ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 174 2013г. | ПУЛЬС | ИУДАИКА | РЕЗОНАНС | ЗЕМЛЯ | ВРЕМЕНА | ДОСТОВЕРНО |
НАРОД | ЭГО | СУДЬБА | СЛОВО | МНЕНИЕ | МИНУВШЕЕ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2013 |
Мы продолжаем цикл бесед с председателем Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Танхумом Бусиным.
– Как бы вы интерпретировали значение Пурима (в этом году 14 адара приходится на 24 февраля) в контексте истории и современности?
– События, описанные в свитке Эстер, происходят в период с 3392 г. по 3406 г. от сотворения мира (367–353 г. до н. э. по нееврейскому исчислению), в период после разрушения Первого Храма. Кульминация событий – казнь Амана произошла 17 нисана 3404 г. (355 г. до н. э.) в Вавилоне. Кстати, на территории современного Ирана сохранились могилы спасших еврейский народ от истребления Мордехая и Эстер. (Между прочим, Ахмадинеджад снял охрану с этого почитаемого всеми евреями и значимого для всемирной истории места.) Злодей Аман, в сущности, повторяя сказанное почти тысячу лет назад Биламом, внушает царю Ахашверошу, что среди его подданных есть народ, который не признает законы его царства, а «отдельно стоит», живет по-своему, вынашивая в отношении Ахашвероша коварные планы. После этого ложного доноса еврейскому народу угрожало физическое истребление.
Когда позднее греки накануне ханукального чуда требовали от евреев духовной ассимиляции, евреи взялись за оружие. Что же делает Мордехай, потомок царя Шауля, раввин, член Сангедрина, при угрозе физического истребления еврейского народа? Он собирает не менее чем двадцать тысяч детей для долговременного изучения Торы и учреждает трехдневный пост. Таким образом, материальной угрозе противопоставлено духовное противодействие. Ведь незадолго до доноса Амана евреи согрешили тем, что на пиру у Ахашвероша пили и ели из храмовых сосудов, которые вавилоняне вывезли из разрушенного ими Первого Храма. Мордехай начал с духовного исправления своего народа и именно с детей, потому что от них пойдет следующее поколение.
Когда Эстер уже была во дворце Ахашвероша царицей, она стояла перед выбором, просить ли ей Ахашвероша за свой народ. Мордехай разъяснил Эстер, что, если она не обратится к царю, все равно волей В-вышнего евреи будут спасены, но помимо нее. Злодей Аман же был потомком Агага, амалекитянского царя, казненного наутро после задержания нашим пророком Шмуэлем, помазавшим на царство Давида, а до того – Шаула. А Мордехай как раз из рода царя Шаула, который не убил Агага сразу, и тот за одну ночь успел дать потомство.
Тут мы наблюдаем, как по воле Б-га спустя поколения «доигрывается» история: потомок царя Шаула завершает в отношении потомка амалекитянского царя Агага то, что когда-то не сделал вопреки воле В-вышнего царь Шаул. Как известно, это было настолько важно, что в итоге Шаул лишился царства. В результате усилий Мордехая и Эстер (она поведала Ахашверошу о заговоре Амана против него) на виселицах, приготовленных для Мордехая и других евреев, оказывается не только Аман – потомок Агага, но и его десять сыновей. Кстати, написано что, несмотря на разницу в возрасте, Эстер была дочерью дяди Мордехая, то есть его двоюродной сестрой, и существует спор, кем она была до того, как ее забрали в дом к Ахашверошу: его воспитанницей или его женой. По еврейскому закону, она не могла жить в одном доме с раввином, не будучи его женой, но, по вавилонскому закону, она могла значиться как удочеренная, иначе получается, что царь Ахашверош взял в жены чужую жену.
Эстер было суждено родить Ахашверошу будущего царя Дария II, который спустя 70 лет после разрушения Первого Храма издаст указ о строительстве Второго Храма. Между прочим, брак Эстер и Ахашвероша оказался вполне династическим. Она ведь тоже, будучи двоюродной сестрой Мордехая, была царского рода. Ведь Шмуэль, лишив по приказу Создателя Шаула царства, не лишил его потомков принадлежности к царскому роду.
Все это происходило при покровительстве Высшей воли. Между прочим, в Свитке Эстер не упоминается привычных наименований из Торы, обозначающих В-вышнего. Но он называется там Царем – в смысле Царя царей. Мы видим в истории с Пуримом цепочку вроде бы случайных обстоятельств, которые явственно подчиняются внятной закономерности, обусловленной волей В-вышнего. Мордехай совершил именно те духовные действия, которые открыли реальные обстоятельства для низвержения Амана и его приспешников.
Отсюда вытекает главный урок Пурима в наше время неослабевающей угрозы ассимиляции – основой завтрашнего дня для нас является еврейское образование во всевозможных формах. Очень важно, чтобы оно начиналась с детства и с изучения Торы. И это образование может быть по-настоящему осуществимо только при условии преодоления еврейской разобщенности, имеющей место и в современном галуте, и в еврейском государстве. И именно сами евреи на самих себе чувствуют последствия собственных раздоров.
При этом сегодня, если полагаться на данные Федерации еврейских общин России (ФЕОР), правда, существенно отличные от данных переписи населения, в Москве живет целых 400 тысяч евреев. При этом общая емкость помещений всех имеющихся в городе синагог и миньянов не превышает шести тысяч человек, количество еврейских школ и других учебных заведений здесь весьма незначительно в любом случае. И синагог в Москве могло бы быть больше. Сейчас, к примеру, Московский ортодоксальный еврейский союз систематически ведет переговоры с властями столицы о выделении площадок под строительство трех синагог в Западном округе. На сегодняшний день в Западном, да и в некоторых других округах, нет ни одной реально действующей синагоги и еврейской школы. Аналогичную работу ведет и ФЕОР.
Вернусь к самому празднику. В Пурим полагается два раза вечером и утром слушать мегилу, посылать подарки, устраивать пир, разыгрывать пуримшпиль, бурно радоваться нашей победе – и выпивать до той поры, пока не перепутаешь «благословен Мордехай» с «проклят Аман». В празднование, как в никакое другое еврейское торжество, вовлечены дети. Ведь дети – среди главных героев событий Пурима. В городах, которые в то далекое время были обнесены крепостной стеной, отмечается второй день Пурима – Шушан Пурим. В то же время Пурим, как мы видим, это – повод для серьезных размышлений. Ибо похожие события повторяются от века к веку.
– С талмудических времен принято считать, что есть два праздника, которые останутся даже после прихода Машиаха – Пурим и Ханука. Почему именно они?
– Все остальные праздники еврейской религии даны нам свыше. Эти же два рукотворны. Они, можно сказать, созданы усилиями нас самих. В этом смысле они стали проявлением свободного выбора евреев. Но, конечно же, не без соответствия воле В-вышнего. Важно помнить и о том, что следствием событий Пурима стало решение сына Эстер и Ахашвероша – царя Дария II (кстати, еврея по Галахе) о восстановлении Второго Храма. Когда Эзра и Нехемия отправились восстанавливать по его приказу Второй Храм, в дорогу они взяли с собой всевозможную священную утварь из Первого Храма, оказавшуюся на время в Персии по известным причинам и 70 лет бережно хранимую в царских кладовых, строительные материалы и еще «соли без счета». При этом Эзра и Нехемия, что особо важно, получили от Дария II неограниченные полномочия.
Нам, евреям, еще придется снова восстанавливать разрушенный Храм, теперь уже во второй раз, и перед этим суждено будет восстановить полный контроль над Храмовой горой, участком земли, за который Давид а мелех заплатил серебром прежнему нееврейскому владельцу по законам того времени. Хотя и мог при желании силой царской власти объявить его закрытой военной зоной и реквизировать для нужд государства. При этом предстоит выделить из своих общин коэнов и левитов, как в армии, так и в обществе, чтобы готовить их к выполнению возложенных Создателем обязанностей. Если бы в 1967-м году израильское руководство и раввинат решились бы собрать вместе всех находящихся в формированиях ЦАХАЛа и запасе коэнов и левитов и сформировать из них отдельную воинскую часть под командованием главного военного раввина, расквартировав ее по периметру Храмовой Горы, возможно, это изменило бы ход современной истории. Для начала такое подразделение могло бы охранять священное место и заниматься подготовкой территории. Это само по себе показало бы миру, что евреи чтут свою традицию, что они конкретно намерены строить Третий Храм, помнят и знают, кому именно это предстоит совершить. И вообще, что народ намерен выполнять законы В-вышнего на Его земле…
Беседу вел М. Шалом