вере, они относятся с уважением к моей вере. Мы никогда не пытаемся переубедить кого-то, что вот он не прав в своей вере, а я прав, что моя вера намного лучше. Б-г у нас один. Нужно сделать все для того, чтобы человек понимал: все мы – дети одного Б-га. Мы только по-разному Ему служим.
Необходимо давать школьникам какие-то базовые религиозные понятия, знания. Меня больше волнует – кто это будет делать? Как это будет делаться? Понимаете, в детские головы можно вложить все, что угодно, – кто и как им будет это вкладывать? Опять же, где найти ту золотую середину, чтобы сидящие рядом русский мальчик и еврейская девочка понимали, что они просто в чем-то разные. Он не лучше нее, а она не лучше его. А они просто в чем-то разные! Нужно, чтобы педагогическая наука этим занималась специально. Все-таки от этого зависит будущее нашей страны.
Меня очень раздражают всяческие активисты во всех конфессиях – в частности, которые рвут на себе рубахи, ходят с хоругвями, чуть ли не готовы даже убивать несогласных с их верой. Собрались бы лучше да помогли восстановить деревенский храм. Вон в Дормидонтовке церковь стоит разрушенная... Это покажет, что ты любишь Россию, ты за нее болеешь. Есть большое количество людей, которые заявляют, что готовы умереть во имя чего-то. Б-г дает одну жизнь, и ее надо прожить достойно, иметь готовность умирать только в самом-самом крайнем случае... Но умирать во имя идей, которые какие-то безумные головы предлагают? Жить надо! Жить надо в согласии с Б-гом, и тогда все, просто все будет нормально.
Мне кажется, основное назначение всех религиозных конфессий – это моральное воспитание людей, чтобы они действительно ощущали духовность. Чтобы не нарушалось равновесие между духовностью и материальностью. Чтобы ради денег тебя не били по голове, не поджигали, не взрывали. Чтобы был какой-то моральный стержень в человеке. Это несчастье наше, которое преследует нас уже долгие годы – потерян человеческий стержень. Плохо нас воспитывали, лживо воспитывали в Советском Союзе, но какой-то все-таки был тогда моральный стержень, который не позволял выходить за рамки человеческие.
Фарисейское общество наше: вчера поголовно каждый второй был коммунистом, сегодня – море верующих. Ну, не бывает такого. Не бывает такого. По себе могу сказать, какая при этом ломка идет в душе, и какой длительный период это требует. Невозможно, чтобы вчера ты был таким, а завтра сразу же стал другим...
В Бней-Браке состоялась встреча крупнейшего раввина современности рабби Аарона Йеуды Лейба Штейнмана с главным раввином Москвы Пинхасом Гольдшмидтом и главой ешивы «Торат Хаим» Моше Лебелем.
Авторитет рава Штейнмана по вопросам Торы и практики иудаизма признан всеми общинами ортодоксального мира. К нему обращаются не только религиозные, но и светские люди, израильские и зарубежные евреи, руководители партий и даже главы государств.
Несмотря на колоссальную занятость, великий мудрец всегда находит время для решения сложных проблем московской общины. Встреча с раввинами из Москвы проходила в доме гаона в Бней-Браке. Двери его дома всегда открыты для главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта.
Встреча раввинов была исключительно плодотворной: рав Штейнман ответил на неизбежно возникающие спорные трудные вопросы, помог разобраться в запутанных жизненных случаях.
Генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса Михаила Членов выступил в качестве почетного гостя на семинаре под названием «Израиль: друзья и враги», проведенном в Москве сионистской организацией «Шахар».
Цель организуемых «Шахаром» семинаров – разъяснить позицию еврейского государства на международной арене, научить еврейскую молодежь давать достойный ответ на антисемитские и антиизраильские информационные выступления. В семинаре приняли участие видные политические и религиозные деятели России и Израиля, в том числе, член Совета директоров Института Жаботинского, глава лобби «Ликуда» в поддержку образования Ариэль Бульштейн, сопредседатель московского общества азербайджано-еврейской дружбы Артур Нурвузалиев и другие.
Михаил Членов прочитал участникам встречи лекцию о сегодняшнем геополитическом положении Израиля, об отношениях еврейского государства с арабскими соседями, а также об иранской угрозе всей мировой цивилизации. В своем выступлении он подчеркнул: «Чтобы понять, кто прав, а кто виноват в ближневосточном конфликте, надо всего лишь открыть объективный учебник истории прошлого века. К полученным знаниям можно приобщить географические карты, благо сегодня есть любые. И тогда, учитывая историю второй половины XX века, сразу станет ясно – кто агрессор, а кто потерпевший, кто фанатично добивается уничтожения соседа, а кто уже больше 60 лет протягивает руку мира».
5-6 ноября генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса Михаил Членов принимал участие в совместной сессии правления и консультативного совета Голландского еврейского гуманитарного фонда, состоявшейся в Гааге.
Голландский фонд распределяет проценты от средств, выделенных правительством Нидерландов в качестве компенсации еврейской общине, пострадавшей в годы Второй мировой войны. В среднем фонд ежегодно выдает гранты на общую сумму около 1 миллиона евро на еврейские общинные программы в странах Центральной и Восточной Европы. В правление, наблюдательный и консультативный советы фонда входят известные общественные и религиозные деятели, политики, дипломаты. Михаил Членов является членом правления Голландского фонда с 2001 года
Михаил Членов подчеркивает, что «Голландский фонд» на протяжении последнего десятилетия является важным фактором в развитии еврейской общинной жизни в странах бывшего социалистического лагеря».