ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 182 2013г. | ПУЛЬС | ПОКОЛЕНИЯ | ТРАДИЦИЯ | НАРОДНОСТЬ | ВСТРЕЧИ | МИР |
ПРИРОДА | УДИВИТЕЛЬНОЕ | ШАГИ | ВОСПОМИНАНИЯ | СУДЬБА | ЛИЦА | СЛОВО | ЭТЮДЫ |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2013 |
«Арабские общества не имели своих исследований по сексуальности, как «Отчеты Кинси» или «Отчет Хайт» о женской сексуальности. У нас нет хороших количественных данных о том, что здесь действительно хотят от половой жизни женщины и мужчины. Такие исследования определенно необходимы. Я думаю и надеюсь, что они появятся в возникающей сейчас новой атмосфере интеллектуальной открытости и свободы самовыражения, которую мы видим» – говорит Ширин Эльфеки на встрече с читателями. Эльфеки, автор новой книги «Секс и цитадель: Интимная жизнь в меняющемся арабском мире» провела пять лет в поездках по арабскому миру. Она спрашивала людей о сексе, о том, что они делают, чего не делают, что они думают и почему. Ее целью было узнать о сексуальной жизни супружеских пар, молодых одиноких людей и «секс-работников». Узнать не ради пикантных подробностей, а потому, что интимные аспекты личной жизни отражаются в масштабной картине религиозных, культурных и политических сдвигов арабского общества.
Ширин Эльфеки как никто подходит для этого. Она канадка, дочь египтянина и принявшей мусульманство женщины из Уэллса. Ее жизнь протекает между Канадой и Каиром, где она работала корреспондентом в сфере здравоохранения в престижном «Экономисте».
«Очень помог и белый халат, – рассказывала Эльфеки, несколько лет служившая вице-президентом программы ООН профилактики СПИДа, – Люди здесь охотней говорят о сексе, когда имеются ввиду медицинские и профилактические аспекты». Так можно спросить и узнать куда больше.
Так что Ширин Эльфеки узнала, что «патриархат жив-живехонек и в Египте, и во всем арабском мире» Парадокс, однако, в том, что хранителями и стойкими приверженцами патриархата сплошь и рядом являются сами женщины. Одна из самых интересных глав книги – о распространенном в регионе женском обрезании, включающем в себя полное или частичное удаление клитора. В Египте его называют тара (от арабск. тахор – очищение) или по-ученому хифад (от арабск. хафад – опускать), а еще есть название хитан – обрезание, как мужское, так и женское.
Эльфеки узнает, что решение об обрезании в семье принимают женщины – матери и бабушки. Тара распространена в Северной (и Экваториальной) Африке еще со времен фараонов, если не раньше. Обрезание производят как в мусульманских, так и в христианских общинах в Египте, в Судане и Эфиопии. Ведущие общественные деятели и религиозные авторитеты обеих религий резко выступают против этого обычая. Только в начале года исламистский политический лидер в Тунисе Ал Гануши в очередной раз резко осудил обрезание девочек и заявил, что оно противоречит исламу. Однако 90% (!) египетских женщин в возрасте до 50 лет обрезано, и примерно 80% девушек в возрасте 15-17 лет.
«Есть несколько причин, по которым женщины решают делать обрезание своим дочерям (и я должна отметить – это на самом деле решение, где отца редко привлекают к принятию решения). Женщины скажут вам, что это традиция Они будут ссылаться на эстетику, мол, интимная область выглядит опрятнее, если это делается. Они будут часто ссылаться на ислам и приводить хадисы, мол, Пророк учил, что обрезание женщин желательно. Но подлинность этого более чем сомнительна...».
Эльфеки слышала множество других аргументов. Обрезание как протест против тирании. В 2008 году правительство Мубарака ввело уголовную ответственность родителей за обрезание девочек. Закон не оказал никакого действия, и респонденты Эльфеки пользовались аргументом, очень хорошо понятным в Америке – о недопустимости для власти вмешиваться в личные и семейные дела. Хотя название книги включает в себя словосочетание «арабский мир», однако речь в книге в основном идет о Северной Африке. Диктатуры в Сирии и Ираке тоже боролись с обрезанием, но там этот обычай распространен не так широко, как в Северной Африке. Обычай обрезания девочек критиковали как опасный для здоровья и жизни предрассудок. Сегодня большинство операций обрезания девочек делают не темные сельские повитухи, а дипломированные врачи.
Эльфеки находит, что ситуация меняется. «Женщины принимают решения касательно благополучия их дочерей – удалять или не удалять... Они принимают эти решения, основываясь на ошибочной информации, но на самом деле, у них есть инициатива и стимул двигаться вперед... Женщины имеют авторитет и власть над судьбой своих детей и способны осознать, что могут принимать решения, исходя из признания и уважения физических и ментальных прав ребенка».
Многие собеседницы, прошедшие обрезание, не связывают сексуальное удовлетворение с оргазмом.
«Они находили сексуальное удовлетворение, например, в том, что их мужья были довольны в постели, в том, что их совместная жизнь была счастливой, в том, что дети были сыты, счета были оплачены, и они имели крышу над головой. Таким образом, они воспринимают собственное сексуальное удовлетворение иначе, чем, возможно, большинство женщин на Западе. …Я находила у замужних женщин очень много чувства тоски по более полноценной сексуальной жизни, желания большего удовольствия, разочарования от неспособности выражать свои сексуальные желания и свои сексуальные потребности, дефицита общения со своими мужьями, недостатка чувства товарищества и дружбы в браке.
Многие, многие женщины, с которыми я говорила, выражали огорчение от тех ограничений, которые им предписаны обычаями. Одна женщина сказала мне: «Это был бы позор для меня, показать мужу, что я хочу секса».
Женщины находят способы обойти эти ограничения. Продажи модного белья, например, процветают во всем арабском мире. Многие женщины, которых я встречала, показывали мне свое ошеломляющее белье, и это было действительно очень, очень сексуально...
Западные женщины порой рассматривают модное белье, как инструмент своего угнетения в мужском обществе. Для респондентов «Секса и цитадели» белье как раз стало инструментом расширения прав и возможностей. Белье помогает намекать на свои сексуальное вожделения без того, чтобы озвучить их словесно: «Я хотела бы секса сегодня вечером».
Много места посвящено незамужним женщинам. Для незамужней главная проблема – сохранение девственности. «Я знаю молодых женщин, которых мужья возвращали их отцам, заявляя, что не было крови во время дефлорации» – говорит Эльфеки.
Девственную кровь собирают на простыню, чтобы продемонстрировать членам семьи – и друзьям. Важно доказать, что невеста была девственницей. Это ключевой момент, и касается не только индивидуальной репутации невесты, а вопрос чести всей семьи и клана. Если девственность невесты оказывается под сомнением, это пятно чести всех мужчин из семьи невесты. Коллективный интерес семьи порождает глубокое беспокойство. Вокруг этого вопроса возникла целая отрасль хирургии реконструкции девственной плевы по всему арабскому миру и на Западе. Это огромный бизнес, в котором крутятся миллионы. Надо сказать, что и эти обычаи не связаны напрямую с исламом (хотя их сторонники способны нарыть цитат), и широко распространены также среди арабских христиан.
Среди проблем и навязчивая озабоченность рождаемостью. От молодой жены ожидается родить в течение первого года после свадьбы, а еще лучше, в течение первых шести месяцев. Дело не только в том, что замужним женщинам из среднего класса приходится прекратить карьеру и отказаться от экономических возможностей. Если беременность не случается в первые полгода, это становится предметом чрезмерной заботы матери и свекрови, и в результате женщину посылают на ненужное, а то и вредное, в подобной ситуации лечение от бесплодности.
Обширный опрос, проведенный в 2008-2009 гг. в Египте показал, что большинство молодежи, как мужчин, так и женщин, считает приемлемым, когда муж бьет жену.
«Интересно, что многие молодые люди – значительный процент мужчин согласились, что мужчина должен бить свою жену, если та отказывается заниматься с ним сексом, разве что у нее есть очень-очень хорошее оправдание. Многие согласны, что супружеская измена может быть наказана физическим насилием...»
Эльфеки считает, что для перемен здесь нужны значительные педагогические усилия, расширение экономических возможностей для женщин, изменения в законодательстве. И самое главное – нужно время, которое измеряется, возможно, поколениями.