ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2013

 


Танхум Бусин



Вместе благодаря Исходу

Этот номер «Информпространства» выходит в дни праздника Суккот. Мы продолжаем цикл бесед с раввином Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Авраамом Танхумом Бусиным.

– Месяц Тишрей знаменует собой череду праздников. Рош-а-Шана связан с личной записью в Книге жизни, Йом Кипур – день искупления, прощения… Понятно, что смысл этих дней живет с нами и сегодня. А как воспринимать Суккот в контексте современной жизни?

– Вообще Суккот – это праздник единства народа, связанного исходом. К тому же в эти дни в иерусалимском Храме приносили в жертву 70 бычков за 70 народов мира. В течение предшествующего года другие народы присылали в Храм по одному-два бычка для этого жертвоприношения. Так что это еще и праздник согласия. Сукка знаменательна тем, что пребывание и трапеза в ней уравнивает евреев перед В-вышним его волей на одну неделю в году. И тех, кто пришел туда из многоэтажного роскошного жилища, и тех, кто живет в нищенской лачуге. Крыша Сукки специально проницаема для дождя, поэтому у состоятельных людей есть возможность умерить гордыню и вспомнить о своих истоках. Нищему же вполне по силам сделать себе из подручных материалов шалаш в Суккот. Заповедь предписывает приглашать в Сукку гостей и угощать их, чем Б-г послал. Часть обычаев «рекомендует» нам сон в Сукке, а часть – нет. Считается, что в дни Суккота в наши временные жилища незримо приходят в гости души великих праотцов – Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше, Довида, Шломо. Хасиды ХаБаДа верят, что их Сукку посещают покинувшие этот мир основатели и праведники хасидизма и ХаБаДа.

Сукка строится с учетом, что в нее должен поместиться человек. Она не может быть под деревом или каким-то другим внешним объектом. Над ее крышей нет ничего, кроме неба. Между ветками крыши, пальмовыми в Израиле или, например, еловыми в России, оставляют небольшое пространство для солнечных лучей и для возможного дождя. Словом, на семь дней человек переходит из надежного укрытия в рукотворное, где над ним только В-вышний: светит солнце – слава Б-гу, льет дождь – надо проявить терпение.

– Как возникла традиция пребывания в Сукке?

– В Торе написано: «В шалашах живите семь дней». Почему именно в шалашах? Тому есть несколько объяснений. Наиболее реальное из них сводится к тому, что евреи во время сорока лет исхода из Египта жили в шатрах и переносили их от стоянки до стоянки. К тому же в это время наши предки как бы находились в едином духовном большом шалаше, созданном В-вышним.

В Суккот исполняется заповедь о четырех растениях. Мы должны собрать ветки пальмы, мирты, речной ивы и этрога – цитрусового, который, хотя и съедобен, но, как правило, применяется человеком только в обряде Суккота. Все это надо увязать в букет и прочитать благословения. Почему именно такой набор растений? У этрога есть и вкус, и запах. У пальмы есть вкус, но нет запаха. У мирты нет вкуса, но она источает аромат. У ивы же нет ни вкуса, ни запаха. При этом под запахом подразумеваются добрые дела, а под вкусом – изучение Торы. Эти растения надо собрать воедино в символический букет, как еврейский народ. Потому что Суккот – день единения. Когда-то, во времена Храма, в Суккот еще происходила многолюдная церемония возлияния воды на жертвенник. Эта церемония становилась кульминацией праздника.

Семь дней Суккота свидетельствуют каждому еврею, что, где бы он ни находился – во дворце или на паперти – должен помнить об истоках народа и своем предназначении. Суккот напоминает о том, что все мы всегда ходим под Г-подом. Каждый из нас должен участвовать в строительстве Сукки, а если такой возможности нет, положить хотя бы одну ветку. В дни праздника в Сукке нужно есть. Известен случай, когда в 1970-е годы в Ленинграде какой-то еврей в одно посещение Сукки сделал четырнадцать трапез за все те дни Суккота, когда его не отпускали с работы. В Сукку принято приводить детей, в нехабадских общинах стены Сукки иной раз украшают гирляндами и детскими рисунками. Словом, единением в Сукке можно обрести святость до следующего Нового года.

– В связи с этим вспоминается, что, когда В-вышний после поклонения золотому тельцу предложил Моше заменить ему избранный народ, Моше не отказался от евреев. А значит и от ответственности за них. И В-вышний оценил его верность народу. Я полагаю, что в основе известного «треугольника» В-вышний – Тора – Евреи все-таки остается единение внутри народа. Кстати, что за праздник Шмини Ацерет, следующий прямо за Суккотом и известный как «еще один праздник в еврейском календаре»?

– Шмини Ацерет – самостоятельный праздник – день, следующий прямо вслед за семью днями Суккота. Но он и логическое завершение Суккота. В-вышний словно говорит нам – Суккот подошел к концу, но Я хочу побыть вместе со своим народом еще день. В Шмини Ацерет мы уже находимся в Сукке не по заповеди Торы, а по постановлению мудрецов. Хотя сам день Шмини Ацерет упоминается в Торе. Это – день, когда можно остаться с близкими и друзьями. Побыть с ними и самим собой. Вспомнить родных, покинувших этот мир. Не случайно, Шмини Ацерет – один из четырех дней в году, когда читается поминальная молитва Изкор. В этот же день мы молимся о дожде, что знаменует переход к зиме. В известной степени в Шмини Ацерет мы имеем возможность самостоятельно выбрать, как проявить себя по-праздничному.

– Череду праздников месяца Тишрей завершает Симхат Тора, являющая собой окончание годового цикла чтения Торы и начало нового цикла…

– В этот день, как и в Йом-Кипур и в один из дней Песаха, из Арон Кодеша для чтения выносится сразу три Свитка Торы. Особый почет выпадает на долю тех уважаемых общиной людей, кто завершает годовое чтение Свитка и начинает чтение нового цикла по Свитку. В синагогах раввины стремятся вызвать к Торе как можно больше евреев, в том числе даже тех, кто не прошел обряд бритмилы. Затем выносятся все имеющиеся в синагоге Свитки и собравшиеся танцуют со Свитками в руках. В Симхат Тору каждый, как только может, приобщается к нашей традиции.

 

Беседу вел Шрага Шалом