ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 182 2013г. | ПУЛЬС | ПОКОЛЕНИЯ | ТРАДИЦИЯ | НАРОДНОСТЬ | ВСТРЕЧИ | МИР |
ПРИРОДА | УДИВИТЕЛЬНОЕ | ШАГИ | ВОСПОМИНАНИЯ | СУДЬБА | ЛИЦА | СЛОВО | ЭТЮДЫ |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2013 |
Живет на Украине, в Литве и Польше очень интересный народ караимов. Этот народ является последователем доталмудического течения Саддукеев, отколовшегося в VIII веке в Багдаде и создавшего самостоятельную религиозную секту. Некоторые историки относят его к одному из ответвлений так называемых десяти колен израилевых. Из основополагающих религиозных книг этот народ признает ТаНаХ и отрицает Талмуд. От еврейства представители этого народа чаще всего отказывались, но драматическую судьбу евреев, тем не менее, в истории чаще всего разделяли.
Первые же известия о караимах относятся к VIII в. н.э., когда в Багдаде впервые заговорили о появлении некой еврейской религиозной секты ананитов. Во главе секты стоял Анан бен Давид, имя которого и дало первоначально название этой секте. Основной целью Анана было объединение под одним флагом сохранившиеся еще остатки всех прежних иудейских сект, имевших антираввинистическое направление. Анан обещал всем своим приверженцам полную свободу изучения Моисеева учения. Обязательным для них было одно: отрицание Талмуда и признание Торы единственной священной книгой.
Учение, которое традиционно исповедуют караимы, называется караизмом, являющимся, по разным источникам, либо четвертой, самой малочисленной авраамической религией, либо особым ответвлением от иудаизма. Богослужение первоначально проводилось на языке Торы, но позднее перешло на караимский язык, а с начала ХХ века – на язык титульной нации тех стран, где располагались караимские общины.
Караимы с начала возникновения секты исповедовали строгий монотеизм, мессианизм и веру в Моисеево происхождение собственной веры. Изучение Писания караимами было связано с эсхатологическими поисками скрытых указаний на приближающийся конец света. Испытали они и влияние ислама, поскольку поглотили в своих рядах и ряд других сект . Среди них были исавиты – последователи первого еврейского ересиарха Абу-Исы ал-Исфахани – и иудганиты – последователи Иудгана из Хамадана, которые исповедовали аскетизм, запрет на разводы, на употребление мяса и вина (в знак траура по Храму, где они служили для жертвоприношений) и признававших пророками и Иисуса и Мухаммада.
Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. В то время как первые два диалекта практически не изменились за последние пять веков, последний был подвержен в значительной мере влиянию турецкого языка во время турецкого господства в Крыму в XV—XVIII веках.
Возникновение учения караимов было связано с религиозно-национальным брожением в период завоевания арабами государства Сасанидов (династии иранских шахов). Часть евреев в те дни стремились противостоять утверждающемуся обрядовому законодательству Талмуда и удержать идущую еще от саддукеев традицию, характерную для периода, предваряющего появление Мишны. Обращение к ТаНаХу как к единственному источнику Закона для караимов было свидетельством их верности первоначальному вероучению, якобы искаженному позднейшими толкователями, что нашло выражение в установленном еще Ананом принципе: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение».
Распространение вероучения караимов привело к появлению и других антираввинистических ересей. Некоторые из них оставили свой след в истории. В частности, секта укбаритов, основанная Ишмаэлем Укбари из г.Укбара близ Багдада, секта тифлиситов, основанная Мусой ал-Зафарани из Тифлиса (Тбилиси), и секта малекитов, основанная Маликом ал-Рамли из г.Рамле близ Иерусалима. Тем не менее, кроме принципиального расхождения в вопросе об Устном Законе, вероучение караимов, по сути, не отличается от иудаизма раббанитов. Об этом говорят и 10 принципов караимства, сформулированных в конце ХV в., когда процесс систематизации учения караимов был, наконец, завершен:
1. Бог сотворил весь физический и духовный мир во времени и из ничего.
2. Он – Творец, который сам не был сотворен.
3. Он не имеет формы, ни с чем несравним, бестелесен и абсолютно един.
4. Он послал нашего учителя Моисея.
5. Он послал нам через Моисея Тору, которая содержит совершенную истину и не может быть дополнена или изменена каким-то другим законом.
6. Каждый верующий должен изучать Тору в подлиннике и постигать ее подлинный смысл.
7. Бог раскрылся другим пророкам.
8. Бог воскресит мертвых в Судный день.
9. Бог воздаст каждому человеку по его делам.
10. Бог не презирает живущих в изгнании, но хочет очистить их с помощью страданий. Они могут надеяться на Его постоянную помощь и на избавление, орудием которого будет Мессия – потомок Давида.
Термин «караимы» впервые употребил систематизатор вероучения Беньямин Нахавенди (IХ в.), который заложил основы караимства как однородной доктрины. Уже в Х в. в среде караимов возникает интерес к светским наукам, что привело к появлению крупных ученых, способствовавших расцвету арабской культуры своего времени. Но к Х в. относится и первая серьезная критика учения караимов – с ней выступил крупнейший галахический авторитет эпохи Саадия Гаон.
В ХI в. одним из центров караимов стал Иерусалим, но в 1099 г. крестоносцы вырезали всю караимскую общину города. В ХII в. единственной процветающей общиной караимов была египетская, однако вскоре центр их духовной жизни переместился в Византию. Там в ХII-ХVI вв. были созданы выдающиеся литературные произведения караимских авторов: «Кисть
Кипрея» Иехуды Хадасси («Эшкол хакофер», энциклопедический свод караимского богословия на иврите, ХII в.), «Книга отбора» Ахарона ха-Рофе («Сефер ха-мифхар», классический комментарий к Библии, ХIII в.), «Сад Эдемский» «караимского Маймонида» Аарона б.Элияху из Никомедии («Ган Эден», систематический кодекс караимского религиозного законодательства, ХIV в.), его же комментарий к Библии «Венец Торы» («Кетер Тора»).
С ХIII в. караимы появляются в Крыму. В 1392 литовский князь Витовт, переселил после крымского похода 383 караимские семьи в Тракай, позже – в Луцк и Галич. Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии. В результате, крымские и литовско-польские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу.
Крупнейшие караимские общины существовали в Троки, Луцке, Галиче. С конца ХVI в. Литва становится центром интеллектуальной деятельности караимов. На протяжении трех веков (ХVI-ХVIII) лидером литовских караимов была караимская община Троки, хотя после русско-польской войны 1654-67 гг. в городе осталось только 30 семей, а после пандемии – чумы 1710 г. и вовсе три семьи. Крупнейшим караимским ученым в Литве стал Ицхак б.Авраам Троки – автор полемического антихристианского трактата «Укрепление веры» («Хиззук эмуна», 1681).
В своей истории караимы претерпевали те же трудности и лишения, которые выпадали на долю евреев, рядом с которыми они всегда жили. Как правило, караимы пользовались одинаковыми политическими правами с евреями, платили те же обычные или дискриминационные налоги и имели один гражданский статус. Как и евреев, караимов обвиняли в кровавом навете. Многие вопросы караимы должны были согласовывать с Литовским ваадом. Через него же они рассчитывались за налоги. При изгнании евреев из какой-либо страны изгонялись обычно и караимы, как это случилось в Литве в 1495 г. Во время погромов Б. Хмельницкого (1648) и гайдамаков (1768) караимы пострадали так же, как и евреи.
Сами караимы пытались уйти от такой судьбы, отмежевываясь от своего «еврейства». Так, в 1514 г., когда король польский и великий князь литовский Сигизмунд I Старый объявил своим «универсалом» литовским евреям о назначении над ними старшиной откупщика Михеля Езофовича, караимская община отказалась подчиняться этому решению, ссылаясь на отличия в вере, и наместник Литвы Гастольд согласился с их доводами. Противоречия между караимами и евреями разрешались подписанием особых соглашений. Так, в соглашении, подписанном представителями раббанитов и караимами в 1714 г., стороны обязывались уважать взаимные привилегии и решать споры без привлечения властей.
С вхождением Крыма и Литвы в состав Российской империи возникла необходимость определить правовое положение караимов. В 1795 г. русское законодательство впервые установило различие между караимами и евреями. Тогда по ходатайству таврических караимов караимы были освобождены от наложенной на евреев подати в двойном, в сравнении с христианами, размере. Характерно, что, положив грань между караимами и евреями как между двумя группами, пользующимися гражданскими правами в разном объеме, власти, вместе с тем, не выделили караимов из недр еврейского народа. Караимы и в дальнейшем во всех законодательных актах правительства именуются евреями, а при установлении для евреев ограничений всегда делалась какая-либо оговорка, что ту или иную стеснительную меру не следует применять к караимам. Наиболее четко это было выражено в освобождении караимов от несения натуральной рекрутской повинности, установленной для евреев в 1827 г.
В 1853 г. трокские караимы обратились в правительство с ходатайством, чтобы к ним не применялось наименование «еврей». Они хотели, чтобы их называли «российскими караимами исповедания Ветхого Завета». И такое отделение караимов от евреев произошло. Государственный совет 8 апреля 1863 г. установил, что «караимы, находясь под покровительством общих законов Империи, пользуются всеми правами, предоставленными русским подданным». Из прежнего термина «евреи-караимы» убрали слово «евреи». Но это караимам многого не дало: местная администрация не раз применяла к ним те же дискриминационные меры, что и к евреям. Обращения по этому поводу к Министру внутренних дел эффекта не давали. Тем не менее, кровавые погромы 1881 года караимов не коснулись, что дало возможность трокскому гахаму написать в своем письме в правительство: «русский народ не считает караимов евреями и не признает их врагами человечества, как евреев».
В 1837 г. караимы получили право религиозного самоуправления, избирая своего духовного лидера – гахама, резиденция которого располагалась в Евпатории. Гахаму были подчинены газзаны – духовные лидеры общин. В каждой караимской синагоге (кинассе) были два газзана и один шаммаш (служка), должности которых были выборными. Первым гахамом, которого российские власти признали официально, был Симха Бабович (1790–1855), много сделавший для достижения равноправия караимов. В 1863 г. караимы были полностью уравнены в правах с коренным населением России. Тогда же караимы западных губерний получили самостоятельное духовное управление с центром в Троках (после 1917 г. – Тракае).
Духовное раскрепощение караимов в ХIХ в. дало серьезный стимул для творчества караимских авторов. Из их числа следует отметить Иосефа Шломо б.Моше Луцкого, издавшего комментарий к вышедшей в XIII в. «Книге отбора» под названием – «Серебряный дворец» («Тират кесеф», 1835), караимский календарь на 1859–1901 гг., многочисленные пиюты, молитвы и гимны, часть которых вошло в караимские молитвенники. Его сын Аврахам по прозвищу Ибн Яшар получил известность как караимский законоучитель и ивритский поэт, основавший в Евпатории религиозную школу, авторитетнейшую среди караимов России, и опубликовавший трактат по брачному праву караимов «Послание о чете и одиночке» («Иггерет зуг ве-нифрад», 1837). Большую известность получили работы по теологии, истории и грамматике Мордехая б.Иосефа Султанского, трактаты о караимах его ученика Шломо б.Авраама Бейма, теологический труд Давида б. Мордехая Кукизова (Кукизов – местечко близ Львова) «Росток Давида» («Цемах Давид», 1897) и др.
Наиболее крупным караимским ученым ХIХ в. был Авраам б. Шмуэль Фиркович – литератор, археолог, общественный деятель, составивший во время своих поездок по Крыму,
Кавказу, Эрец-Исраэль, Сирии и Египту уникальную коллекцию старинных рукописей. Все эти материалы находится в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Их изучение помогло многим востоковедам обогатить семитологию (в т.ч. и гебраистику) выдающимися открытиями. Это собрание рукописей на иврите – крупнейшее в мире и состоит из более чем 15-и тысяч единиц хранения.
В так называемое Первое собрание Фирковича входило 1490 рукописей на коже и пергаменте, 754 копии с надгробных надписей, 45 рукописей, написанных ранее IХ-Х вв. Во Второе собрание Фирковича вошли 200 свитков Торы, более двухсот пергаментных кодексов и других рукописей на иврите и арабском языке. Основав в Евпатории общество для издания памятников караимской письменности, Фиркович открыл типографию, в которой издал и свои труды, и многие классические труды караимских авторов ХII-ХV вв.
Как общественный лидер, Фиркович многое сделал для дарования караимам полного равноправия. Замысел его заключался в том, чтобы доказать, что караимы появились в Крыму до I в. и потому не могли принимать участие в распятии Христа, а значит, и не должны подвергаться одинаковой с евреями дискриминации. В своих трудах он прямо писал, что «караимы не имеют тех пороков, которыми отличаются евреи». Он посылал докладные записки в Петербург с предложением выселить евреев из приграничных губерний, издал полемические трактаты, направленные против хасидизма – «Камень преткновения» («Села ха-махалокет», 1834) и против раввинизма – «Печать совершенства» («Хотам тохнит», 1835), а также «Испытания и споры» («Масса у-мерива», 1838). Последний носил настолько резкий тон, что таврическое караимское духовное правление приняло решение о конфискации всего тиража, хотя трактат и был посвящен защите караимского вероучения. На основании материалов Фирковича возникла и поныне популярная хазарская теория происхождения крымских караимов.
Несмотря на то, что на протяжении значительной части своей истории караимы, по крайней мере, не отделяли себя от еврейской культурной сферы, начиная с XIX века среди них, тем не менее, возобладали тенденции противопоставления себя евреям. Этому способствовали, возможно, узаконенные различия в правах между еврейским и караимским населением. Начиная с XX века, эта тенденция еще более усилилась. В дореволюционной России караимы были уравнены в правах с православными, тогда как на евреев из западных губерний налагался ряд ограничений. Так, в «Правительственном вестнике» №24 за 1881 год указано, что «караимы считаются совершенно различного вероисповедания от евреев и пользуются всеми правами, предоставленными русским».
В ХХ в. караимская ученость пришла в упадок, хотя время от времени в печати появлялись издания караимов: еженедельник «Караимская жизнь» (Московский университет, 1911), русскоязычный журнал «Караимское слово» (Вена, 1913-14), польский журнал «Караимская мысль» (Вильно, 1924). После Первой мировой войны центром караимской культурной жизни стал Вильно (после 1939 г. – Вильнюс).
После октября 1917 г. началась эмиграция российских караимов, большинство из которых осели в Польше, Франции, Германии и Турции. Ассимиляционная политика большевиков и упадок религии в СССР привел к быстрому уменьшению количества караимского населения, которого к началу Второй мировой войны осталось около 10000 (преимущественно в Крыму). В СССР караимы проживали достаточно компактными анклавами, главным образом, в Крыму и Литве. Центром караимской жизни был город Евпатория, где находился их духовный и административный центр. В Евпатории и поныне находится Соборная кинасса – памятник архитектуры XIX века. Закрытая большевиками, она была заново открыта 13 сентября 2005 г. В Литве центром караимской жизни был город Тракай, где сохранилась древняя кинасса с тремя окнами: «одно – для Бога, другое – для семьи, третье – для Великого князя литовского».
Приход Гитлера к власти и введение в Германии антиеврейского законодательства побудили караимскую общину этой страны, в составе которой было 18 бывших офицеров армии генерала Врангеля, искать пути к спасению. В 1934 г. берлинская община обратилась в министерство внутренних дел с просьбой о непризнании караимов евреями на основании их юридического статуса в России. Министерство частично поддержало их просьбу, отметив, что караимы не входят в состав иудейской религиозной общины. Вместе с тем, нацисты, назвав караимов «сектой» не пришли к однозначному выводу относительно их «расовой классификации» и «расовых биологических характеристик», и караимы продолжали подвергаться дискриминации, как и все еврейское население Третьего Рейха.
Еще одну попытку убедить нацистов, что караимы – неевреи и должны быть освобождены от унизительной участи, сделал эмигрант из России караим Семен Эзрович Дуван (1870–1957). Бывший городской голова Евпатории, один из самых ярких представителей городского самоуправления Таврической губернии, филантроп, Дуван были личностью легендарной. Это его усилиями Евпатория из глухого провинциального городка превратилась в международный курорт. Его родной дед, Семен Соломонович Бобович, был в свое время первым гахамом крымских караимов. После Октября 1917 года Дуван выехал во Францию, но даже в последние годы жизни выражал уверенность в своем возвращении на родину. Он говорил: «Верю, что рано или поздно Россия избавится от большевиков и будет восстановлена как нормальное государство».
Проживая во Франции, он выступал защитником караимов от антисемитской пропаганды. В сентябре 1938 г. он даже предпринял поездку в Берлин и обратился к министру внутренних дел по поводу определения этнического происхождения и вероисповедания караимов. Содействие ему оказали русское эмигрантское бюро и лично епископ Берлинский и Германский Серафим. 5 января 1939 г. на имя С. Дувана из Государственного расового Бюро Германии пришло разъяснение: караимский этнос не отождествлялся с евреями ни по вероисповеданию, ни по расе. В это время в самой Франции проживало около 200 караимов, и решение об исключении караимов из антиеврейского законодательства было принято также и вишистским правительством.
Накануне нападения на СССР институтом зарубежных стран Германии и Ванзее-институтом было проведено изучение «караимского вопроса». Собранные к этому времени во всей Европе сведения о караимах, тем не менее, не позволили принять однозначного решения о том, следует ли применять по отношению к караимам антиеврейские санкции. В этой работе приняли участие и представители местных администраций. В конце августа 1941 г. в занятом оккупационными войсками Тракае был подготовлен документ, что караимы имеют «татарско-ближневосточный» вид и не имеют связей с евреями. Документ составили гахам Серайя Шапшал (1873–1861) и его помощник, газзан (кантор) Шимон Фиркович (1897–1982).
Доктор филологических наук, профессор С. Шапшал был для своего времени личностью незаурядной. Выпускник факультета восточных языков Петербургского университета, С.Шапшал в течение восьми лет был воспитателем персидского принца Мохаммеда-Али, а после того, как тот стал шахом Ирана, главным его советником. Вернувшись в Россию, работал переводчиком в Министерстве иностранных дел. В 1915 г. был избран гахамом Караимского духовного правления в Евпатории. После прихода советской власти эмигрировал в Турцию, но потом оказался в Литве и в 1928 г. был избран гахамом караимских общин Польши и Литвы. Летом 1940 г., после того, как советские войска вошли в Литву, отрекся от должности, но в годы немецкой оккупации вновь стал исполнять обязанности гахама. Стараясь увести свой народ от смертельной опасности, Шапшал еще в 1939 г., воспользовавшись помощью русской общины в Германии, обратился в расовое бюро министерства внутренних дел германского рейха с просьбой детально изучить вопрос об этническом происхождении караимов.
Появление этого документа заставило немцев вновь вернуться к вопросу этнического и религиозного происхождения караимов и заручиться мнением еврейских специалистов. Они обратились к трем еврейским историкам – авторам исследований по истории караимов. Все трое были до войны яростными противниками теории о тюркском происхождении караимов. В своих работах они приводили многочисленные доводы еврейского прошлого караимов. Но в заключении, сделанном для нацистов, они независимо друг от друга и вопреки собственным научным убеждениям, поддержали теорию С. Шапшала и тем самым спасли европейских караимов от Холокоста. Вот имена этих ученых-гуманистов: Зелик Калманович, Меир Балабан и Ицхак Шипер.
Один из первых директоров созданного в 1925 году для изучения истории евреев Германии, Восточной Европы и России Еврейского научного института (YIVO) Зелик Калманович (1885–1944) до войны жил в Риге и был главным редактором еврейской газеты «Лецте найс». Получил известность как автор перевода «Похождений бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека на идиш. С начала оккупации Вильно немцами находился в Вильнюсское гетто, но в 1943 г. после ликвидации Вильнюсского гетто был переправлен в концентрационный лагерь, находившийся возле города Нарва, где и скончался от голода.
Меир Балабан (1877–1942) по праву считается основателем историографии польского еврейства. В 1920–30-е годы возглавлял Варшавскую раввинскую семинарию, читал лекции в Варшавском университете, с 1927 г. работал в Варшаве директором YIVO. Был автором работ по истории евреев Львова, Кракова, Люблина. Особое значение имеют его работы по истории саббатианства и франкизма. Погиб в Варшавском гетто.
Еврейский историк Игнацы (Ицхак) Шипер (1884–1943) получил известность не столько своими трудами по истории евреев Польши (торговля, культура, еврейский театр), сколько активной сионистской деятельностью. Был членом партии Поалей Цион, редактировал ее центральный орган «Дер юдише арбейтер». В течение восьми лет был членом польского сейма. В YIVO читал лекции по еврейской экономике. До начала 1943 г. находился в Варшавском гетто, затем был депортирован в лагерь смерти Майданек, где вскоре погиб.
Когда началась оккупация немецкими войсками западных районов СССР, где было сосредоточена основная часть еврейского населения страны, в ямы и яры вместе с евреями шли и караимы. Просто немецкая бюрократия еще не успела довести до сведения оккупационных властей решение своего министерства внутренних дел о том, что караимы не являются евреями. В Риге, Краснодаре, Киеве, Одессе, Херсоне погибло почти все караимское население. Но в отдельных регионах большинству караимов удалось спасти. И, как это часто бывало в истории, их спасители сами расплачивались жизнью. Так, как это случилось с известным в Евпатории юристом Самуилом Ходжашом (1881–1942).
Когда Евпаторию заняли нацисты, и над караимами нависла угроза тотального уничтожения, С. Ходжаш разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом. Это спасло жизнь местным караимам. Но когда оккупационные власти предложили ему занять должность евпаторийского мэра, С. Ходжаш отказался и был расстрелян 26 марта 1942 г.
В послевоенный период процесс ассимиляции караимов продолжался, и их количество в СССР постоянно уменьшалось: 1959 г – 5700, 1979 г. – 3300. В наши дни караимы относятся в России к национальным меньшинствам. Согласно последней переписи населения 2010 года в России проживает всего 205 караимов, в том числе 89 – в Москве, 22 – в Санкт-Петербурге и 18 – в Московской области. Причем, только трое из них указали, что владеют караимским языком. В настоящее время в России не зарегистрировано ни одной караимской религиозной общины.
Наиболее крупная община караимов на постсоветском пространстве – около 250 человек – проживает ныне в Литве, сохранив караимский язык в качестве разговорного. Существуют три караимские национальные общины: в Вильнюсе (ок. 150 чел.), в Тракае (менее 50 чел.) и Паневежисе (менее 30 чел.). Имеются две действующие караимские кинассы в Вильнюсе и Тракае. В Тракае действует Караимский государственный этнографический музей, инициатором создания которого в свое время явился Серайя Шапшал. После окончания войны С. Шапшал повторно официально отрекся от должности караимского гахана, работал в Институте истории Литовской Академии наук, стал одним из авторов трехъязычного «Караимско-русско-польского словаря» (1974). Часть его коллекции размещена в Тракайском музее. Другая часть хранится в Литовской национальной библиотеке в Вильнюсе.
Преследования евреев в арабских странах побудили живших там караимов переселиться в Израиль, в результате чего караимская община этой страны стала крупнейшей в мире, а в иудаизме начала преобладать тенденция к признанию караимов частью еврейского народа. Караимы подлежат репатриации согласно Закону о возвращении, а в Израиле пользуются всеми правами граждан этой страны и, как и все население, подлежат воинской повинности.
В Израиле караимы считаются частью еврейского народа независимо какого толка религию – раввинистического или караимского – они исповедуют. Несмотря на то, что караимы признаются в Израиле евреями, они не могут вступать в религиозные браки с галахическими евреями. Браки между самими караимами заключаются караимским раввинатом. Эти браки, с точки зрения еврейского законодательства, рассматриваются как законные, однако разводы, совершенные по принятым у караимов традициям считаются недействительными. Караимы и евреи – граждане Израиля могут заключать гражданские браки за границей или в посольствах на территории Израиля. Эти браки имеют полное гражданское равноправие с религиозными браками. Крупнейшие караимские общины расположены в Рамле, Ашдоде и Тель-Авиве.