ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 174 2013г. | ПУЛЬС | ИУДАИКА | РЕЗОНАНС | ЗЕМЛЯ | ВРЕМЕНА | ДОСТОВЕРНО |
НАРОД | ЭГО | СУДЬБА | СЛОВО | МНЕНИЕ | МИНУВШЕЕ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2013 |
Генриетта Сольд. 1940 год |
Многопрофильный медицинский центр «Хадасса» в Иерусалиме |
Хайфский порт в 1930-е годы был едва ли не единственной гаванью на Ближнем Востоке, куда прибывающие корабли периодически привозили еврейских иммигрантов из кипящей страстями Европы. Среди них иногда оказывались подростки без родителей. Эти беженцы либо не смогли выбраться из нацистской Германии, либо не смогли получить въездную визу в подмандатную Великобритании Палестину, а потому их отправляли за тридевять земель в надежде спасти хотя бы их жизнь. За шесть лет – с момента прихода Гитлера к власти и до начала Второй мировой войны – в Палестине оказалось 235170 еврейских беженцев. Из них 5000 были одинокими подростками. Заботу о дальнейшей судьбе этих ребят брало на себя движение «Алият а-ноар» («Восхождение молодежи»). Каждого пятого такого подростка принимала в свои руки приезжавшая специально для этого из Иерусалима Генриетта Сольд – руководитель движения. Ничего удивительного в этом факте не было бы, если не знать, что госпоже Сольд в 1935 году исполнилось 75 лет и что 55 из них она уже успела отдать благотворительной деятельности.
Движение «Алият а-ноар» возникло в 1933 году с целью организации помощи в абсорбции подростков, прибывающих с волной еврейских беженцев. Оно было создано по инициативе руководителя социальной службы национального совета еврейской общины Эрец-Исраэля Генриетты Сольд. Главной заботой было распределение подростков по кибуцам, где они могли бы, оказавшись в семейной обстановке, спокойнее пережить потерю родителей, завершить общее и получить профессиональное образование и уж во всяком случае просто не оказаться на улице. Будущее показало, что многие молодые люди в своей «взрослой» жизни смогли добиться больших успехов и занять достойное место в жизни возникшего позднее Израиля. Движение вступило в контакт с руководством Третьего рейха и смогло вывезти из Германии несколько тысяч ребят.
Генриетте Сольд к этому времени уже перевалило за семьдесят, но, предчувствуя трагическую судьбу евреев в нацистской Германии, она решила не возвращаться в США, откуда прибыла еще в 1920 году как представитель Сионистской федерации Америки. Но необходимость продолжить общественную деятельность в условиях нарастающей опасности за жизнь немецкого еврейства, заставила ее отбросить личные дела и заботу о собственном здоровье и остаться в Палестине. Как написала она позднее своим сестрам в Америку, «Гитлер решил иначе».
К этому времени Генриетта Сольд (1860, Балтимор – 1945, Иерусалим) уже была известна во всем мире как один из наиболее известных деятелей сионистского движения. Она вышла из семьи раввина Биньямина Сольда, эмигрировавшего из Венгрии в США за два года до ее рождения. Получив традиционное еврейское и разностороннее светское образование, Генриетта какое-то время с успехом преподавала французский и немецкий языки, математику и ботанику в женском институте в Балтиморе, а также вела классы по Библии и еврейской истории для членов общины синагоги, где ее отец был раввином. Для завершения образования посещала публичные лекции в университете. Более того, она добилась разрешения изучать Талмуд и еврейские тексты в Еврейской теологической семинарии (в то время исключительно мужской) при условии, что по окончании подготовки она не будет требовать звания раввина. Была постоянным корреспондентом нью-йоркской еврейской газеты «Джуиш мессенджер», подписывая свои статьи псевдонимом «Шуламит». Но когда ей исполнилось 20 лет, судьба ее совершила неожиданный и крутой поворот.
В 1881 г. в США стали прибывать гонимые еврейскими погромами многочисленные еврейские эмигранты из России. Их тяжелое материальное положение, трудно преодолеваемый в первое время пребывания в Америке языковый барьер и безработица произвели удручающее впечатление на синагогальных активистов. Прошло немного времени, и еврейским общинам Америки пришлось приступить к решению судьбы иммигрантов, и в 1888 г. Генриетта предложила экспериментальный проект организации вечерних школ для практического обучения и трудовой переквалификации новоприбывших. Проект оказался удачным, и Генриетта в течение пяти лет возглавляла его.
Генриетта давно входила в кружок «Ховевей Цион» в Балтиморе, поэтому, когда Теодор Герцль обнародовал свою программу создания еврейского государства, а в Базеле состоялся Первый сионистский конгресс, Сольд стала активной участницей сионистского движения. Все свое свободное от преподавательской деятельности время она отдавала работе в созданной в 1897 году Балтиморской сионистской ассоциации. В том же году она стала секретарем редакции Еврейского издательского общества, занимая эту должность потом в течение 19-и лет. Уже в 1899 году вместе с коллегами она стала готовить к изданию первый Американский еврейский ежегодник. В 1904–1908 гг. она была его единоличным издателем. Приняв участие в подготовке Еврейской энциклопедии на английском языке, Генриетта позднее в течение пяти лет возглавляла и это издание. Она перевела с немецкого языка на английский многотомную «Историю евреев» Генриха Греца.
К началу нового века Генриетте было уже около сорока лет. Активная общественная деятельность отнимала не только массу сил, но и массу времени. Она не была замужем и именно в этом, уже совсем немолодом возрасте, испытала разочарование в любви, которое вызвало у нее тяжелую депрессию. (До конца своей долгой жизни она так и не вышла замуж, и у нее не было детей). Усугубила состояние смерть отца, который был ее главным советником в делах издательства. Состояние ее здоровья стало вызывать у врачей тревогу.
В 1902 г. Генриетта вместе с матерью переезжает в Нью-Йорк. Здесь Генриетта продолжает работу в Еврейском издательском обществе. Состояние ее, однако, не улучшается, и друзья, желая как-то «встряхнуть» ее, заставить забыть горечь от потери отца и разрыва отношений с любимым человеком, с которым Генриетта связывала большие надежды на совместную жизнь, предлагают ей поездку за границу. Более того, они взяли на себя все расходы на полугодовое путешествие по Европе и Палестине. Генриетта вновь окунулась в овладение ивритом и изучение Талмуда в Еврейской теологической семинарии. В июле 1909 г. вместе с матерью она отправились в путь. После многих недель в Англии, Франции и Центральной Европе они прибыли в Палестину и смогли в течение месяца знакомиться с жизнью местных евреев.
Святая земля поразила Сольд контрастом между красотой природы и бедностью населения. Она увидела реальную страну, переставшую быть для нее абстрактным предметом сионистских дискуссий, и это ее глубоко взволновало. Увидела она и бедное население, ужасно худых детей, тысячи больных туберкулезом, трахомой, малярией. В ней постепенно созрела мысль, что в Палестине нужно наладить производительный труд еврейского населения. Развитие экономики и возросшие доходы населения позволят значительно укрепить здоровье людей. В Нью-Йорк она возвращается физически окрепшей. В голове у нее роятся планы оказания благотворительной помощи палестинским евреям. Воплощение в жизнь этих планов заняло несколько лет, но большинство из них она все же реализовала.
По возвращении в США Генриетта Сольд была избрана секретарем Федерации американских сионистов, и с этого момента жизнь ее пошла по совершенно иному руслу.
Крупнейшим достижением ее в этой должности стало создание в феврале 1912 г. организации «Хадасса». В праздник Пурим 1912 года возникло первое ядро организации, предназначенной для посильного вклада американских женщин в дело развития медицины и социальных услуг в Палестине. Речь не шла о милосердии, а о профессиональной и денежной помощи. Образовавшийся в Пурим первый кружок получил название «Хадасса». В появлении его сыграл свою роль и праздник: кружок получил название в честь главной героини еврейского эпоса Эстер, второе имя которой Хадасса.
Организация стала быстро крепнуть. В движение вовлекались женские еврейские организации других городов, причем в каждом из них филиалы «Хадассы» носили собственные имена. И вот, наконец, наступил тот день, когда вся организация собралась на один большой съезд. Он состоялся в июне 1914 года. На нем и было официально принято единое название – «Хадасса». Главный идеолог и организатор Генриетта Сольд была избрана председателем всего движения, которое к этому времени уже насчитывало две тысячи членов. Через три года это число удвоилось (сегодня оно достигает почти полумиллиона).
В основу деятельности «Хадассы» лег опыт работы уже существовавших женских клубов «Дочери Сиона». Вновь созданная организация провозгласила своей целью содействие здравоохранению и просвещению в Эрец-Исраэль «на благо всех народов, без расовых и религиозных различий». Когда в 1918 г. «Хадасса» стала членом вновь созданной Сионистской организации Америки, в ее руководстве Г. Сольд возглавила образовательную и пропагандистскую программы.
«Хадасса» не смогла бы так быстро достичь серьезных успехов, если бы Генриетте Сольд не удалось решить финансовых проблем. Главным ее достижением стало привлечение к деятельности организации филантропа Натана Штрауса (1848–1931) – американского промышленника, большую часть своего состояния жертвовавшего на сионистское движение. Основным предметом его благотворительности было создание сети еврейских библиотек и улучшения системы здравоохранения для еврейского населения. Всемирную же известность Натан Штраус получил внедрением обязательной пастеризации молока.
Так случилось, что в 1892 году, путешествуя со своей семьей по Европе, Натан потерял едва родившуюся дочь. Причиной смерти стало употребленное в пищу инфицированного молока. Вернувшись в США, Натан Штраус и его жена из личных источников финансируют открытие лаборатории для пастеризации молока. В эти годы основной причиной смерти детей первого года жизни были именно молочные продукты. Дети заражались туберкулезом, брюшным тифом, скарлатиной, дифтерией и другими инфекциями. В целом в США тогда погибал в первый год жизни каждый четвертый новорожденный.
Фермеры, для которых пастеризация молока грозила дополнительными расходами, отчаянно сопротивлялись начинаниям Штрауса и даже привлекали его к судебной ответственности якобы за выпуск некачественного молока. Но Штраус не прекратил своей деятельности и за 10 лет построил за свой счет в 36-и городах 297 пастеризационных станций. Только тогда в США был принят «Закон об обязательной пастеризации». Смертность детей первого года жизни из-за употребления инфицированного различными бактериями молока упала со 125 на 1000 детей в 1891 году до 16 – в 1925.
Благотворительность Натана Штрауса распространялась и на помощь беднейшим слоям населения Нью-Йорка: для них он построил жилые помещения на 64000 мест, где любой бедняк мог за 5 центов получить кровать, чтобы провести ночь, а наутро – завтрак. Зная все это, становится ясно, почему именно к нему обратилась Генриетта Сольд за финансовой поддержкой созданного ею движения.
Контакт с Генриеттой Сольд привел к тому, что в 1912 году Натан Штраус вместе со своим братом Исидором посетил Палестину. Исидор был на три года старше Натана. Братья были совладельцами крупнейшей американской сети универмагов «RH Macy and Co». В поездке их сопровождали жены. Это была их первая поездка в ишув. Для Натана она оказалась рубежной, коренным образом изменившей всю его жизнь. В каком-то отношении знаковое значение имела и гибель брата Исидора, который решил возвратиться домой раньше Натана и получить удовольствие от трансатлантической прогулки на «Титанике». Из этой поездки Исидор и его жена, как мы понимаем, не вернулись.
Натан отнесся к этой трагедии как к «знаку свыше». Он решил, что В-вышний сохранил ему жизнь для того, чтобы ее остатки он посвятил становлению еврейской колонизации в Палестине. Теперь он точно знал, на что будут уходить деньги, предназначенные им для благотворительных целей. А еще он знал, что, благодаря Генриетте Сольд, в его руках будет надежная организация, которая сможет воплотить цель его жизни: развитие образования и здравоохранения, но на сей раз в Эрец-Исраэле.
Уже весной 1913 г. «Хадасса» направила из США в помощь иерусалимским больницам двух акушерок. Штраус снял для них небольшой домик в бедном квартале Иерусалима. Там был устроен приемный покой и рабочие кабинеты. Ни водопровода, ни газовых плит, ни электричества, ни кареты скорой помощи – вообще ничего, что хотя бы отдаленно напоминало условия работы в Америки, у работниц не было. Тем не менее, в еврейских школах были обследованы дети, и началось лечение больных с выявленной трахомой. Такая же работа началась с детьми мусульманских и христианских школ, ибо один из великих принципов «Хадассы», соблюдающийся и по сей день, заключается в том, чтобы не делать различия между вероисповеданиями и происхождением и оказывать одинаковое внимание всем. Генриетта Сольд и Натан Штраус за этим строго следили, и их преемники продолжают эту традицию, которая стала правилом во всех лечебных учреждениях «Хадассы». Параллельно для молодых матерей создаются кружки по уходу за младенцами и лечение заболевших детей.
Кстати, в начале 1948 года, незадолго до образования еврейского государства, больница «Хадасса», сыгравшая главную роль в снижении детской смертности среди арабского населения Палестины, была подвергнута атаке арабских боевиков. Тогда в один день погибли 77 врачей и медсестер этого центра.
На деньги Штрауса открывается школа для девочек, вкладываются огромные деньги на борьбу с малярией, трахомой, легочными заболеваниями. При Пастеровских институтах Иерусалима и Тель-Авива открываются детские медицинские пункты помощи имени Натана и Лины Штраус.
Первая мировая война поставила еврейское население Палестины на грань катастрофы. В июле 1916 года Генриетта Сольд получает срочное задание от Всемирной сионистской организации: создать медицинскую бригаду, которая должна быть обеспечена всем необходимым для оказания экстренной медицинской помощи населению Палестины. Но средств, которые требовались бы для финансирования проекта в полном объеме, у сионистов не было, их еще надо было собрать, и Генриетта Сольд бросается действовать по всем направлениям. Вступление в войну Соединенных Штатов на стороне Антанты вообще лишило возможности посылать срочную помощь населению Палестины, а нужда в ней стремительно нарастала. Декларация Бальфура и падение Иерусалима коренным образом изменили политическое положение, но не ликвидировали голод и болезни. Смертность была огромной. Средства, необходимые для работы медицинской бригады, удалось собрать только с помощью Джойнта.
И вот, наконец, в 1918 году в Эрец-Исраэль прибыла из США группа специалистов. В ее составе 44 человека: врачи, инженеры-строители, медсестры, административные работники. Перед ними стоит задача: организация здравоохранения ишува. В тот же год в Иерусалиме открывается первая в Палестине школа медсестер, а также женский и детский консультационный пункт «Типат-халав». А уже в следующем году – первое медицинское учреждение, построенное «Хадассой» в Эрец-Исраэле, – больница в Тель-Авиве. За ней последовали медицинские центры, возникшие в Иерусалиме, Хайфе, Цфате и Тверии. (В 1930-е гг. все созданные «Хадассой» медицинские центры были переданы в распоряжение местных муниципалитетов).
2-го ноября 1918 года Джеймс Ротшильд вручил медицинской бригаде «Хадасса» ключи от больницы, основанной его семьей. Больница Ротшильда потом стала больницей «Хадасса» с филиалами во многих городах. Директора больниц менялись, но Генриетта Сольд продолжала свою благородную миссию, оставаясь душой всего этого медицинского объединения.
В 1920 г. Сионистская организация Америки направляет Генриетту Сольд в Эрец-Исраэль в качестве своего представителя. Здесь она вскоре стала во главе медицинской миссии «Хадассы» в Палестине и возглавила новые курсы по подготовке медицинских сестер. В конце 1922 года медицинская миссия была преобразована в медицинскую организацию «Хадасса». Вскоре это название стало синонимом современной медицины на Ближнем Востоке. После двух лет успешной работы в Палестине Сольд вернулась в США, продолжив там важную деятельность на посту президента всего движения «Хадасса». В 1926 году она вышла в отставку, но осталась почетным президентом общества.
В Эрец-Исраэле Генриетте Сольд удалось осуществить много дорогостоящих проектов. Среди них следует назвать создание детских медицинских центров в Тель-Авиве и Иерусалиме, раздачу бесплатных обедов в бедных кварталах Иерусалима, горячие завтраки в школах, курс здоровой пищи для матерей, оборудование игровыми площадками детских садов, специальные консультации для кормящих матерей и так далее. Все эти начинания финансировал Натан Штраус, который оставался ее близким другом до самой своей смерти в 1931 году. Именем этого щедрого благотворителя названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве и других городах. В честь него же назван город Нетания, заложенный в 1929 году.
В 1927 г. Генриетта Сольд возвращается в Эрец-Исраэль, чтобы уже никогда его не покидать. Она – один из трех членов директората Всемирной сионистской организации. Ее работа заключается в организации в ишуве здравоохранения, образования и социальных программ. Среди ее достижений – программы общественной гигиены и помощи малолетним правонарушителям, создание профессиональных школ. А когда в 1934 году на горе Скопус в Иерусалиме началось строительство университетской больницы, именно ей была предоставлена честь заложить первый камень.
Вторая мировая война на время прервала созидательную деятельность по осуществлению социальных программ в Палестине, но в эти годы пришлось больше потрудиться над созданием условий для размещения вновь прибывающих репатриантов. А число их, несмотря на все препятствия, создающиеся британским правительством, из года в год росло. В 1932 году в Палестину прибыло 60000 беженцев, в 1933 – 30000, в 1934 – 40000, в 1935 – 60000. Работа с подростками по программе «Алия а-ноар» и вовсе стала личным делом Генриетты. В 1935 году по ее инициативе в «Хадассе» был создан отдел по проблемам молодежной алии.
В 1940-е гг. «Хадасса» совместно с Еврейским университетом в Иерусалиме приступила к созданию высшего медицинского учебного заведения, которое начало функционировать как медицинский факультет этого университета уже после создания государства Израиль. Сегодня два медицинских центра «Хадассы» в Иерусалиме – «Хадасса Эйн-Керем» и «Хадасса Хар ха-цофим», функционируют как университетские больницы, крупнейшие во всем Средиземноморском регионе. В 1962 г. в первой из них в честь 50-летия организации «Хадасса» была открыта синагога, по четырем стенам которой разместились 12 – по числу колен Израилевых – уникальных витражей Марка Шагала.
В день своего восьмидесятилетия в 1940 г. Генриетта Сольд зачитала друзьям завещание, по которому оставляла все свои средства на создание центра по исследованию и координации молодежной деятельности в стране. После ее смерти центр был назван ее именем — «Мосад Сольд». Сегодня «Хадасса» содержит пансионат в Хайфе и молодежную деревню Меир-Шфея, содействует репатриации американских подростков – участников движения «Молодая Иудея». С 1970 г. в столице Израиля работает Академический колледж «Хадасса», в котором можно приобрести различные специальности для трудоустройства в этой стране. «Хадасса» сотрудничает во многих проектах Еврейского национального фонда, в частности, на ее средства были созданы две плотины и лесопитомник.
Центр «Хадассы» находится в Нью-Йорке, филиалы – во многих городах США. Издается журнал «Хадасса мэгэзин». По данным на 1996 г., около 400 тыс. женщин США являются членами этой организации. Молодежное движение под эгидой «Хадассы» – «Молодая Иудея» – действует на всей территории США. Кроме того, международная организация «Хадасса» имеет филиалы в 30 странах Европы и Латинской Америки. В 2012 году движению «Хадасса» исполнилось 100 лет.
Генриетта Сольд всю свою долгую жизнь посвятила организации благотворительной деятельности. Сольд – основательница Женской сионистской организации Хадасса (Hadassah Women's Organization). В 1942-м она выступила соучредителем сионистской политической партии «Ихуд» – «Единство», созданной с целью инициации процесса арабо-еврейского примирения и создания арабо-еврейского государства. Не лишне вспомнить, что одним из сторонников этой партии был известный еврейский философ, теоретик сионизма Мартин Бубер.
В 1944 г. Бостонским университетом Генриетте Сольд была присуждена докторская степень. Состояние здоровья не позволило ей лично прибыть на вручение, и церемония была проведена по радио.
Именем Генриетты Сольд названы улицы в городах Израиля, кибуц Кфар Сольд в Северной Галилее. В 1973 году была выпущена в оборот купюра в 5 лир с ее портретом. Скончалась Генриетта Сольд в декабре 1945 года в медицинском центре «Хадасса» в Иерусалиме. В том самом центре, созданию и усовершенствованию которого она посвятила всю свою жизнь. Ее могила находится на Масличной горе в Иерусалиме.